Общение как коммуникация

Психология общения

 


Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

Общение в деятельности воспитателя, родителя выступает:

· как средство решения учебно-воспитательных задач;

· как средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты, строить взаимоотношения друг с другом;

· как способ развития коммуникативности, умения общаться со взрослыми и сверстниками;

· как необходимое условие его социально-личностного развития.

Таким образом, общение — это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина).

Рис. 2.1. Функции общения

В общении выделяются пять его основных функций (рис. 2.1).

Три составляющих общения:

· общение как коммуникация — обмен информацией и переживаниями;

· общение как межличностное взаимодействие;

· общение как понимание людьми друг друга — взаимовосприятие

Рис. 2.2. Три составляющих общения

 


Общение как коммуникация

 


Коммуникацию между общающимися обеспечивает, во-первых, язык. Общение будет происходить на «одном языке» при том условии, что говорящие вкладывают один и тот же смысл в произносимые слова.

Речевое общение — процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка.

В структуру речевого общения входят определенные свойства речи и голоса:

· диапазон — широкий, узкий;

· тональность — высокая, низкая;

· интонация — слабая, говорящая о подчиненности человека, повышенного тона, подчеркивающая сильную человеческую натуру, и др.;

· темп речи — быстрый, средний, замедленный;

· модуляция высоты голоса — плавная, резкая;

· ритм — равномерный, прерывистый;

· тембр — раскатистый, хриплый, скрипучий.

Наиболее привлекательной при общении является речь плавная, спокойная и размеренная.

Речевое общение (рис. 3.1), поддержанное словами, жестами, мимикой собеседника (диалог), происходит намного легче по сравнению с не поддержанным этими средствами (монолог).

Большое внимание должно быть уделено свойствам речи и голоса, таким как тональность, тембр, темп, дикция и т. д. Ребенок в силу своей впечатлительности, подражательности будет перенимать все нюансы голоса уважаемого им взрослого человека. Родителям следует обращать внимание на звуковое оформление своей речи: шепот, вздохи, смех и т. д.

На каждом этапе словесного оформления мыслей происходит потеря информации и ее искажение. Масштаб этих потерь определяется:

· общим несовершенством человеческой речи;

· неточностью воплощения мыслей в словесной форме (табл. 3.1).

 

Рис. 3.1. Свойства речи и голоса и разделительные речевые звуки

Таблица 3.1



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: