Политика русских князей в IX-XI вв

Рюрик (862-879) 1) Согласно повести временных лет, варяжский князь Рюрик был приглашен на княжение ильменскими словенами, племенами чудь и весь после длительной междоусобной войны местных князей. 2) Первоначально княжил в Лагоде, а затем – во всех новгородских землях. 3)Два воеводы – Аскольд и Дир, не подчинились Рюрику и захватили власть в Киеве, подчинив себе полян.

Олег (879-912) 1)После смерти Рюрика стал регентом при малолетнем князе Игоре. 2) В 882 году в результате удачного похода захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства. Аскольд и Дир были убиты; ни дружина, ни местное население этих князей не поддержали. 3) Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей. В результате возникла территория единого государства, которое объединило славянские племена по пути «из варяг в греки». 4) В результате удачного похода разгромил хазар и освободил славянские племена от хазарской дани. 5)Формой признания княжеской власти стало полюдье, ставшее постоянной ежегодной выплатой, а его размер оговаривался в устной форме князем и племенами. 6) В результате успешных походов на Византию 907-911 были заключены выгодные торговые договоры (возврат пленников и рабов – славян, право беспошленно торговать с Византией, греки обязывались чинить русские корабли и обеспечивать льготное питание торговым караванам.

Игорь(912-945) 1) Подчинил себе племя уличей, основал несколько крепостей на Таманском полуострове. 2) Отразил набеги кочевников – печенегов. 3) Организовал военные походы против Византии: а) 941 – неудача; б) после похода 944 года выгодный торговый договор был возобновлен, но дани греки не давали.4) Отсутствие военной добычи вынудило Игоря в 945 году прийти за повторным полюдьем к древлянам, что было нарушением договора, в результате князь был убит.

Ольга(945-969) Жена князя Игоря и регент при малолетнем князе Святославе. 1) Была верховным правителем русских земель в период малолетства сына Святослава, а затем занималась внутренней политикой, когда Святослав был в многочисленных походах.2) Впервые провела административную реформу и установила четкий порядок сбора полюдья путем введения уроков(четкий размер дани) и погостов(места сбора дани). 3) Чтобы укрепить международное положение России поехала в Византию (955-957) где восстановила трудовой договор и приняла христианство под именем Елена. 4) В 968 руководила обороной Киева от печенегов.

Святослав(964-972) 1) До смерти Ольги правил вместе с матерью и занимался в основном внешней политикой. 2) В 965 разгромил Хазарский каганат и взял штурмом его столицу Итиль. 968 – 969 – разгромил Волжскую Булгарию. На побережье Черного моря основал город Тмутаракань. 3)970-971 заключил союз с Дунайскими болгарами. Начал войны с Византией за право расселиться на части ее земель. В 971 заключен русско – византийский договор, подтверждавший право беспошлинной торговли русских купцов и запрещавший брать русичей в рабство. 4) Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 на Днепровских порогах.

972-979 первая междоусобная война между сыновьями Святослава. 1)Отправляясь в поход против Византии Святослав разделил земли и власть между тремя сыновьями: Ярополк(Киев), Олег(князь древлян), Владимир(наместник Новгорода). 2)Между старшими братьями возникли споры, кто кому и в чем должен подчиняться, а затем начались военные столкновения. 3) Киевлянам и древлянам надоела междоусобица и они направили послов в Новгород, чтобы Владимир вразумил старших братьев. 4) Когда Владимир подощел к Киеву, братья уже были убиты и киевляне провозгласили своим князем Владимира.

ВладимирI, Красное Солнышко(980-1015) 1) Вместе с матерью Малушей и дядейпо распоряжению отца стал наместником в Новгороде. 2)Когда братья начали междоусобицу Добрыня посоветовал племяннику усилить свою дружину, объединив ее с дружиной полоцкого князя Рогволода, жениться на его дочери Ргнеде. Она отказала Владимиру, в результате Владимир напал на полоцк и разгромил полоцкого князя, дружина которого присягнула Владимиру на верность. 3) 980 – религиозная реформа – попытки сделать Перуна главным богом славян, чтобы укрепить княжескую власть и сплотить славянские племена. 4) Чтобы обезопасить территорию страны от набегов печенегов по юго-восточной границе и притоку Днепра приказал выстроить систему оборонительных сооружений «Засечная полоса», которая охранялась богатырскими заставами. 5) Главой богатырской заставы стал дружинник, получивший земельное угодье в собственность(позже – вотчина, наследственные владения). Постепенно дружина разделилась на 2 части: а)старшая(землевладельцы); б)младшая – содержалась за счет полюдья и военной добычи. 6)987 – византийский император попросил помощи в подавлении народного восстания. Владимир согласился при условии заключения династического брака с сестрой императора Анной. Греки выдвинули встречное условие –принять христианство. В 988 – Владимир и его дружина приняли христианство в Херсонесе. А по возвращению крестил киевлян. Принятие христианства укрепило власть князя, повысило международный авторитет Руси и способствовало развитию русской культуры и письменности. Власть киевского князя распространилась на радимичей и вятичей, были основаны города – крепости Переяславль и Белгород, разгромлены печенеги. Часть их племен начала платить дань Киеву.

1015-1019 Вторая междоусобная война между сыновьями князя Владимира. 1)Еще при жизни Владимир назначил 12 своих сыновей наместниками в городах. Самые значительные города получили 2 старших сына. Святополк – Киев, Ярослав – Новгород. 2) Святополк не имел авторитета ни у Киевлян, ни у братьев, ни у дружины. Он боялся, что братья не признают его власть, поэтому приказал убить Бориса и Глеба(сыновья византийской принцессы Анны). Святослава заточил в темницу, его действия возмутили остальных братьев и они начали войну со Святополком. 3) Войну Святополк Окаянный проиграл, а два старших брата Ярослав и Мстислав прекратили войну и договорились о разделе власти в государстве. Левобережье Днепра – Ярослав. Правобережье – Мстислав.

Принятие христианства на Руси. См. выше.
Другие причины: Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа.
Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы

 



Билет 3. Общие черты и особенности формирования феодальных отношений у восточных славян, в странах Западной Европы и в Византии. «Русская Правда» как памятник раннефеодального права.

В Западной Европе феодальные отношения первоначально формируются у франков. Создателем франкского королевства был конунг Хлодвиг Меровинг. Во время его правления рабы и колоны превратились в зависимых крестьян. Постепенно прекратились переделы надельной земли, и наделы франков превратились в частную собственность, что закрепило имущественную дифференциацию. Снижается роль общины. Главной хозяйственной единицей становится индивидуальное крестьянское хозяйство. Народное собрание сохраняется, но выступать на нем теперь могут только представители знати. Власть конунгов постепенно становится наследственной. Переход от языческих верований к монотеизму – христианству.

 Византия: сильная централизованная власть императора, император – верховный собственник всех земель в стране, единая денежная система, единое налогообложение и законодательство, сильная наемная армия, но для охраны границ нанимались отряды варваров. В результате вассально-ленные отношения не сложились. Крестьяне превратились в поземельно зависимых, кроме того, существовали крепостные крестьяне (бывшие рабы и колоны). На них распространялась личная зависимость от феода. В феодальном хозяйстве существовали элементы рабовладения, а купечество занималось работорговлей. Много больших процветающих городов, центров ремесла и торговли. Четкое разделение власти между императором и патриархом.

Восточные славяне: суровые природные условия, преобладание подсечно-огневого и переложенного земледелия, постоянная угроза набегов кочевников делали необходимым сохранить соседскую общину. Процесс формирования феодальной зависимости шел медленнее, чем в Западной Европе. В связи с колонизацией свободных земель зависимое крестьянство появилось позже, чем в Европе, а крепостничество только накануне ордынского ига. Не появилось право майората. Вассально-ленных отношений практически не было. Княжение передавалось старшему мужчине в роду. Города были развитыми центрами ремесла и торговли, сохранились вечевые порядки. Церковь поддерживала княжескую власть.

 Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» - подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до 15 века.

Правда Ярослава. В первой статье Краткой редакции Русской Правды говорится о праве кровной мести за убийство свободного "мужа". С одной стороны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элементов родоплеменных отношений. Но с другой, некоторые положения этой статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного штрафа за убийство в 40 гривен) свидетельствуют об их распаде и усилении власти князя.
Само появление Русской Правды в нач. ХI в. отражало сложные процессы, протекающие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что, в свою очередь, укрепляло его престиж, а следовательно, и власть. Таким образом, разложение рода, появление социальных "изгоев", увеличение числа преступлений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в самом появлении Русской Правды, пришедшей на смену традиционному, неписаному праву.
В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена. Кроме того, она фиксирует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людей. Помимо челяди (рабов), о которой говорилось еще в договоре Олега с Византией (907г) - это смерды и холопы. Их жизнь в отличие от свободных защищается вирой в 5 гривен. Княжеские люди - тиуны, огнищане (скорее всего управители хозяйств, которые могли набираться и из числа холопов - рабов) "стоили" 80 гривен. В Правде Ярославичей есть статьи, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений.
Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси.
В Уставе Владимира Мономаха (1113), входящим в состав Пространной Правды, зафиксировано появление новой группы зависимых людей - закупов. Там же содержится ряд законов, ограничивающих ростовщичество, что свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: