Вопрос 166. Формы бухгалтерского учёта

Под формой бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей.

Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:

- журнально-ордерная;

- мемориально-ордерная;

- упрощенная форма учета для малых предприятий;

- автоматизированная форма, с применением программ автоматизации бухгалтерского учета.

ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ ФОРМА УЧЕТА - форма бухгалтерского учета, при которой применяются накопительные регистры (журналы-ордера). Записи в журналы-ордера производятся с первичных документов в разрезе корреспондирующих счетов по кредитовому признаку, т.е. по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетуемыми счетами.

Месячные итоги каждого журнала-ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета, операции которого учитываются в журнале, и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета. Хозяйственные операции записываются в журналы-ордера по мере их совершения и оформления первичными документами и таким образом одновременно осуществляются систематическая и хронологическая записи. Сверка правильности ведения записей в журнале-ордере происходит путем сравнения итогов по дебетуемым счетам с общим итогом по кредиту счета. Выверенные месячные итоги из журналов-ордеров переносятся в Гл. книгу. Кредитовый оборот по счету переносится из соответствующего журнала, а обороты по дебету — из других журналов-ордеров по корреспондирующим счетам, таким образом, в Гл. книге расшифровывается дебетовый оборот счета, а в журнале-ордере — кредитовый. Гл. книга ведется правильно, если суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо равны. При такой форме учета исключается многократность записей и происходит объединение статистического и аналитического учетов.

МЕМОРИАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА — форма учета, основанная на составлении мемориальных ордеров, которые в свою очередь составляются на основании первичных, сводных и накопительных документов. Все мемориальные ордера регистрируются в регистрационном журнале. На основе мемориальных ордеров производятся записи по счетам синтетического учета в Гл. книге. Аналитический учет ведется на основании документов, приложенных к мемориальным ордерам. В конце месяца составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета и оборотные ведомости по счетам аналитического учета и производится их взаимную сверка. Итоги оборотов по Д и К всех синтетических счетов, а также итог регистрационного журнала должны быть равны между собой.

УПРОЩЁННАЯ ФОРМАс использованием регистров бухгалтерского учета рекомендуется для малых предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг). Данная форма предполагает ведение бухгалтерского учета в ведомостях.

Всего ведомостей девять: ведомости по учету основных средств и начисленных амортизационных отчислений (форма № В-1); ведомость по учету производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (форма № В-2); ведомость по учету затрат на производство (форма № В-3); ведомость по учету денежных средств и фондов (форма № В-4); ведомость по учету расчетов и прочих операций (форма № В-5); ведомость (оплата) по учету реализации, если в учетной политике закреплен метод реализации «по оплате» или ведомость (отгрузка) по учету расчетов и прочих операций, если в учетной политике закреплен метод реализации «по отгрузке» (форма № В-6); ведомость по учету расчетов с поставщиками (форма № В-7); ведомость по учету оплаты труда (форма № В-8); ведомость (шахматная) (форма  № В-9).

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ФОРМА бух. учета предусматривает применение электронно-вычислительных машин. Бухгалтерские программы содержат план счетов, экранные формы первичных документов, журналы, отчеты, а также средства, позволяющие изменить конфигурацию программы для нужд конкретного пользователя, независимо от масштабов его деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: