Сравнительная характеристика конструкций романики и готики

Билет 2

1. Современное строение церкви 618 г., построенное при католикосе Комитасе, композиция представляет собой прямоугольный проект (наружные размеры 22.5х17.7м) с вписанным крестом, крылья образованы четырьмя полукруглыми алтарями, пропорционально расположенными на двух осях монастыря. Собор имеет два входа: западный и южный. Были и побочные входы с западного фасада, через которые в ходили в алтари, но они сейчас закрыты. Внутри собора можно видеть единую композицию со стремящимся ввысь куполом, примечательные композиционные решения, которые свидетельствуют о высоком мастерстве архитектора. Наружные фасады церкви украшены и укреплены двумя армянскими нишами. Они примечательны четкостью композиционной мысли, торжественной монументальностью, единостью объемных и проектных форм.

2.

Церковь святых Сергия и Вакха — одна из самых древних сохранившихся церквей Стамбула, послужившая прообразом для базилики Сан-Витале и собора святой Софии (отсюда второе название — «малая Айя-София»). По всей видимости, является работой тех же мастеров — Исидора Милетского и АнтемияТралльского. Храм посвящён святым Сергию и Вакху.

Размеры храма — 34 на 30 метров, при абсиде глубиной 3.60 м и двухметровом нартексе. Внутренняя высота купола — 16.33 м. Его поддерживают четыре мощных опоры и шестнадцать чередующихся колонн из зеленого мрамора с прожилками и из красного синнадского мрамора. По верхнему ярусу, подобным же образом чередуясь, стоят восемнадцать колонн. Над нижними колоннами идет фриз с надписью в честь Юстиниана и Феодоры, творение придворного поэта. Восточный пролет свободен и не имеет второго яруса, чтобы оставить открытой абсиду. Она удлинена за счет циллиндрического свода, который увенчан куполом абсиды.

3. ГАВИТ (жаматун) - в армянской средневековой архитектуре притвор храма - усыпальница, место для молитвы и собраний, обычно зал, перекрытый сводом на арках.

4. Кирпичная, ганзейская или северогерманская готика — разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии, Польше и Прибалтике в XIII - XVI веках. Красный керамический кирпич как строительный материал стал использоваться в Северной Европе в XII веке. Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен.

5. Лишь бы можно было пройти.

6. ПьяццадеиМираколи: Пизанский собор, Пизанская башня, баптистерий и кладбище Кампо-Санто

7. Собор в Уэллсе (Англия)

8. Собор в Кельне (Германия)

9. Собор Святой Софии (Константинополь)

 

Билет

1)тип площади в готический период. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы,

2)трансформация пространства ранневизантийского храма

продольно-базиликальные и центрально-купольные храмы, главную роль играло внутреннее пространство, которое решалось в соответствии с особенностями христианского культа,,Трехнефная базилика

3 ) трансформация пространства средневизантийского храма

небольшие размеры построек. Церковные постройки.крестовокупольная архитектурная система. Интерьер крестовокупольного здания распадается на девять пространственныхячеек

Свод на нервюрах

Cистема нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.Cвод представлянт собой жёсткие рёбра (нервюры), служащие для опоры и распределения нагрузки, а промежутки между нервюрами выкладывались лёгким кирпичом

Храм Джвари в Мцхете (план и ключевые слова)

Храм Джвари – это типичная христианская церковь в Грузии. отличающийся гармоничностью пропорций, представляет собой перекрытый куполом на 8-гранном барабане, с 4 примыкающими к нему угловыми помещениями.

6) Пизанская или как её ещё называют «падающая» башня.55 метров в высоту. Башня состоит из 8 этажей, каждый из которых опоясан открытой галереей с колоннами

7) Миланский собор — крупнейшее создание готической архитектуры в Италии.мраморный готический собор.

8) Здания канадского Парламента на Парламентском Холме

Архитектура готики

 

Билет4.

1)Не влез в фотку вопрос L вроде купольная базилика

 

 

2)Схема крестово-купольного храма поздневизантийского периода

 

 

3)Схема крестово-купольного храма средневизантийского периода

 

 

 

 

4) Схема центрично-купольного храма

5)Технология возведения готического храма (ключевые слова): вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас.свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

6.Миланский собор 1386-1965          

7. Контрфорсы соб. Парижской богоматери 

 8. нервюры реймского собора 9.Реймский собор

 

5 билет

Собор св. Софии в Фессалониках (план и ключевые слова)

внушительные размеры, просторное подкупольное помещение, в основе плана трехнефная базилика Купол укреплен на парусах, которые опираются на столбы,

сравнительная характеристика конструкций романики и готики.

характерной чертой романского стиля считается каменный свод. Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом;

архитектура готических— новой каркасной конструкцией. основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень - отесанный и бутовый. Готический(стрельчатый) свод намного совершеннее, чем массивный и тяжелый романский(полуциркульный)Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки;

3) + 4) средневековые государства восточно-христианского мира

 средневековые государства западно-христианского мира

Раскол христианской церкви - разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Восточная была единым государством, Западная состояла из множества княжеств

Восточная: Византия (балканские полуострова, малая Азия, северную Месопотамию,

часть Армении, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр)

Западная: Западная Европа(Англия, Швеция, Франция, Испания…)

 

5)средневизантийский период – 10-11 века.

6)Собор Нотр-Дам в Шартре. Франция. Готика.

7) Пизанская («падающая» башня) – это колокольня собора Санта-Мария Маджоре в итальянском городе Пиза 55 метров в высоту.

8)

9) Деталь храма св. Софии. Константинополь. По периметру купола пущен ряд окошек, благодаря которым здание наполнено светом.

 

Билет 6.

 

1.  В основе храма – раннехристианская базилика, продольная организация пространства. Основной элемент интерьера – полуциркульные арки. Характерны каменные своды (коробовые, крестовые, циллиндрические.) Мощные стены и колонны. Главный элемент композиции – башня Донжон; вокруг нее располагались остальные постройки из простых геометрических форм. Основные постройки стиля – храм-крепость и замок-крепость.

2.  Вестминстерское аббатство.(1245- с перерывами до 1745). Строилась с перерывами с 1245 по 1745 годы, но облик сохраняет готический. Традиционное место коронации монархов Великобритании и захоронений монархов Англии. Аббатство причислено к Всемирному наследию.

a.

3.

Гурт - вертикальные и горизонтальные профилированные тяги на фасадах и в интерьерах.

арка из тёсаных клинчатых камней, которая укрепляет ребра крестового свода, выполненного из мелких камней. Применение гуртов в готической архитектуре явилось одним из первых примеров разделения постройки на прочный каркас и лёгкое заполнение. С введением гуртов упростился характер кладки, уменьшился вес и возросла прочность крестовых сводов. Во французском готике гурт получил название нервюры.

Нервюра в архитектуре (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро готического каркасного крестового свода.

Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы.

4. Для облегчения сводов и уменьшения нагрузки на стены в обходе и капеллах строители возводили каркасные арки – нервюры Вместо доминирующей раньше полуциркульной стали применять стрельчатую арку, яркий свет в алтарной части должен был символизировать «священный свет религии». Окна капелл украсили цветными витражами, через которые солнечные лучи наполняли хор радужным мерцанием.

 

Чтобы снять нагрузки со стены, боковой распор сводов «гасили» за счёт выступающих из стен «лопаток», либо вынесенного за пределы стен подпорного уступчатого столба – контрфорса. Поскольку в готическом культовом зодчестве сохранилась базиликальная форма здания, где средний неф возвышался над боковыми, использовали специальную соединительную арку – аркбутан, которую перебрасывали от пяты свода главного нефа на контрфорс бокового. Таким образом, фасад расчленялся по вертикали на три части посредством контрфорсов или выступающих «лопаток», что символически соотносилось с идеей Троицы.

Внутреннее пространство готического храма также членилось на три зоны: нижнюю составляла аркада, среднюю – трифорий (галерея над средними нефами, аркада которой выходит в центральный неф), верхнюю – окна. Большое значение придавали оформлению порталов

 

5.  Собор в Кельне (1248 – 1437) Здание собора - это 5-нефная базилика, выполненная из красноватого камня трахита в виде латинского креста, имеющая галерею и семь радиально расходящихся капелл. Длина храма 144 м, ширина - 86 м, общая его площадь составляет 7 914 м². Башни Кельнского собора имеют высоту 157 м, их украшают ажурные шпили из кованого железа.

(Снаружи Кельнского собора есть много опорных пилястр, фиалов, аркбутанов, галерей, сквозных решеток. Главный портал храма украшает богатая скульптурная пластика, декоративная резьба, повторяющиеся от яруса к ярусу стрельчатые арки. Большой основной зал собора окружают часовни и капеллы, а для поддержки его звездчатых сводов были установлены 44-метровые колонны. Внутреннее пространство собора просто грандиозное, этот эффект достигнут не только благодаря внушительным размерам, но и в результате перепада высот: высота среднего нефа превышает в два с половиной раза высоту боковых, а также неф и хор располагаются на разных уровнях.)

6.  Собор Нотр-Дам в Париже.

7.  Сан-Бьяджо в Италии (Ренессанс)

8.  Аркбутаны храма Св. Софии в Константинополе

9. Вестминтерское Аббатство.(Готика)

 

Билет7.

1) Поздневизантийский период(века) 13-14 века

К XIV в. относится наиболее сохранившаяся дворцовая постройка Константинополя – здание, которое турки назвали Текфур-Серай. Он представляет собой небольшую часть Влахернского дворца. Это летний зал и столовая, расположенная в третьем этаже и построенная над более ранними стенами, которыми Влахернский дворец был укреплен со стороны города.

2) Пропорции готики:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: