Психология общения
Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.
Общение в деятельности воспитателя, родителя выступает:
· как средство решения учебно-воспитательных задач;
· как средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты, строить взаимоотношения друг с другом;
· как способ развития коммуникативности, умения общаться со взрослыми и сверстниками;
· как необходимое условие его социально-личностного развития.
Таким образом, общение — это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина).
Рис. 2.1. Функции общения
В общении выделяются пять его основных функций (рис. 2.1).
Три составляющих общения:
· общение как коммуникация — обмен информацией и переживаниями;
· общение как межличностное взаимодействие;
· общение как понимание людьми друг друга — взаимовосприятие
|
|
Рис. 2.2. Три составляющих общения
Общение как коммуникация
Коммуникацию между общающимися обеспечивает, во-первых, язык. Общение будет происходить на «одном языке» при том условии, что говорящие вкладывают один и тот же смысл в произносимые слова.
Речевое общение — процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка.
В структуру речевого общения входят определенные свойства речи и голоса:
· диапазон — широкий, узкий;
· тональность — высокая, низкая;
· интонация — слабая, говорящая о подчиненности человека, повышенного тона, подчеркивающая сильную человеческую натуру, и др.;
· темп речи — быстрый, средний, замедленный;
· модуляция высоты голоса — плавная, резкая;
· ритм — равномерный, прерывистый;
· тембр — раскатистый, хриплый, скрипучий.
Наиболее привлекательной при общении является речь плавная, спокойная и размеренная.
Речевое общение (рис. 3.1), поддержанное словами, жестами, мимикой собеседника (диалог), происходит намного легче по сравнению с не поддержанным этими средствами (монолог).
Большое внимание должно быть уделено свойствам речи и голоса, таким как тональность, тембр, темп, дикция и т. д. Ребенок в силу своей впечатлительности, подражательности будет перенимать все нюансы голоса уважаемого им взрослого человека. Родителям следует обращать внимание на звуковое оформление своей речи: шепот, вздохи, смех и т. д.
На каждом этапе словесного оформления мыслей происходит потеря информации и ее искажение. Масштаб этих потерь определяется:
|
|
· общим несовершенством человеческой речи;
· неточностью воплощения мыслей в словесной форме (табл. 3.1).
Рис. 3.1. Свойства речи и голоса и разделительные речевые звуки
Таблица 3.1