БИЛЕТ 10. Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ. Общий правовой режим можно подразделить на обычный и пограничный, поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц.

Объектом особого правового режима являются земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта и иного назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего в данную категорию земель. Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

Земельные угодья являются объектом специального правового режима, который действует с учетом требований общего режима земельной категории; Например, на принадлежащей населенным пунктам территории могут находиться земли сельскохозяйственного использования и других населенных пунктов, однако принцип их приоритета, действующий для земель сельскохозяйственного назначения, на территориях поселений ни применяется, поскольку их приоритетной целью является обеспечение городской застройки, осуществляемой в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки.

3. Важным элементом правового режима земель является порядок государственного регулирования использования земель, в котором можно выделить следующие аспекты:

а) органы, осуществляющие это регулирование. К их числу относятся государственные органы общей компетенции и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.

Данная градация основана на тех видах функций, которые эти органы осуществляют в соответствии со своими полномочиями в отношении земель. Например, если сельская, поселковая администрация осуществляет все виды предоставления земельных участков из земель муниципальной собственности в любую форму использования, то комитет по земельным ресурсам и землеустройству на местах выдает разрешения (лицензии) для проведения работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов;

б) формы регулирования земельных отношений на конкретных землях. В законе выделяются следующие формы регулирования:

установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования. Так, ЗК РФ определяет порядок регулирования государственными органами процедуры получения земельных участков в собственность и другие основания использования; пожизненно наследуемое владение; постоянное (бессрочное) пользование и т. д.; основания и порядок принятия участка к использованию; общие правила и обязанности лиц, использующих землю; основания прекращения прав на использование земли и т. п.;

контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле. Например, контроль за строительством, которое осуществляется по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранительными органами;

вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей. Так, органы комитета по земельным ресурсам и землеустройству привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; земельные участки могут быть изъяты (выкуплены) органами, специально на то уполномоченными, для государственных или муниципальных нужд; права лиц, использующих землю, могут быть ограничены в интересах других лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

4. Третьим элементом правового режима земель является наличие круга субъектов земельых правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима. Их можно подразделить на следующие группы:

а) лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования. Например, если собственники земель обладают всеми правомочиями, предусмотренными ЗК РФ, то землевладельцы лишены некоторых прав, предусмотренных этим кодексом. Конкретные права землевладельцев и землепользователей по использованию земельных участков, устанавливаются договором, по которому получен земельный участок;

б) лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель. Так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах (дороги, свалки мусора и т. п.).

5. Четвертым элементом правового режима земель является содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель.

Эти права и обязанности зависят от:

а)объекта земельно-правового режима. Так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению;

б) от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима. Например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий;

в) от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий. Так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно;

г) от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент. Так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования (п. 3 ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды»), а на земельных массивах, объявленных зонами экологического бедствия, ограничиваются все виды природопользования (п. 2 ст. 59 указ.Закона).

6. Наконец, пятым элементом правового режима земель является наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений, которые выражаются в следующем:

а) наличие мер юридической ответственности за нарушения правового режима. Так, в случае систематического нарушения установленных режимов использования земель право собственности, землевладения, землепользования и аренды на них может быть прекращено; в случае нарушения законодательства, которым установлен тот или иной режим земель, наступает соответствующая юридическая ответственность;

б) наличие правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки с землей, совершенные в нарушение установленного правового режима данной земли, признаются недействительными с момента их совершения;

в) наличие правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер. Так, в целях предотвращения химического, бактериального, радиоактивного и другого загрязнения почв законом устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций в почве, что позволяет предотвратить ущерб, причиняемый земле неизбежными отходами производства (ст. 25-27 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

Подводя итог изложенному в настоящем параграфе, можно сделать следующие выводы.

1. Понятие «правовой режим земель» лишь упоминается в действующем законодательстве, однако не раскрывается его содержание, которое позволило бы наиболее полно и системно усвоить содержание земельно-правового регулирования.

2. Правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

3. Обязательными элементами и признаками правового режима земель является наличие объекта (категории земель или земельного участия) государственного регулирования данного режима (органов, форм регулирования); круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать правила земельного режима; прав и обязанностей субъектов, которые зависят от особенностей объекта земельного режима, от особенностей земли как объекта правового режима, от обстановки, существующей на данном земельном режиме; системы правовых мер, обеспечивающих охрану данного режима от нарушений.

4. Правовой режим земель можно подразделить на общий, присущий всему составу земель Российской Федерации; особенный, присущий отдельным категориям земель; и специальный (конкретный), присущий конкретным земельным участкам.

5. Общий и особенный правовые режимы земель действуют в части, не исключаемой действием специального правового режима,, и, вместе с тем, специальный правовой режим действует с учетом положений общего земельно-правового режима.

 

 

БИЛЕТ 11. Непосредственное использование земель осуществляется государственными и кооперативными организациями, учреждениями, НИИ, крестьянскими хозяйствами и их ассоциациями, АО и ТОО, которые землю имеют в собственности, на правах пользования и аренды в форме землевладения и землепользования.

Понятия «землепользование» и «землевладение» не имеют однозначного характера и обладают многочисленными аспектами:

а) экономический — функция земли как средства производства, а также средств производства, неразрывно связанных с землей, в процессе производства выражает экономическую сущность как землепользования, так и землевладения;

б) вещественный — содержанием землепользования и землевладения являются земельные угодья, их количественная и качественная характеристика, правильное размещение и внутреннее устройство;

в) правовой — устанавливает порядок, условия, формы использования и распоряжения землей. Поэтому, с правовой точки зрения, землепользование и землевладение — это отграниченная земельная площадь, переданная в пользование или собственность, на территории которой регламентируется хозяйственный и правовой режим использования земли;

г) экологический — содержание землепользования и землевладения выражается в обеспечении рационального использования земли с учетом поддержания экологического равновесия на конкретной территории;

д) социальный — содержание землепользования и землевладения выражается в улучшении условий труда и отдыха работников сельхозпредприятий;

е) природный — специфические природные условия (климат, рельеф, почвы, растительность и др.) каждого конкретного землепользователя и землевладения оказывают существенное влияние на размеры и специализацию хозяйств.

Поэтому землепользование или землевладение — это деятельность по целенаправленному использованию земли на отграниченной площади с установленным порядком владения и пользования землей и принципами управления земельными ресурсами на основе организации производственного землеустроительного процесса, который заключается в следующем:

1. Образование землевладений и землепользований — это подготовка земельного участка для создания нового хозяйства или предприятия на любых землях.

2. Реорганизация землевладений (землепользований) — это подготовка и проведение значительных изменений в размещении, конфигурации, количестве хозяйств и, соответственно, их площадей.

3. Упорядочение землевладений (землепользований) — это целенаправленные землеустроительные действия по улучшению конфигурации, параметров земельных участков, ликвидации любых недостатков пространственного характера.

4. Отвод и изъятие земельных участков:

а) предоставление земель — это оформление землеустроительных документов и принятие решения о передаче земельного

7. Основы землспольз. и юмлеустр.

участка в собственность, владение, пользование и аренду гражданам и юридическим лицам;

б) отвод — это землеустроительные действия по оформлению и установлению на местности границ земельного участка, предоставленного в собственность, владение, пользование;

в) изъятие земель — это подготовка документов и принятие решения о прекращении в установленном порядке права собственности, владения, пользования, аренды земельного участка или в случаях нарушения земельного законодательства по использованию конкретного земельного участка.

5. Установление черты населенных пунктов — это подготовка проекта установления черты и перенесение ее на местность.

Поэтому образование землевладений или землепользований сельскохозяйственных предприятий представляет собой землеустроительные действия, включающие составление, обоснование, утверждение проекта и перенесение его в натуру, в результате которых создают и оформляют новую земельную территорию, отграниченную на местности, для ведения сельскохозяйственного производства.

Землевладение и землепользование при этом размещают и формируют как составную часть системы землепользований района.

Размеры и состав землевладений и землепользований зависят от зон их расположения, каждая из которых характеризуется природными и экономическими условиями. При этом площадь землевладения или землепользования и размеры производства должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время размер хозяйства влияет не только на возможный объем произведенной продукции, но и наразного рода затраты и потери, которые, в свою очередь, зависят от величины территории, на которой осуществляется производство, например, на транспортные расходы.

От площади землевладения или землепользования, его размещения, компактности зависят объем продукции, затраты на ее производство и управляемость хозяйством. Компактность землевладения или землепользования, его конфигурация, расположение усадьбы на территории хозяйства определяют дальнейшую внутрихозяйственную организацию территории и производства сельскохозяйственного предприятия. Поэтому образование землевладения или землепользования — задача первостепенной важности, которая решается составлением экономического обоснования проекта.

 

БИЛЕТ 12. Организация угодий и севооборотов - важнейшая составная часть проекта землеустройства. Под организацией угодий следует понимать установление хозяйственного назначения и характера землепользования каждого отдельного земельного участка. Она включает определение состава сельскохозяйственных угодий на перспективу, установление типов, размеров и числа севооборотов, их размещение.
К организации угодий и севооборотов предъявляются следующие требования:
- обеспечение наиболее полного, правильного и эффективного использования земли;
- создание благоприятных условий для применения передовых методов агротехники и рациональных севооборотов, повышения плодородия почв, предотвращения процессов эрозии;
- создание оптимальных условий для специализации и концентрации производства, правильной организации труда, интенсивного использования техники, эффективности капитальных вложений, связанных с трансформацией и размещением сельскохозяйственных угодий и севооборотов, максимального сокращения транспортных и других издержек.
Установление состава и соотношения угодий заключается в определении видов сельскохозяйственных угодий и площадей, необходимых для производства намеченного объема сельскохозяйственной продукции.
Планируют также улучшение и перевод (трансформацию) угодий из одного вида в другой. Трансформация заключается в переводе менее ценных угодий в более ценные (пастбищ и сенокосов - в пашню, закустаренных земель и болот - в кормовые угодья). Основные задачи трансформации - повышение интенсивности использования земель, приведение состава и площадей угодий в соответствие со специализацией хозяйства, планируемым объемом производства и потребностью в кормах.

Показателями эффективности трансформации и улучшения угодий являются: прирост валовой продукции, увеличение чистого дохода, сокращение сроков окупаемости капитальных вложений, повышение плодородия почвы.
При землеустройстве решается вопрос о выделении земель под виноградники, сады, ягодники, овощной, кормовой, полевой и другие севообороты, сенокосы и пастбища. Для обеспечения наиболее высокой урожайности сельскохозяйственных культур и повышения плодородия почвы под отдельные угодья и севообороты следует отводить преимущественно те площади, которые по природным свойствам наиболее полно отвечают биологическим особенностям растений.
При размещении сельскохозяйственных угодий и севооборотов необходимо учитывать экономические и организационно-хозяйственные условия (местоположение хозяйственных центров, необходимость предотвращения эрозии почвы, внутренняя организация массива угодий и севооборотов, капитальные затраты на трансформацию и инженерное оборудование территории и т. д.).
Целесообразно проектировать участки в такой последовательности: сад, виноградник, ягодники; овощной, кормовой, полевой севообороты; сенокосы; пастбища.

Организация угодий и севооборотов неразрывно связана с выбором типов, видов и числа севооборотов, а также с их размещением. При этом для каждого производственного подразделения хозяйства проектируется система севооборотов с учетом конкретных природно-экономических и территориальных особенностей, специализации, типов кормления скота, структуры посевных площадей, качества пахотных земель и других условий.Проект структуры посевных площадей должен увязываться с севооборотами научно обоснованной системы земледелия и конкретными природными и экономическими условиями. Существуют следующие типы севооборотов: полевые, кормовые, специальные. Отдельные типы севооборотов делятся на виды (рис. 5).
Полевые севообороты подразделяются на зернопаровые, зернопаропропашные, зернопропашные, пропашные и другие виды; кормовые - на прифермерские и лугопастбищные, расположенные вблизи летних лагерей; специальные севообороты организуются для возделывания культур, требующих специфичной агротехники (овощные, табаководческие, льноводческие, рисоводческие и т. п.). Вводятся также почвозащитные и противоэрозионные севообороты.

Обоснование видов, количества и размеров севооборотов целесообразно производить в следующей последовательности:
- определить площадь и местоположение специальных севооборотов, культуры которых предъявляют повышенные требования к почвам, водному режиму и другим условиям;
- выявить потребность в кормах, определить площадь под кормовыми культурами по бригадам и территориально обособленным животноводческим фермам с учетом выхода продукции с естественных кормовых угодий;
- спланировать оставшуюся площадь пашни (разность между общей севооборотной площадью и площадью пашни, выделенной под специальные и кормовые севообороты) под полевые севообороты;
- распределить сельскохозяйственные культуры с учетом правильного чередования по видам севооборотов и определить их площади.
Проектирование севооборотных массивов целесообразно начинать с овощных и кормовых севооборотов. Под них отводятся близкорасположенные участки правильной формы, компактные, с лучшими почвами, более увлажненные.

Предотвращение уплотнения почвы осуществляется комплексным применением организационно-хозяйственных, мелиоративных и агротехнических приемов. Организационно-хозяйственный блок включает:
- жесткую маршрутизацию движения по полю машин и агрегатов;
- использование авиации для внесения удобрений и химических средств защиты растений;
- приоритетное применение гусеничных тракторов или колесных со сдвоенными колесами;
- увеличение площадей под многолетними травами до 18-20% емкости севооборота;
- работу широкозахватными комбинированными машинами, выполняющими за один проход несколько технологических операций.
Агротехнические меры включают:
- замену черных паров на занятые;
- возделывание промежуточных культур;
- глубокое безотвальное рыхление почвы (60-80 см) один раз в 3-5 лет;
- вспашка с почвоуглублением в периоды между глубокими рыхлениями;

- внесение высоких доз органических и минеральных удобрений.
Гидротехнические мероприятия включают отвод воды с помощью каналов в соответствующую дренажную сеть.

 

Билет 13. Проект землеустройства – комплекс технических, экономических, правовых документов, включающие чертежи, расчеты, описания содержащие землеустроительные предложения, их графическое изображение, обоснование, относящееся к конкретной территории.

Землеустроительное проектирование – учение о видах и формах землеустройства, закономерностях организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей.

Землеустроительный процесс представляет собой законодатель­но установленный порядок совершения землеустроительных дей­ствий.

Он включает следующие стадии:

— подготовительные работы;

— разработка прогнозов, схем, проектов землеустройства;

— рассмотрение и утверждение проектной документации;

— перенесение проектов в натуру (на местность);

— оформление и выдача землеустроительных материалов и доку­ментов;

— авторский надзор за выполнением проектов землеустройства собственниками земли и землепользователями.

Землеустроительное проектирование – является основной и неотъемлемой частью землеустроительного процесса, это главное средство решения землеустроительных задач, оно раскрывает основное содержание землеустройства.

Землеустроительное проектирование – основная стадия землеустроительного процесса. В составе проекта выделяют графическую и текстовую часть. Графическая включает: проектный план (с отражением всех решений связанных с организацией границ территории), рабочие чертежи перенесения проекта в натуру, карты (геоботанические, земельно-оценочные, агроэкологические и др.), схемы, графики, диаграммы. Текстовая часть включает: задание на проектирование, расчетно-пояснительную записку, материалы технико-экономического обоснования, ведомости площадей угодий, сметно-финансовые расчеты, материалы экспертиз, документы рассмотрения и утверждения проекта. А также используемые пакеты прикладных программ, носители информации. Обе части образуют проектно-сметную документацию.

 

 

Билет 14. в IX веке Восточная Европа была уже достаточно освоенной и оживленнойтерриторией. Именно здесь проходили торговые пути " из варяг в греки",соединявшие Балтийское и Черное моря посредством рек бассейна Волхова и Невы, содной стороны, и Днепра — с другой. Здесь соединялся караванными путями и торговалмусульманский Восток и христианский Запад.

Развитие торговых отношений сначала поддерживалось с юга греками,а с севера — норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли«варягами»), затем, начиная с VIII в., —. хазарами, которые поселилисьв Прикаспийских степях, в низовьях Волги и объединились в Хазарский каганат.

Благодаря крепким торговым связям в это время среди славянскихплемен, проживавших вблизи Днепровско-Волхове кого пути, стали развиваться болеепрогрессивные формы быта, существенно отличавшиеся от родового строя, которым продолжалижить племена древлян, вятичей и др., населяющих отдаленные от этого пути территории.

Вдоль великого речного пути появились сначала временные торговыепоселения (центры), которые позднее превратились в древние русские города: Киев,Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород и др. Торговый город становился на место прежнихродовладений и подчинял себе окрестную, часто довольно значительную, имеющую границы,территорию, население которой признавало власть городских старейшин.

Так, например, князь Олег для обороны от кочевников стал строитьнаграницах своих или присоединенных земель города.

Племена северо-запада Руси (славяне, кривичи, меря) подчинялисьему и платили дань. Новгородцы отвозили в Киев особую дань в 300 гривен. Когда северянеи радимичи (восточнославянские союзы племен) платили дань хазарам, Олег потребовалот них: «Не дайте хазарам, а мне дайте». Таким образом начало укреплятьсяДревнерусское государство и образовалась его территория.

Земли города с его пригородами, починками, селами и деревнямисоставляли одну неделимую территорию, носившую названия «волости» и«земли», приуроченное к названию города.

«Волости» и «земли» были первыми небольшимисамостоятельными государствами, которые знает наша история. Их было множество, иони существовали одновременно. Площадь земель (территория) определялась мерой фактическоговладения этой волости, а границами ее служили реки, озера, горы и невозделанныепространства.

В древних русских «волостях» и «землях» правособственности на землю, приобретенное заимкой (захватом) и обработкой диких, пустующихземель, принадлежало всем жителям волости, т.е. поземельной общине или «верви».Способ землепользования был общинный.

Каждая древняя волость представляла собой поземельную общину(позднее — «мир») и владела землей способами, схожими с теми, которымипользовалисьв XIX в. русская крестьянская община.

Частная земельная собственность возникает после разложения родовой,патриархально-семейной собственности.

В летописи Нестора и других письменных памятниках нашей историиописано только географическое расселение славянских племен на территории нынешнейРоссии, но нет никаких данных, каким образом поселения и отдельные лица первоначальноразграничивали и отличали свои земли от земель соседей.

Начало разграничения земель у восточных славян и появление межеванияна территории Древнерусского государства в истории четко не обозначено.

Установлено, что русские князья попримеру Византии делали описания земельных владений своих подданных с целью распределенияподатей, повинностей и дани. Эти описания проводились, как правило, княжескими служителями(писцами).

 

Билет 15 и 18. В соответствии со ст. 68 Земельного кодекса РФ и ст. 1 Федерального закона от 18.06.01 г. № 78-ФЗ «О землеустройст­ве», землеустройство включает в себя мероприятия по изуче­нию состояния земель, планированию и организации рацио­нального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустрой­ства и установлению их границ на местности (территориаль­ное землеустройство), организации рационального использо­вания гражданами и юридическими лицами земельных уча­стков для осуществления сельскохозяйственного производст­ва, а также по организации территорий, используемых общи­нами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относя­щимися к коренным малочисленным народам Севера, Сиби­ри и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспече­ния их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Под объектами землеустройства понимают территории субъектов Российской Федерации, территории муниципаль­ных образований и других административно-территориаль­ных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.

Существуют два основных вида землеустройства: межхо-зяйственное и внутрихозяйственное.

Согласно ст. 18 Закона «О землеустройстве», внутрихо­зяйственное землеустройство проводится прежде всего в рамках конкретных сельскохозяйственных предприятий, в том числе крестьянских хозяйств, и заключается в рациональном разме­щении производственных единиц и хозяйственных центров, внутренних дорог, организации сельхозугодий, а также ряда других мероприятий с целью создания оптимальных условий для наиболее эффективного использования всей территории, рационального использования и охраны земель.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

§ организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуще­ствления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами ко­ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, от­носящимися к коренным малочисленным народам Севе­ра, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

§ разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйст­венных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных зе­мель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, забо­лачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотне­ния, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения
и других негативных воздействий.

 

Билет 16. Землеустройство линейных объектов.

Линейные объекты — это линии электропередач, связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы (водопровод, канализация, газопровод, теплотрасса и др.), автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Оформление правоустанавливающих документов для получения разрешения на строительство линейных объектов осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Линейные объекты (объекты инженерной инфраструктуры) являются одним из видов объектов капитального строительства, разрешение на строительство которых выдается в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Билет 17. Образование земельных участков.

1. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

1.1. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Образование земельных участков из искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с настоящей главой.

2. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

3. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

5. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

6. Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

7. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

8. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Билет 19. Содержание и задачи территориального (межхозяйственного) землеустройства.

Термин «землеустройство» появился в ходе аграрной реформы П. А. Столыпина. До этого использовался термин «межевание», понимавшийся шире, чем сейчас. Согласно земельному кодексу Российской Федерации «землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства» [Земельный Кодекс РФ;Гл. ХI, с. 68].

Все землеустроительные действия делятся на два направления. Первое – территориальное, включены работы по перераспределению земель между субъектами хозяйствования, землевладельцами и землепользователями, а также между категориями земель, (то есть по целевому использованию) и отраслями, сферами хозяйственной деятельности.

Во второе – внутрихозяйственное, входят мероприятия по землеустройству сформированных землевладений и землепользований, по их рациональной организации, размещению севооборотов, ферм, дорог, улучшению использования и охраны земель.

Несмотря на различия, оба вида землеустройства объединяются общей целью: «организации рационального, полного и эффективного использования земли». По охвату территории выделяют районную, областную, общегосударственную систему землеустройства. Эти направления между собой тесно взаимосвязаны, и схемы территориального землеустройства дополняются схемами внутрихозяйственного землеустройства.

Главной задачей территориального землеустройства является рациональная и эффективная организация использования земель, территориальная организация всех видов деятельности. В настоящее время в Земельном кодексе и Законе о землеустройстве появляется термин «территориальное землеустройство», как часть межхозяйственного землеустройства. В данном тексте термины будут употребляться как синонимы.

Целью проведения территориального землеустройства является распределение земель между землепользователями и землевладельцами, не допускающее нерационального их использования. Его немаловажной частью является охрана земель в процессе распределения и перераспределения, во время которого необходимо усмотреть возможные экологические последствия и нейтрализовать негативное воздействие объекта на окружающую среду». Следовательно, в состав схем или проектов реорганизации территории должны входить «предложения по размещению природоохранных систем и сооружений, стабилизирующих экологическую ситуацию.

Территориальное землеустройство призвано ограничить любые потери качества земли, связанные с их хозяйственным использованием. Для этих целей необходимо прогнозирование потенциальных изменений природной среды, связанных с деятельностью человека. Территориальное землеустройство должно быть тесно связано с государственной экологической экспертизой. При строительстве новых и реконструкция действующих объектов сельскохозяйственного и промышленного назначения необходимо учитывать направленность вещественно-энергетических потоков внутри речного бассейна и потенциальную опасность загрязнения земель и вод.

Таким образом, «межхозяйственное землеустройство является первым и основным элементом в охране не только земель, но и окружающей среды в целом. Поэтому при его проведении нельзя ограничиваться лишь распределением земель между землепользователями и землевладельцами. Необходимо также учитывать природные условия и особенности территории, а также влияние на природную среду различных видов сельскохозяйственной и промышленной деятельности человека.

 

Билет20.Цель,содержание и порядок землеустройтсва при установлении, изменении границ населенных пунктов
Границы населенных пунктов должны устанавливаться с учетом сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках и такие границы не должны пересекать границы земельных участков.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ 'О землеустройстве' (далее - Закон о землеустройстве) территории населенных пунктов являются объектами землеустройства.
В соответствии с п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1. утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2. утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно ст. 20 Закона о землеустройстве подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и Требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 (далее - Постановление).

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, с даты вступления в силу Постановления описание местоположения границ населенных пунктов может быть внесено в государственный кадастр недвижимости на основании карты (плана) объекта землеустройства.


Порядок описания местоположения границ объекта землеустройства утвержден Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 (в настоящее время находится на государственной регистрации в Минюсте России). Указанным Порядком в том числе предусмотрено, что описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости и то, что границы муниципальных образований, границы населенных пунктов не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

При этом в отношении земельных участков, границы которых представляют собой несколько замкнутых контуров (далее - многоконтурный земельный участок), пересечением границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, по мнению Минэкономразвития России, изложенному в Письме от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23, являются:
1. пересечеие любым контуром границы многоконтурного земельного участка;
2. расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и (или) населенного пункта (то есть расположение какого-либо контура границы на территории другого муниципального образования и (или) населенного пункта).





































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: