Стихотворные произведения и переводы

Томас Мор был автором 280 латинских эпиграмм, переводных произведений, а также небольших поэм. Томас Мор активно занимался переводами с древнегреческого языка, который в его эпоху был гораздо менее популярен, чем латинский.

«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.

Первая часть произведения Мора — наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.

Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; сами герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма. Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Труд является обязательным в «Утопии» для всех. Городское производство построено на семейно-ремесленном принципе. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых отношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев, несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты кем угодно, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики. Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Философские трактаты: "О достоинстве и преумножении наук" (1605), "Новый Органон " (1620); Утопический роман "Новая Атлантида» (1623-1624 издан в 1627); Влиятельный орден ученых – «Дом Соломона»; "О мудрости древних" (1609-1623); "Опыты, или Наставления нравственные и политические" (1597, последнее дополненное автором издание - 1625).

Все его произведения, начиная с «Опытов» ( Essays) до последних, важнейших трудов его, «Нового Органона» (то есть, новой научной и философской методологии), и трактата «О достоинстве и приумножении наук» (De dignitate et augmentis scientiarum), проникнуты мыслью, что науки должны использоваться на пользу практической жизни. Руководящей мыслью исследований Фрэнсиса Бэкона была польза людей. Целью его философских произведений, собрание которых он назвал «Великим восстановлением наук» Instauratio magna, было преобразование научной деятельности и по содержанию и по методу. Он показал, как обратить науку от пустого занятия бесплодными фантастическими системами к полезному для человеческой жизни реализму.

В своих произведениях Бэкон учил искать истину посредством индукции, то есть посредством сопоставления наблюдений, тогда как прежде считали возможным находить ее посредством абстрактных рассуждений. В «Новом Органоне» он подробно объясняет, что путем к открытиям служит наблюдение природы и опыты, что для успеха в этом должно отбросить все предубеждения, все иллюзии или, как он называет, «идолы». По своему индуктивному методу Фрэнсис Бэкон подвергает разбору все стороны умственной жизни. В энциклопедическом очерке наук, составляющем содержание трактата его «О достоинстве и приумножении наук», он защищает науку от её порицателей и врагов, в особенности от богословов и правителей, распределяет человеческие знания по способностям души, имеющим важнейшее участие в их развитии. Эти способности: память, воображение и разум. Таким образом, он получает следующие отделы науки: 1) космология; это у него философия природы и рассмотрение основных вопросов человеческой жизни; 2) космография со стороны своего исторического и антропологического содержания; 3) логика; 4) нравственная философия. Фрэнсис Бэкон доказывал, что источник всех верных сведений – наблюдение и опыт, за это его и называют отцом новой философии, основывающейся на опыте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: