Профессиональная компетентность арт-менеджера

Главная задача, которая ставится перед системой высшего образования в XXI в., – это создание условий для формирования у специалистов профессиональных компетенций, соответствующих инновационному типу развития всей системы социальных, экономических, социокультурных отношений, а также обеспечивающих модели инновационного образования, тесно связанного со стандартами общеевропейского образовательного пространства.

Интеграция технологий обучения с информационно-ком­муникационными технологиями способствует созданию условий для повышения качества образования. Немаловажным фактором этого является осознание необходимости перехода от “знаниевой” к компетентностной парадигме образования. В контексте новой парадигмы образования становится очевидным, что процесс образования не сводим к механической совокупности знаний, умений и навыков. В условиях динамично меняющегося мира гораздо более актуальным является понятие “ключевые компетенции”, под которым понимается сфера отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. На первый план выходит подготовка не специалиста-исполнителя, умеющего действовать по заранее заданным алгоритмам, а творческого специалиста, обладающего способностью принимать неординарные решения, мыслить креативно.

Когда разрабатывались стандарты образования нового поколения, вузами была проделана большая работа по философскому осмыслению проблемы компетенций и в связи с этим результатов образования. Именно переход от квалификаций к компетенциям позволил кардинально обновить высшее образование, обеспечить конкурентоспособность выпускников вузов.

Компетенции отвечают требованиям “плавающих” профессиональных границ, динамике профессий, их глобализации, разрушению профессиональных замкнутостей (конечно, это не исключает высокого профессионализма в конкретных предметных областях). При разработке характеристик компетентности вместе с нашими интеллектуальными партнерами (в университете работают известные деятели культуры и искусств) планируется устанавливать критерии компетентности по специальностям и направлениям подготовки в вузах культуры и искусства.

Компетентность становится доминантной не только при приеме на работу, но и в карьерном росте специалистов социально-культурной сферы.

Качество как результат образования проявляется в том, что должно дать возможность человеку будущего принимать новые решения, находить новые пути и генерировать новые идеи. Следовательно, именно креативному образованию будет отводиться ключевая роль. Университет интегрирует креативные технологии не только в учебный процесс, но и в научно-практическую деятельность студентов.

Разработка второго поколения европейских образовательных стандартов базируется на следующих приоритетах:

– инновационном типе развития образовательных систем;

– создании открытых конкурентоспособных систем обучения;

– совершенствовании проектного управления профессиональной подготовкой на всех уровнях, методов разработки и внедрения качества оценки образования, обеспечивающего формирование инновационного мышления у специалистов;

– современных, интенсивных, образовательно-педагоги­ческих, информационных и мультимедийных технологиях обучения;

– личностно ориентированном процессе обучения, раскрывающем духовно-нравственный, творческий потенциал специалиста, способности к самоорганизации, самообразованию, саморазвитию.

В современных условиях важным аспектом выступает изменение принципов образовательной деятельности человека, предполагающих:

– непрерывность и доступность образования не только в начале жизненного пути человека, но и на всем его протяжении; способность превращения знаний в информацию и обратно;

– создание информационной образовательной среды, в основе которой лежат новые информационные и коммуникационные технологии;

– формирование единого информационного образовательного пространства, позволяющего использовать образовательные ресурсы различных регионов и стран за счет дистанционного обучения и сетей коммуникаций;

– открытость – способность к саморазвитию, предполагающая новый подход к определению целей и результатов образования.

Компетенции предполагают наличие у личности определенных мотивов. Среди них можно выделить: мотив достижения – стремление всеми доступными средствами добиться желаемого результата; мотив избежания неудачи – стремление в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи; мотив власти – стремление реализовать свою волю. Формирование оптимальной мотивации обучаемого – одна из важнейших задач педагога. Дело в том, что мотив “быть лучше, чем все”, наряду с положительным эффектом может давать и негативный результат, требующий педагогической корректировки.

Смысл воспитания в процессе образования заключается в формировании такой личности, которая сможет гармонично влиться в общество, т.е. социализироваться.

Компоненты модели формирования компетенций в учебном процессе возможно представить следующим образом.

Цель – подготовить студента, способного применять знания в новых условиях, способного создавать и использовать альтернативные подходы новшества.

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000).

Компетенция– знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Содержание – целостное миропонимание, новое научное миропонимание и новое научное мировоззрение; широкое методологическое представление, доведенное до уровня решения практических задач.

Участники педагогического процесса – субъектно-субъект­ное взаимодействие (S –> S); ориентация на интерес и потребность студентов; эмпатичность; взаимовлияние, при котором студент является активным и равноправным участником собственного учения.

Методы обучения – моделирование ситуаций, анализ и проблемное изложение, диалог, дискуссия, организационно-деятельностные и ролевые игры, тренинги и т.д.

Формы контроля – самоконтроль, взаимоконтроль, управляемый контроль учебного процесса и результатов обучения, таких как анализ, коррекция и регулирование процесса подготовки.

Инновационные формы формирования компетенций студента в учебном процессе:

– целевые курсы, целью которых является подготовка к работе в современных условиях к решению актуальных проб­лем управленческой деятельности и т.д.;

– проблемные курсы. Цель этих курсов – практическая и творческая разработка отдельных культурологических и уп­равленческих проблем;

– курсы-тренинги, проходящие в тренировочном режиме, способствующем раскрытию и совершенствованию личностного потенциала;

– мастер-классы – курсы, целью которых является демонст­рация и передача опыта, мастерства педагогов путем прямого и комментированного показа приемов работы;

– экспериментально-исследовательские курсы, основная цель которых – организация эксперимента для исследования инновационной деятельности по созданию, разработке, освоению и распространению новшеств;

– авторские курсы, которые проходят по авторской прог­рамме и плану. Назначение их состоит в обогащении практического опыта и научного потенциала будущих работников культуры, вооружение их новейшими технологиями и приемами работы [5]. Графически формирование компетенций студентов в учебном процессе выглядит так:

 

 

 

Структурные компоненты, которые мы обозначили, и параметры инноваций позволят центрировать предметное содержание, реализуемое в учебных планах, и налаживать структуру межпредметных связей под конкретную цель – подготовку специалиста. Концепция подготовки специалиста позволяет говорить об определенном наборе педагогических средств, методов, приемов обучения и воспитания, организационных форм, педагогических технологий. Она обеспечивает целостное представление о формировании конкурентоспособного специалиста, позволяет целенаправленно строить педагогический процесс, добиваясь результатов, адекватных современным социокультурным условиям и требованиям рынка.

Процессы переосмысления научно-методических принципов обучения, приведение их в соответствие с требованиями настоящей действительности в университете требуют воспитания у студентов мобильности в овладении учебным материалом, инновационными технологиями в будущей практической деятельности. С учетом изменившихся обстоятельств возникла естественная потребность в пересмотре и критериев социокультурной деятельности, что в корне меняет образовательный процесс.

Сфера профессиональной деятельности арт-менеджера представлена культурой и искусством, средствами массовой информации, а также туризмом.

Общие цели подготовки арт-менеджера заключаются в формировании и развитии социально-профессиональной компетентности, которая позволяет объединять академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности, а также в формировании профессиональных компетенций для работы в сфере культуры и искусства.

Профессиональная деятельность арт-менеджеров протекает в процессе освоения, сохранения, создания и распространения ценностей культуры, а также выявления интересов и потребностей населения в различных видах отдыха, разработки социально-культурных программ по организации досуга для реализации в государственных органах управления культурой, учреждениях культуры и искусства различного профиля, научно-методических центрах народного творчества, центрах национальных культур, туристско-экскурсион­ных предприятиях, санаторно-курортных учреждениях, средствах массовой информации, рекламных агентствах, общественных организациях и объединениях [7].

Арт-менеджер после адаптации (до одного года) может вы­полнять следующие виды профессиональной деятельности:

– организационно-управленческую,

– научно-исследовательскую,

– инновационно-методическую,

– коммерческую, финансово-хозяйственную,

– маркетинговую и рекламно-информационную.

Арт-менеджер на основе совокупности фундаментальных общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний должен выполнять следующие профессиональные задачи:

– решение проблем развития социально-культурной сферы за счет использования различных трудовых, материальных и финансовых ресурсов,

– прогнозирование, планирование и организацию художественно-творческой, воспитательной, организационно-мето­дической и административно-хозяйственной деятельности учреждений культуры и искусства,

– обеспечение реализации художественных ценностей и услуг в сфере культуры на внутреннем и внешних рынках, организацию межкультурной деятельности с зарубежными странами,

– формирование у различных категорий населения эстетической, морально-этичной, правовой, политической, экологической, физической культуры, обеспечение педагогического сопровождения различных форм общественной организации досуга,

– научно-исследовательскую и учебно-методическую деятельность в сфере культуры и искусства,

– на научной основе организовывать свою работу, владеть компьютерными методами сбора, сохранения и обработки информации в сфере профессиональной деятельности, приобретать новые знания с использованием современных информационных технологий [7].

Подготовка арт-менеджера должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

– академических,которые включают знания и умения по изучаемым дисциплинам, способности и умения учиться,

– социально-личностных,которые включают культурно-ценностные ориентации, знания идеологических, моральных ценностей общества и государства и умения руководствоваться ими,

– профессиональных,которые включают знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать пла­ны и обеспечивать их выполнение в выбранной сфере профессиональной деятельности.

Арт-менеджер обязан владеть следующими академическими компетенциями:

– базовыми научно-теоретическими знаниями для решения теоретических и практических задач,

– системным и сравнительным анализом,

– исследовательскими навыками,

– владеть междисциплинарным подходом при решении проблем, а также:

– уметь работать самостоятельно,

– быть способным рождать новые идеи (креативность),

– иметь навыки, связанные с использованием технических средств, управлением информацией и работой с компьютером,

– иметь лингвистические навыки (устная и письменная коммуникация),

– уметь учиться, повышать свою квалификацию на протяжении всей жизни,

– уметь самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом социальных и экологических последствий,

– беспрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы экономической и социальной жизни общества,

– знать место и роль в нем своей профессиональной деятельности, проблемы и тенденции устойчивого развития.

Арт-менеджер должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

– владеть качествами гражданина,

– быть способным к социальному взаимодействию,

– владеть навыками сохранения здоровья,

– быть способным к критике и самокритике (критическое мышление),

– уметь работать в команде.

Арт-менеджер должен владеть следующими профессиональ­­ными компетенциями по видам деятельности, быть способным  в организационно-управленческой деятельности:

– работать с юридической литературой и трудовым законодательством,

– организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планировать фонды оплаты труда,

– контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину,

– составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.д.), а также отчетную документацию по установленным формам,

– разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы,

– эффективно использовать вычислительную, множительную, аудио-, видеозаписывающую и воспроизводящую технику, современные средства коммуникации;

в научно-исследовательской деятельности:

заниматься научно-исследовательской деятельностью в сфере прикладной культурологии, менеджмента, маркетинга, финансирования, рекламы в социокультурной сфере и др.,

– анализировать и оценивать собранные данные,

– на научной основе организовывать свою работу, владеть компьютерными методами сбора, сохранения и обработки информации в сфере его профессиональной деятельности;

в инновационно-методической деятельности:

– оценивать состояние, тенденции и перспективы развития культуры,

– прогнозировать, планировать и организовывать инновационно-методическую и художественно-творческую деятель­ность учреждений культуры и искусства,

– выявлять интересы и педагогические потребности населения в различных видах досуга,

– разрабатывать социально-культурные программы по организации досуга в конкретном микросоциуме;

в коммерческой, финансово-хозяйственной деятель­ности:

пользоваться существующими законодательными актами, качественно составлять необходимые служебные документы,

– организовывать финансово-экономическое обеспечение учреждений культуры и искусства,

– содействовать переходу учреждений культуры и искусства на новые условия хозяйствования, содействовать их работе в условиях рыночных отношений, организовывать внешнекультурную деятельность с зарубежными странами;

в маркетинговой и рекламно-информационной деятельности:

– проводить маркетинговые, социологические исследования, разрабатывать и осуществлять региональные и целевые культурно-досуговые программы, находить для их реализации различные источники финансирования,

– владеть современными средствами, телекоммуникацией, маркетинга и рекламы,

– вести переговоры, контактировать с другими заинтересованными участниками [7].

Студент любого вуза должен быть конкурентоспособен, быть непременно инновационной личностью. Многие исследователи считают, что инновационной личности присущи лю­бознательность, убежденность, работоспособность, решитель­­ность, организованность, также гибкость, свобода от шаблона, широта, самокритичность, открытость, независимость, эмпатия и т.п.

Только уверенный в себе и своих способностях человек открыт для саморазвития и самосовершенствования.

_____________

1. Адукацыйны стандарт Рэспублікі Беларусь. АСРБ 1-21 04 01-2008. Вышэйшая адукацыя, першая ступень, спецыяльнасць 1-21 04 01 Культуралогія (па напрамках). Выканаўцы: М.М.Каралёў – кіраўнік [і інш.]. – Мінск: Беларус. дзярж.
ун-т культуры і мастацтваў, 2008. – 25 с.

2. Алексеевский, В.С. Социокультурная концепция общей теории менеджмента / В.С.Алексеевский // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. – № 2. – С. 21–35.

3. Дафт, Р.Л. Менеджмент / Р.Л.Дафт. – СПб.: Питер, 2002. – 832 с.

4. Друкер, П. Задачи менеджмента в ХХI веке / П.Друкер. – М.: Вильямс, 2000. – 282 с.

5. Какой быть ассоциации менеджеров культуры. Перспективы создания // Арт-менеджер: журнал для профессионалов. – М., 2002. – № 3. – С. 18–23.

6. Кезин, А.В. Менеджмент: методологическая культура / А.В.Кезин. – М.: Гардарика, 2001. – 269 с.

7. Новикова, Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учеб. пособие / Г.Н.Новиков. – М.: МГУКИ, 2006. – 178 с.




Раздел 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: