Учёт выбытия основных средств

Выбытие основных средств на предприятии и организации может происходить вследствие физического износа, продажи, безвозмездной передачи, обмена, частичной или полной ликвидации, при авариях, стихийных бедствиях или иных чрезвычайных ситуациях, повлёкших невозможность дальнейшего использования или нецелесообразность восстановления, а также при передаче в уставный фонд другой организации.

Отражение в учёте процесса выбытия зависит от того, по каким причинам происходит выбытие данных объектов.

В соответствии с действующим законодательством возможны 2 варианта учёта выбытия основных средств:

  1. открытие к счёту 01 «Основные средства» субсчёта «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчёта переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается с данного субсчёта на счёт 91 «Операционные доходы и расходы» субсчёт 2 «Операционные расходы»;
  2. стоимость выбывшего объекта списывается по кредиту счёта 01 по первоначальной стоимости и дебету счёта 02 на сумму начисленной амортизации и дебет счёта 91 на остаточную стоимость объекта основных средств.

 

Остальные доходы и расходы, связанные с выбытием объекта основных средств, списываются на дебет или кредит счёта 91 в корреспонденции с соответствующими счетами.

 

Операции по реализации объектов основных средств

 

Дб Кт  
51 62 поступление денежных средств от покупателя в порядке предоплаты
01-9 01-1 списание первоначальной стоимости выбывающего объекта
02 01-9 списание амортизации выбывающего объекта основных средств на уменьшение первоначальной стоимости
91-2 01-9 списание остаточной стоимости продаваемого объекта основных средств
91-3 68-2 начисление НДС в бюджет от недоамортизируемой части основных средств
91-2 70 начислена зарплата рабочим за разборку и демонтаж объектов основных средств
91-2 69 начисление отчислений на социальное страхование и обеспечение ремонтных рабочих с одновременным включением затрат по выбытию
10 91-1 поступление на склад предприятия запасных частей, агрегатов и других материалов со списываемого объекта по цене возможного использования

 

В результате сопоставления дебетовых и кредитовых оборотов по счёту 91 и их уравнивания выявляется общая сумма прибыли или убытков по этим операциям, которая в конце отчётного периода переносится на счёт 99 «Прибыли и убытки»

Дб Кт  
91-9 99 при получении прибыли
99 91-9 при получении убытков

Понятие, состав нематериальных активов и их оценка

 

Нематериальные активы – это долговременные затраты организации, не имеющие материальной основы. К ним относятся права пользования природными ресурсами, земельными участками, производственные технологии, торговые марки, знаки, патенты, лицензии, программные продукты и другие объекты.

Нематериальные активы оцениваются в сумме всех фактических затрат на приобретение и приведение в состояние готовности к использованию.

Расходы по приобретению нематериальных активов, непосредственно связанные с их получением и приведением к пригодному состоянию для использования, а также с подтверждением имущественных прав, учитываются по дебету счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы» как затраты капитального характера.

Поступление объектов нематериальных активов оформляется аналогично поступлению объектов основных средств, т.е. с ответствующими первичными документами – актами приёма передачи объекта нематериальных активов, а при списании – акты списания нематериальных активов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: