Понятия и виды хозяйственного учета

Чтобы руководить непрерывно повторяющимися процессами производства, распределения, обмена (обращения) и потребления, необходим целый ряд сведений. Эти сведения получают с помощью хозяйственного учета.

К традиционным видам хозяйственного учета в зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки относят три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский. К сравнительно новым относится налоговый учет.

Оперативный учет — ведется на предприятиях, на местах производства и имеет чрезвычайно широкую базу. Он связан с оперативным планированием и управлением, используется в целях текущего руководства предприятием. Примером этого учета могут служить сведения о ежедневных явках и неявках на работу работников предприятия по данным в табеле учета рабочего времени, сведения о выпуске автомобилей на линию или о простоях по различным причинам, учет выпущенной продукции за день и т.д.

Статистический учет — это, главным образом, учет однородных массовых явлений и процессов, которые совершаются как в обществе, так и в природе. Статистика контролирует выполнение планов экономического и социального развития, размещение производительных сил, наличие трудовых и материальных ресурсов и их использование, выявляет резервы для повышения производительности труда, ускорения внедрения новой техники.

Ведение бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменениях в стоимостном выражении. Эта система формируется путем сплошного, непрерывного, документального отражения всех хозяйственных операций.

Основополагающие характеристики ведения учета в совокупности представляют информационную систему, назначение которой в управлении хозяйством — измерять, обрабатывать и обобщать учетно-экономическую информацию, главным образом финансового характера, т.е. выраженную в стоимостных измерителях. Такая информация используется как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской (отчетной) информации для выработки и поддержки управленческих решений, в том числе выборе оптимального варианта размещения ограниченных ресурсов для рентабельного функционирования организации.

Бухгалтерское обслуживание и сопровождение охватывает наличие и движение (поступление, выбытие, распределение, списание) производственных запасов, денежных средств, затрат на производство и реализацию продукции, финансовых вложений и других хозяйственных средств и источников формирования указанных средств — собственных (собственный капитал) и заемных (привлеченный капитал). К заемным (привлеченным) относятся банковские кредиты и партнерские займы, а также обязательства организации перед штатными и нештатными работниками, акционерами, собственниками организации, государственными органами, поставщиками товарно-материальных ценностей, подрядчиками и т.п.

Необходимость ведения налогового учета объясняется необходимостью исполнения доходной части бюджета всех уровней, которые более чем на 80% формируются за счет налоговых поступлений. Налоговые платежи являются основным объектом налогового учета. Отличительной особенностью этого вида хозяйственного учета является то, что он ведется как налогоплательщиком, так и налоговыми органами.

Все виды хозяйственного учета взаимозависимы и взаимосвязаны и составляют единый народно-хозяйственный учет.

3. 2009-06-17
ГК "БэстКонсалт"

Широко известно, что на Западе принято подразделять учет (accounting) на две составные части:

финансовый учет (financial accounting); управленческий учет (management accounting).

Деление это не является абсолютным, и четкой границы между этими частями нет. Однако можно выделить основные критерии разделения информации на финансовую и управленческую. Финансовый учет связан с результатами деятельности предприятия, и основными пользователями финансовой информации, в форме финансовой отчетности, являются внешние пользователи. Управленческий учет связан с процессом формирования, контроля и планирования затрат, с выбором управленческих решений, и эта информация доступна только менеджерам предприятия. Именно финансовый учет регулируется в той или иной степени, именно для финансового учета разработана система требований, норм, правил и принципов. Управленческий учет - внутреннее дело каждого предприятия. Для ведения управленческого учета может не соблюдаться даже принцип двойной записи.

Различия между финансовым и управленческим учетом могут быть представлены в виде следующей таблицы:

Различия между финансовым и управленческим учетом

ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ
пользователи внешние внутренние
учетная система двойная запись любая система, которая полезна
регулирование национальные стандарты учета отсутствует
измерители денежные любые
объект предприятие в целом отдельные подразделения и части предприятия
периодичность год не существует определенной периодичности, по мере необходимости
информационные характеристики объективность, поскольку опирается на оценку прошлых событий субъективность, поскольку часто носит прогнозный характер

Финансовый учет наиболее близок к традиционно существовавшему в России пониманию бухгалтерского учета. Если попытаться провести сравнение отечественной системы учета с западным подходом, то учет затрат, внутреннюю отчетность и анализ хозяйственной деятельности можно отнести к управленческому учету, а другую бухгалтерскую информацию - к финансовому. Поэтому термины «финансовый учет» и «бухгалтерский учет» могут использоваться как эквиваленты.

Постановка и ведение финансового учета на Западе относятся к компетенции самого предприятия. Однако принципы и правила такого ведения учета, а также составления отчетности регулируются либо национальным законодательством, либо национальными общепринятыми стандартами, разрабатываемыми профессиональными организациями бухгалтеров. Такое регулирование обусловлено необходимостью объективной и содержательной информации для принятия обоснованных решений различными группами пользователей.

Обычно выделяют две группы пользователей информации, представляемой финансовой отчетностью:

непосредственно заинтересованные; опосредованно заинтересованные.

К первой относятся собственники средств предприятия, кредиторы и поставщики, потенциальные акционеры, кредиторы и поставщики, менеджеры, налоговые органы, служащие компании, покупатели. Ко второй - консультанты по финансовым вопросам, биржи ценных бумаг, юристы, регулирующие органы, статистические органы, пресса, экологические организации и др. Для достижения этой цели проводятся научные исследования, разрабатываются национальные стандарты учета, ведется работа по унификации учета на международном уровне.

В США такими стандартами являются Общепринятые принципы учета (Generally Accepted Accounting Principles - GAAP), в Великобритании - Закон о компаниях, Положения о стандартной практике ведения учета (Statements of Standard Accounting Practice - SSAP) и ряд других документов, которые иногда называют Общепринятой практикой учета (Generally Accepted Accounting Practice - GAAP), в Германии - директивные законы, во Франции - нормы.

Одинаковая аббревиатура - GAAP - обозначает различные системы учета и расшифровывается по-разному. Применение термина GAAP в указанной расшифровке для Великобритании до сих пор не является общепризнанным. Поэтому, используя термин GAAP, необходимо оговаривать, что имеется в виду. Безоговорочное использование термина допустимо лишь для обозначения системы учета США. При акценте на смысловую нагрузку этого понятия (как общепринятых правил или системы учета) должна быть оговорена страна, о которой идет речь, например, GAAP Германии, GAAP Франции и т.д. Говоря о Великобритании, необходимо помнить, что при одинаковой смысловой нагрузке расшифровывается этот термин несколько иначе. Применительно к международным стандартам или к практике учета на Западе в целом говорить о GAAP нельзя.

4. Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица. Эта деятельность осуществляется при помощи следующих хозяйственных средств:

  • Основные средства – это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время, изнашиваясь постепенно. Их стоимость включается в себестоимость изготавливаемой с их участием продукции частями, путем начисления износа по установленным способам и нормам. К ним относятся: здания и сооружения, машины и механизмы, оборудование и инвентарь, транспортные средства т.п. Основные средства обладают существенным признаком: они значительно увеличивают производственные возможности человека.
  • Нематериальные активы – это объекты длительного пользования не являющиеся материальными, но имеющие стоимостную оценку. Они, подобно основным средствам, участвуют в хозяйственной деятельности длительное время и переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции постепенно. Этот процесс носит название амортизации. К нематериальным активам относятся: секреты производства, патенты, права на «ноу-хау», лицензии, торговые марки, права на компьютерные программы и другие права.
  • Оборотные средства –это средства, которые используются в одном цикле производства и всю свою стоимость одновременно переносят на себестоимость изготовленной продукции. К ним относятся: сырье и материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, комплектующие изделия и запасные части, тара и топливо, незавершенное производство и готовая продукция и т.п.
  • Денежные средства – это деньги и ценные бумаги в кассе, средства на расчетном, валютном и специальных счетах в банках и т.п.
  • Средства в расчетах – это средства, которые еще не получены предприятием по обязательствам других предприятий и физических лиц. К ним относятся: дебиторские задолженности предприятию за поставленные товары и услуги, задолженности поставщиков по выданным им авансам, по полученным в счет оплаты векселям, а также задолженности подотчетных лиц.
  • Отвлеченные средства – это суммы, которые предприятие зарезервировало для выполнения определенных обязательств или целей, но еще не использовало по назначению. К ним относятся средства, подлежащие уплате в виде налогов или сборов, а также сосредоточенные в различных фондах.

Все перечисленные выше средства приобретается предприятием за счет собственных или заемных источников.

Собственные источники включают в себя: уставной капитал, прибыль, а также отчисления в специальные и резервные фонды от прибыли прошлых лет.

Объектами, обязательно отражаемыми в системе бухгалтерского учета, являются:

  • движимое и недвижимое имущество, включая арендованное, подаренное, переданное во временное пользование и взаймы, в натуральном и денежном выражении;
  • права пользования интеллектуальной и промышленной собственностью, товарными и фирменными знаками, природными ресурсами, иные затраты нематериального характера, приносящие доходы;
  • цена фирмы (goodwill), возникающая при покупке предприятия, их подразделений и филиалов;
  • денежные средства, ценные бумаги, расчеты с юридическими и физическими лицами, инвестиции в основные средства, в филиалы и другие хозяйствующие субъекты;
  • амортизационные отчисления и накопление износа амортизируемых объектов;
  • доходы и расходы по видам и периодам, прибыли и убытки, распределение, использование и накопление прибыли, покрытие убытков;
  • обязательства по кредитам и займам, безвозмездное получение средств и их использование;
  • образование резервов и фондов предприятия, уставной капитал.

5.

Метод бухгалтерского учета и характеристика его элементов
Для изучения предмета бухгалтерского учета применяются различные приемы и способы его изучения, т.е. метод бухгалтерского учета – это совокупность различных способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью. Метод зависит от изучаемого предмета учета, от поставленных перед ним задач и требований, предъявляемых к нему. Таким образом, непосредственное содержание метода бухгалтерского учета вытекает из особенностей бухгалтерского учета и его сущности. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: бухгалтерский баланс, бухгалтерские счета, двойная запись операций на счетах, документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, бухгалтерская отчетность. Бухгалтерский баланс представляет систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации, состояние ее средств и источников на определенную дату в единой денежной оценке. Баланс – это способ их обобщения и группировки. Бухгалтерский баланс является основной формой отчетности, которая характеризует размер имущества и финансовое состояние организации. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, они являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними. Необходимость в счетах объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Счета в бухгалтерском учете позволяют производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета. Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; она обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения хозяйственных операций. Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, которая показывает взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая хозяйственная операция отражается в одной и той же сумме два раза на разных счетах. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой операции. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств. Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами типовых и специализированных форм. Документ служит не только основанием для фиксирования хозяйственной операции, но способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств организации данным учета. Как элемент метода бухгалтерского учета – это средство наблюдения последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета. Оценка – способ, с помощью которого активы организации получают денежное выражение. Она необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. В основу оценки хозяйственных средств положена фактическая себестоимость. Основные принципы оценки устанавливаются нормативными документами, в их основу положены принципы единства и реальности. Так, основные средства оцениваются по первоначальной и восстановительной стоимости, а в балансе они показываются по остаточной стоимости; нематериальные активы – по первоначальной стоимости, балансовое отражение – остаточная стоимость; сырье и материалы – по фактической себестоимости, готовая продукция – по нормативной или фактической себестоимости и т.д. Калькуляция – это способ группировки затрат и определение себестоимости материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, т.е. себестоимость объектов учета исчисляется с помощью калькуляции. Существуют различные виды калькуляций: плановые, отчетные, нормативные и другие. Они состоят из статей, состав и содержание которых регламентируются нормативными и локальными документами. Бухгалтерская отчетность – это система обобщающих технико-экономических показателей о финансовом положении организации за определенный период времени. Она намного шире освящает деятельность организации и поэтому кроме баланса имеет различные формы. Входящие в их состав показатели формируют информацию, которая используется для управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью организации. Перечисленные выше методы применяются в органической связи друг с другом: учет начинают с документации операций, которые отражаются на счетах с помощью двойной записи. Для обобщения в едином измерении данных, содержащихся в документах, используют денежную оценку, а для их проверки и уточнения применяют инвентаризацию. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости путем калькуляции. Заключительным этапом является составление бухгалтерского баланса и других форм отчетности

6. Для ведения учета и описания различных процессов, происходящих на предпри╜ятии, в учете приняты три вида измерителей.

 
 


Натуральные измерители (кг, м, шт. и др.) необходимы при учете материальных запасов, основных средств, готовой продукции и др. С помощью натуральных измерителей осуществляется контроль за сохранностью различных форм собственности.

Трудовые измерители (мин., час, день) позволяют определить затраченное время и труд. На их основе нормируются задания, начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда.

Денежный измеритель - обобщающий, так как через рубли (или другую валюту) определяются объем имущественных прав предприятия, его затраты, ранее выраженные в натуральных и трудовых измерителях, составляются сметы, производственные задания, отчеты и балансы.

 

7. Виды источников информации, основные требования к экономической информации.

Все источники данных для АФХД делятся на плановые, учетные и внеучетные. К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии, а также нор мат ивные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др. Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Внеучетные источники информации: 1. Официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект хозяйствования в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия. 2. Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации. 3. Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия в целом или отдельных его подотделов. 4. Материалы изучения передового опыта, полученные из разных источников информации. 5. Техническая и технологическая документация. 6. Материалы специальных обследований состояния производства на рабочих местах (хронометраж, фотография и т.д.) 7. Устная информация, которая получена во время встреч с членами своего коллектива или представителями других предприятии. К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований. Экономическая информация должна быть аналитичной, т.е. должна соответствовать потребностям АФХД. Экономическая информация должна достоверно отражать исследуемые явления и процессы. Иначе выводы, сделанные по результатам анализа, не будут соответствовать действительности, а разработанные аналитиками предложения не только не принесут пользы предприятию, но могут оказаться вредными. Следующее требование, предъявляемое к организации информационного потока, - это единство информации, поступающей из разных источников (планового, учетного и внеучетного характера). Еще одно требование к информации – оперативность. Это означает, что информация к аналитику должна поступать как можно быстрее. Одно из требований к качеству информации – это обеспечение ее сопоставимости по предмету и объектам исследований, периоду времени, методологии исчисления показателей и ряду других признаков. Система информации должна быть рациональной (эффективной), то есть требовать минимум затрат на сбор, хранение и использование данных.

8. Ориентированный на действующие стандарты и систему налогообложения, в условиях рыночной экономики, хозяйствующий субъект формирует учетную и налоговую политику.
Учетная политика – это совокупность приемов, принципов, правил и процедур ведения бухгалтерского и налогового учета, и составление на их основе финансовой отчетности.
Порядок формирования учетной политики, цель и сфера деятельности, ее раскрытие определены в стандарте бухгалтерского учета №1 «Учетная политика и ее раскрытие», утвержденный национальной комиссией Республики Казахстан по бухгалтерскому учету.
В современной системе управления экономикой Республики Казахстан сложились два уровня формирования учетной политики: глобальный (общегосударственный) и локальный.
Учетную политику определяют:

· Департамент по методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан, Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам, Национальное статистическое агентство, Министерство финансов, Налоговый комитет Министерства финансов, Министерство экономики, Национальный банк Республики Казахстан, Палата аудиторов Республики Казахстан, Отраслевые Министерства, акционерные компании и др.

Эти органы, в пределах своей компетенции, издают различные положения, инструкции и другие нормативные документы, сочетание которых позволяет формировать учетную политику.
Хозяйствующие субъекты формируют свою учетную политику, основываясь на национальных бухгалтерских стандартах, действующем законодательстве, затрагивающем вопросы учета, налогообложения и финансовой отчетности.
Учетная политика должна вырабатывать такие учетные решения, чтобы осуществлять как текущие, так и перспективные задачи бухгалтерского учета и налогообложения.
При формировании и использовании учетной политики следует соблюдать следующие принципы бухгалтерского учета:
Начисление. Доходы признаются, когда они заработаны, а убытки, когда они понесены, т.е. в момент возникновения, а не в момент поступления или выплаты денежных средств. Преимущество метода начисления – более достоверно отражает истинное финансовое положение и деятельность субъекта.
Непрерывная деятельность. Субъект будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидация или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленные сроки и порядке.
Значимость. Предполагает, с одной стороны, возможность повлиять на результат принятия решения, если информация имеет прогнозную ценность. С другой стороны, что информация содержит что-либо о том, насколько верным оказались предыдущие ожидания. Очень важно своевременность поступления информации к пользователю. Если нет информации в нужный момент, то она не является значимой. Значимость информации должна превышать затраты на ее приобретение. Это и есть критерий, определяющий получаемую информацию по степени целесообразности.
Понятность. Информация, вытекающая из финансовой отчетности, должна быть понятна всем пользователям. Понятность формы представления отчетности связана с ее стандартным содержанием и форматом, установленным законодательством.
Достоверность. Информация должна быть достоверной, то есть не допускаются существенные ошибки и предвзятость и на нее могут положиться пользователи.
Правдивые и беспристрастные представления. Правдивость – это степень адекватности хозяйственным процессам; проверяемость-возможность ее подтверждения. Учетная информация не должна отражать интересы определенного узкого круга лиц, то есть быть беспристрастной и нейтральной.
Нейтральность. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть свободной от предвзятости для того, чтобы быть нейтральной и надежной.
Осмотрительность. Соблюдение предосторожности при принятии хозяйственных решений, необходимых для оценки в условиях неопределенности для того, чтобы активы и доход не были переоценены, а обязательства или расходы не были недооценены. Например, переоценка долгосрочных финансовых инвестиций признается дополнительным неоплаченным капиталом, а не доходом периода. Следовательно, в отчете о результате финансово-хозяйственной деятельности отражается только доход от реализованных финансовых инвестиций. А указанная переоценка признается доходом только в момент их реализации.
Сопоставимость. Информация должна быть сопоставимой от одного отчетного периода к другому. Принятая учетной политикой методология и выбранные учетные процедуры не должны меняться до тех пор, пока пользователи не будут извещены о вносимых изменениях с пояснением, почему новому принципу отдано предпочтение.
Завершенность. Информация финансовой отчетности не должны иметь пропуск или неправильное представление, которые смогут оказать влияние на принятие того или иного решения. И, конечно, невозможно контролировать ситуацию, не обладая полной информацией, то есть, если информация незавершенна.
Последовательность. Учетная политика, выбранная субъектом, применяется им последовательно от одного отчетного периода к другому.
Несоблюдение приведенных принципов, искажает картину имущественного состояния хозяйствующего субъекта. Руководители и главные бухгалтера виновны в искажении отчетной информации и оценке статей активов и обязательств, представлении умышленно измененных отчетных данных, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

9. В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень - Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента. Такие законы как “О бухгалтерском учете”, “Об акционерных обществах” и др., возлагают общее методическое руководство на Правительство РФ, кроме того, право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), «Учет договоров на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 7/98), «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98) и др.

Третий (методологический) - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень - организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием. Это приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов и операций.

10. Все предприятия (юридические лица) должны составлять на основе первичных данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Она состоит из следующих форм:

1) бухгалтерский баланс (форма № 1);

2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

3) отчет об изменении капитала (форма № 3);

4) отчет о движении денежных средств (форма № 4);

5) приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

6) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности предприятия (если предприятие подлежит обязательному аудиту);

7) пояснительная записка.

На формах бухгалтерской отчетности обязательно наличие следующих реквизитов:

1) наименование составляющей части;

2) указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;

3) полное наименование предприятия;

4) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

5) вид деятельности предприятия;

6) организационно-правовая форма предприятия;

7) единица измерения числовых показателей;

8) полный почтовый адрес предприятия;

9) дата утверждения (для годовой бухгалтерской отчетности);

10) дата отправки и принятия бухгалтерской отчетности (когда бухгалтерская отчетность пересылается по почтовому переводу).

Бухгалтерская отчетность предприятий, которые ведут бухгалтерский учет с помощью централизованной бухгалтерии, должна быть заверена и подписана руководителем этого предприятия или бухгалтером-специалистом.

Отчетным годом для всех предприятий считается календарный год (с 1 января по 31 декабря).

Первым отчетным годом для вновь созданных предприятий является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для предприятий, образовавшихся после 1 октября, – по31 декабря следующего года.

Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность считается промежуточной, должна составляться нарастающим итогом с начала отчетного периода.

Все виды бухгалтерской отчетности, в зависимости от их назначения, подразделяют на три группы.

Первая группа характеризуется объемом сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность. Она в свою очередь делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя отчетность составляется для собственных целей предприятия. Ее задача — отразить состояние отдельных участков предприятия. Внешняя отчетность необходима для отражения хозяйственной деятельности предприятия в целом. Она нужна для того, чтобы физические или юридические лица извне могли ознакомиться с характером деятельности предприятия, состоянием его активов и пассивов и т.д.

Вторая группа бухгалтерской отчетности определяется целями, для которых составляются отчеты. В этом она немного переплетается с первой группой, поскольку от цели, для которой был составлен тот или иной отчет, во многом зависит и объем тех сведений, что были в нем отражены. Бухгалтерская отчетность может составляться для ознакомления руководства предприятия с деятельностью отдельных его участков, для привлечения инвестиций на предприятие, для прохождения регулярных или внеплановых проверок и т.д.

Третья группа зависит от периода, который охватывает бухгалтерская отчетность. В этом случае она делится на периодическую и годовую. Периодическая отчетность составляется в течение года. Она разделяется на месячную, квартальную и полугодовую. Периодическая бухгалтерская отчетность включает в себя составление бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Годовая отчетность отражает деятельность предприятия за календарный год, т.е. с 1 января по 31 декабря текущего года включительно. Исключение делается для вновь созданных или реорганизованных предприятий. Для них отчетным годом считается промежуток со дня государственной регистрации по 31 декабря текущего года. Если же организация был вновь создана после 1 октября, то для нее отчетный год — это промежуток со дня государственной регистрации по 31 декабря следующего года.

 

11. Процедура проведения инвентаризации слагается из нескольких этапов. Этап первый – подготовительный. Он включает в себя следующие мероприятия:

· подготовку приказа о проведении инвентаризации;

· формирование инвентаризационной комиссии;

· определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;

· получение расписок от материально ответственных лиц и т.д.

Второй этап – взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей. Третий этап – это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.
И наконец заключительный этап – оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.
Предприятия розничной и оптово-розничной торговли, а также склады (базы) разрешается закрывать для проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов на срок не более трех дней.

 

12. Каждый счет представляет собой двухстороннюю таблицу: левая сторона счета — дебет (от лат. «должен»), правая сторона — кредит (от лат. «верит»). Для одних счетов дебет означает увеличение, кредит — уменьшение, а для других, наоборот, дебет — уменьшение, а кредит — увеличение.

В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активно-пассивные счета могут иметь дебетовое или кредитовое сальдо одновременно. Если по активно-пассивному счету выведено одно сальдо, то оно является результативным и показывает конечный итог от противоположных операций.

Например, на счете 99 «Прибыль и убытки» отражаются как прибыли, так и убытки, но в конце месяца выводится окончательный финансовый результат — прибыль (если сальдо кредитовое) или убыток (если сальдо дебетовое).

В отдельных случаях в активно-пассивных счетах результативное сальдо вывести нельзя; это бывает тогда, когда результативное сальдо искажает учетные показатели. Например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могли бы заменить два счета: «Расчеты с дебиторами» — активный счет и «Расчеты с кредиторами» —пассивный счет. Необходимость учитывать эти расчеты на одном счете объясняется постоянным изменением во взаимных расчетах, дебитор может стать кредитором и наоборот и разбивать этот счет на два отдельных нецелесообразно.

13. http://www.snezhana.ru/plan/

В бухгалтерском учете для получения различной информации используется три вида счетов. По степени их детализации они подразделяются на синтетические, аналитические и субсчета.
Синтетические счета содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерителе. К синтетическим счетам относятся: 01 «Основные средства»; 10 «Материалы»; 50 «Касса»; 51 «Расчетные счета»; 43 «Готовая продукция»; 41 «Товары»; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; 80 «Уставный капитал» и др.
Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженных в натуральных, денежных и трудовых измерителях. В частности, по счету 41 «Товары» следует знать не только общее количество товаров, но и конкретно наличие и местонахождение каждого вида товара или группы товаров, а по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — не только общую задолженность, но и конкретную задолженность по каждому поставщику отдельно.
Субсчета (синтетического счета II порядка), являясь промежуточными счетами между синтетическими и аналитическими, предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета. Учет в них ведется в натуральных и в, денежных измерителях. Несколько аналитических счетов составляют один субсчет, а несколько субсчетов — один синтетический счет.

В бухгалтерском учете используется синтетический и аналитический учет.
Синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Аналитический учет — учет, который ведется в лицевых и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
Синтетический и аналитический учет организуются так, чтобы их показатели контролировали друг друга ив конечном итоге совпадали, вот почему записи по ним проводятся параллельно; записи на счетах аналитического учета производятся на основании тех же документов, что и записи на счетах синтетического учета, но с большей детализацией.
Между синтетическими и аналитическими счетами существует неразрывная взаимосвязь. Она выражается в следующих равенствах.
1. Начальное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется начальному сальдо синтетического счета
∑C1а=С1с
2. Обороты по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, должны быть равны оборотам синтетического счета
∑=Оа=Ос
3. Конечное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется конечному сальдо синтетического счета
∑С2а=С2а

Взаимосвязь между счетами и балансом в бухгалтерском учете проявляется следующим образом. На основании данных статей баланса открываются активные и пассивные счета, названия которых в основном совпадают со статьями баланса. Так, статье актива «Нематериальные активы» соответствует счет 04 «Нематериальные активы»; статье пассива баланса «Добавочный капитал» — счет 83 «Добавочный капитал» и т. д. Иногда несколько счетов представлены в балансе одной статьей. Например, статья баланса «Запасы» включает несколько групп счетов (10, 11, 15, 16, 20, 21, 41, 43 и т.д.). Одновременно существуют счета, отражающиеся в балансе по двум статьям. Например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в активе баланса включен в статью «Прочие дебиторы», а в пассиве — в статью «Прочие кредиторы». Кроме того, суммы остатков по соответствующим статьям баланса служат начальными остатками открываемых синтетических счетов. Общая сумма дебетовых остатков синтетических счетов равна общей сумме кредитовых остатков, ибо эти итоги есть не что иное, как итоги актива и пассива баланса. На основании конечных сальдо синтетических счетов составляют новый баланс на первое число следующего отчетного периода (месяца, квартала и года).
Однако между бухгалтерскими счетами и балансом имеется отличие, которое состоит в том, что на бухгалтерских счетах отражаются текущие хозяйственные операции и итоговые данные за отчетные периоды в денежных, натуральных и трудовых показателях, а в балансе отражаются только итоговые данные на начало и конец отчетного периода в денежной оценке. В текущем учете представлены счета, которые в балансе отсутствуют, так как они закрываются до составления баланса — счет 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и т. д. Не находят отражения в балансе и забалансовые счета.







































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: