Сущность Закона «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь»

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………4

1. Сущность Закона «О Национальном архивном фонде и архивах

в Республике Беларусь»……………………………………………………………5

1.1 Общие положения……………………………………………………………….5

1.2 Национальный архивный фонд Республики Беларусь    ………………………5

1.3 Хранение документов Национального архивного фонда

Республики Беларусь………………………………………………………………7

1.4 Государственное управление архивным делом

в Республике Беларусь………………………………………………………………8

1.5 Международное сотрудничество в архивном деле……………………………9

1.6 Ответственность за нарушение законодательства о

Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь……………9

2. Нормативно-правовая база по работе с электронными документами…….…11

2.1 Учет электронных документов, подлежащих передаче на

государственное хранение………………………………………………………11

2.2 Передача электронных документов на государственное

хранение…………………………………………………………………………….12

2.3 Контроль при передаче электронных документов на

государственное хранение…………………………………………………………13

2.4 Обеспечение доступа к информации и защита прав собственности

на информационные ресурсы……………………………………………………14

3. Вопросы архивоведения, отраженные в правилах работы

архивов центральных и местных органов государственной власти и

управления, учреждений, организаций и предприятий Республики

Беларусь……………………………………………………………………………17

3.1 Правовые основы деятельности архивов центральных и местных

органов государственной власти и управления, учреждений, организаций

и предприятий Республики Беларусь          ……………………………………………17

3.2 Виды, задачи и функции архива………………………………………………18

3.3 Обеспечение сохранности документов архива……………………………….19

3.4 Классификация документов архива…………………………………………20

3.5 Учет документов в архиве……………………………………………………20

3.6 Научно-справочный аппарат к документам архива………………………….21

3.7 Организация работы архива…………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………….24

Литература…………………………………………………………………………..25



Введение

 

В эпоху широкого использования Национального архивного фонда Республики Беларусь во всех областях деятельности общества - на предприятиях, в ведомствах, учреждениях и организациях, во все больших масштабах накапливаются массивы как документов на бумажном носителе, так и электронных (машиночитаемых) документов, которые содержат научно-техническую, производственную и управленческую информацию постоянного хранения. Без надлежащей нормативной базы, соответствующей всем современным требованиям, данная информация может быть уничтожена.

Исходя из этих обстоятельств, возникла необходимость усовершенствования принятых нормативных документов для обеспечения должного хранения документов.

Руководствуясь подобными документами, работники архива могут создать наиболее оптимальные условия сохранности документов. Лица, на которых возложена забота о сохранности научных ценностей, должны в полной мере владеть знанием нормативных документов, для руководства ими в работе. Они в полной мере должны осознавать всю ответственность за ту информацию, которая хранится в архивохранилищах.

Выполнение предписаний, указанных в различных нормативных документах, регламентирующих деятельность архивов, позволит разрешить одну из нелегких задач по сохранности всех тех документационных и книжных ценностей, которые были созданы в прошлом и достойными обладателями которых являются современное и будущее поколения.



Сущность Закона «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь»

 

1.1. Общие положения. Законодательство Республики Беларусь о Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь состоит из Конституции Республики Беларусь, Закона «О Национальном архивном фонде» и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению документами Национального архивного фонда и архивов в Республике Беларусь регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Законом «О национальном архивном фонде».

Если нормами международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь и вступивших в силу на ее территории, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Законом, то применяются правила международного договора.

Государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, общественные объединения, религиозные организации, а также физические лица обязаны обеспечивать накопление, учет, хранение и использование архивных документов в соответствии с требованиями, установленными Законом «О Национальном архивном фонде» и иными актами законодательства Республики Беларусь.

1.2. Национальный архивный фонд Республики Беларусь. Национальный архивный фонд Республики Беларусь – совокупность документов, созданных в Республике Беларусь в процессе экономической, общественно-политической, социально-культурной и иной деятельности государства на различных этапах его развития и отражающих материальную и духовную жизнь белорусского народа. Документы Национального архивного фонда Республики Беларусь являются историческим и культурным наследием, достоянием народа Республики Беларусь, его документальной памятью и служат для удовлетворения нужд общества и государства, реализации прав и законных интересов граждан. Документы Национального архивного фонда Республики Беларусь являются составной частью информационного ресурса Республики Беларусь и защищаются законом наряду с другими видами информационного ресурса.

Национальный архивный фонд Республики Беларусь состоит из документов, собранных в процессе деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, общественных объединений, существовавших и существующих на территории Республики Беларусь и за ее пределами, физических лиц независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности.

К Национальному архивному фонду Республики Беларусь относятся также архивные документы, являющиеся историческим и культурным наследием белорусского народа и хранящиеся в архивах, музеях и библиотеках других государств, а также документы, находящиеся в частной собственности иностранных граждан и в соответствии с международными договорами подлежащие возвращению в Республику Беларусь.

Списки источников формирования Национального архивного фонда Республики Беларусь утверждаются один раз в пять лет и ежегодно по представлению соответствующих учреждений Государственной архивной службы Республики Беларусь уточняются:

- республиканским органом государственного управления по архивам и делопроизводству - по объектам республиканского подчинения;

- местными исполнительными и распорядительными органами - по объектам областного, городского и районного подчинения.

По представлению учреждений Государственной архивной службы Республики Беларусь в состав источников формирования включаются с согласия их собственников архивы негосударственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь.

Национальный архивный фонд Республики Беларусь пополняется также путем дарения, получения в наследство, покупки ценных документов, находящихся в собственности юридических и физических лиц, а также поступивших из других государств.

1.3 Хранение документов Национального архивного фонда Республики Беларусь. Постоянное хранение документов государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь осуществляют государственные архивы, государственные музеи и библиотеки.

Особо ценные и уникальные архивные документы, документальные памятники находятся на особом режиме хранения и использования. Собственники этих документов обязаны создавать за свой счет их страховые копии.

Документы государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь до передачи на постоянное хранение в государственные архивы находятся на временном хранении в государственных органах, на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях для использования в служебных, научных и других целях, а также для обеспечения прав и законных интересов граждан.

Для хранения этих документов и ведения работ с ними создаются ведомственные (межведомственные) архивы, обеспечиваемые специальными помещениями, оборудованием, специалистами и необходимой учебно-методической литературой.

Устанавливаются следующие предельные сроки хранения документов в ведомственных архивах:

- документов Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, министерств и других республиканских органов государственного управления, кроме Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Прокуратуры Республики Беларусь, судов, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Национального банка Республики Беларусь, руководящих органов государственных объединений, предприятий, организаций, учреждений республиканского подчинения – 15 лет;

- документов органов иностранных дел, государственной безопасности, внутренних дел, обороны – 30 лет;

- документов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, а также предприятий, учреждений и организаций областного подчинения – 10 лет, городского и районного подчинения – 5 лет;

- научно-технической документации – до минования надобности, но не более 25 лет;

- записей актов гражданского состояния и нотариальных записей, документов по личному составу – 75 лет.

Республиканский орган государственного управления по архивам и делопроизводству может продлевать сроки временного хранения документов Национального архивного фонда Республики Беларусь министерствам, другим республиканским органам государственного управления, иным предприятиям, организациям и учреждениям путем выдачи лицензий или заключения договоров в определяемом им порядке.

1.4 Государственное управление архивным делом в Республике Беларусь. Государственное управление Национальным архивным фондом и архивами в Республике Беларусь возлагается на Государственный комитет по архивам и делопроизводству Республики Беларусь (Госкомархив), отделы по архивам и делопроизводству исполнительных комитетов областных и Минского городского Совета депутатов.

Органы государственной архивной службы Республики Беларусь осуществляют контроль за безусловным соблюдением на территории республики всеми юридическими лицами независимо от форм собственности, их ведомственной подчиненности, а также гражданами законодательства Республики Беларусь по вопросам ведения делопроизводства и архивного дела. Решения и указания органов управления архивным делом по вопросам работы архивов и организации делопроизводства являются обязательными для всех юридических и физических лиц.

Государственный контроль за обеспечением сохранности, учета и использования документов осуществляется Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами. Государственный надзор за соблюдением законодательства по делопроизводству и архивному делу в Республике Беларусь, соблюдением норм и принципов работы с документами, установленных стандартами специальными правилами и инструкциями, возлагается на Государственную инспекцию архивов и делопроизводства.

1.5 Международное сотрудничество в архивном деле. Государство содействует расширению контактов между архивными учреждениями Республики Беларусь и других государств во взаимном использовании имеющихся архивных документов, если это не наносит вреда суверенитету Республики Беларусь и интересам белорусского народа.

Взаимоотношения между архивными учреждениями Республики Беларусь и других государств строятся на основе договоров об их сотрудничестве.

Республиканский орган государственного управления по архивам и делопроизводству в пределах своей компетенции и в порядке, определенном Законом «О Национальном архивном фонде», решаем вопросы, вытекающие из международных договоров, заключенных Республикой Беларусь, и представляет ее в международных архивных организациях.

1.6 Ответственность за нарушение законодательства о Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь. Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственные, ведомственные (межведомственные) и частные архивы, имеющие статус юридического лица, несут ответственность по своим обязательствам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. За действия ведомственных архивов, не имеющих такого статуса, несут ответственность юридические лица, в подчинении которых находятся эти архивы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: