Выбытие основных средств на предприятии и организации может происходить вследствие физического износа, продажи, безвозмездной передачи, обмена, частичной или полной ликвидации, при авариях, стихийных бедствиях или иных чрезвычайных ситуациях, повлёкших невозможность дальнейшего использования или нецелесообразность восстановления, а также при передаче в уставный фонд другой организации.
Отражение в учёте процесса выбытия зависит от того, по каким причинам происходит выбытие данных объектов.
В соответствии с действующим законодательством возможны 2 варианта учёта выбытия основных средств:
- открытие к счёту 01 «Основные средства» субсчёта «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчёта переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается с данного субсчёта на счёт 91 «Операционные доходы и расходы» субсчёт 2 «Операционные расходы»;
- стоимость выбывшего объекта списывается по кредиту счёта 01 по первоначальной стоимости и дебету счёта 02 на сумму начисленной амортизации и дебет счёта 91 на остаточную стоимость объекта основных средств.
|
|
Остальные доходы и расходы, связанные с выбытием объекта основных средств, списываются на дебет или кредит счёта 91 в корреспонденции с соответствующими счетами.
Операции по реализации объектов основных средств
Дб | Кт | |
51 | 62 | поступление денежных средств от покупателя в порядке предоплаты |
01-9 | 01-1 | списание первоначальной стоимости выбывающего объекта |
02 | 01-9 | списание амортизации выбывающего объекта основных средств на уменьшение первоначальной стоимости |
91-2 | 01-9 | списание остаточной стоимости продаваемого объекта основных средств |
91-3 | 68-2 | начисление НДС в бюджет от недоамортизируемой части основных средств |
91-2 | 70 | начислена зарплата рабочим за разборку и демонтаж объектов основных средств |
91-2 | 69 | начисление отчислений на социальное страхование и обеспечение ремонтных рабочих с одновременным включением затрат по выбытию |
10 | 91-1 | поступление на склад предприятия запасных частей, агрегатов и других материалов со списываемого объекта по цене возможного использования |
В результате сопоставления дебетовых и кредитовых оборотов по счёту 91 и их уравнивания выявляется общая сумма прибыли или убытков по этим операциям, которая в конце отчётного периода переносится на счёт 99 «Прибыли и убытки»
Дб | Кт | |
91-9 | 99 | при получении прибыли |
99 | 91-9 | при получении убытков |
Понятие, состав нематериальных активов и их оценка
|
|
Нематериальные активы – это долговременные затраты организации, не имеющие материальной основы. К ним относятся права пользования природными ресурсами, земельными участками, производственные технологии, торговые марки, знаки, патенты, лицензии, программные продукты и другие объекты.
Нематериальные активы оцениваются в сумме всех фактических затрат на приобретение и приведение в состояние готовности к использованию.
Расходы по приобретению нематериальных активов, непосредственно связанные с их получением и приведением к пригодному состоянию для использования, а также с подтверждением имущественных прав, учитываются по дебету счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы» как затраты капитального характера.
Поступление объектов нематериальных активов оформляется аналогично поступлению объектов основных средств, т.е. с ответствующими первичными документами – актами приёма передачи объекта нематериальных активов, а при списании – акты списания нематериальных активов.