Сэмюэль Тейлор Кольридж (1772 — 1834)

В студенческие годы поэт также находится под властью сильных впечатлений от французской революции 1789-94 гг. и политических событий в самой Англии. Вместе с Робертом Саути, также поэтом «озерной школы», он собирается уехать в Америку и основать там коммуну равных и свободных тружеников «Пантисократию». В 1793 году Кольридж пишет эклогу «Огонь, Голод и Резня», в которой прославляет демократов своего времени – Пристли, Шеридана, Годвина. В 1795 г. Он выступает с политическими лекциями в Бристоле, пытается разоблачить политику правительства Вильяма Пита-младшего.

После 1797 года в сознании поэта происходит разочарование в результатах Французской революции. Он уезжает в Германию, где изучает классическую немецкую философию, знакомится с творчеством немецких романтиков. Свои мысли Кольридж облекает в поэтическую форму и пишет оду «Уныние», где выражает собственное мироощущение.

Кольриджа интересует эстетика средневековья. Он обращается к искусству английских поэтов средних веков, ищет здесь подтверждение своим эстетическим и этическим идеалам. Он также проповедует необходимость учиться у творцов народных баллад, считает, что нужно применять живой, разговорный язык в художественных произведениях.

Наиболее известны такие произведения Кольриджа, как баллада «Сказание старого морехода» (1798 год), поэма «Кристабель» (была неокончена, но издана по настоянию Байрона в 1816 году), незавершенная поэма «Кубла-хан» (1816 г.). В этих произведениях довольно отчетливо представлена тема роковой разобщенности людей, неизбывного одиночества личности, ужасающей «Жизни в смерти». Эта тема в разных вариантах пройдет через всю мировую литературу.

Роберт Саути (1774 — 1843)

В ранний период своего творчества Роберт Саути также вдохновлен великой франц. Революцией. В своих ранних произведениях он обращается к историческим событиям героического характера. Так, в поэме «УотТайлер» (1789) основана на событиях Крестьянской войны 1381 года. Поэт обращается к героической личности, создавая, по сути, в литературе один из типов романтического героя. Такова по своему внутреннему характеру и пьеса «Жанна д Арк», где всем известная история французской героини приобретает иное звучание. Поэт осуждает экспансию англичан во времена столетней войны, т.о. разоблачая современную ему политику Англии в отношении наполеоновской Франции. Саути так же, как и Кольридж, обращается к средневековью, его истории и литературе. Многие его произведения написаны на средневековые или восточно-романтические темы – «Талаба-разрушитель» (1801), «Проклятие Кегамы» (1810), «Родерик, последний из готов» (1814). Немало в произведениях Саути и мифологической фантастики: им используются образы ведьм, чертей, русалок.

Саути становится придворным поэтом-лауреатом, за что был не раз осуждаем. Так, Байрон и Шелли иронизируют над его поэзией: «Столько сонной скуки было в его стихах и прозе»,- писал Шелли. В 1809 году поэтов «озерной школы» раскритиковал Байрон в своей статье «Английские барды и шотландские обозреватели». Он осуждал Саути и называл его ренегатом. Саути он высмеивает за лакейское угодничество перед королевской семьей, считает его продажным реакционным писакой. Однако мы не будем выносить приговор поэтам «озерной школы», т.к. они внесли немалый вклад в английскую поэзию и мировое сознание.

Поздний романтизм. Творчество П.Б.Шелли.

Первые тридцать лет девятнадцатого века отмечены творчеством поэтов, возрождавшими романтизм. Так отмечают учебники, хотя сами поэты могли этого и не понимать. Их творчество сильно отличалось от творчества их предшественников. Интерес к природе, например, не был умозрительным любованием, а был интересом к идеальному явлению, информационно и духовно влияющим на жизнь. Термин происходит от слова «роман» («романами» в XVII в. называли сочинения, написанные не на латыни, а на происходящих от неё романских языках: французском, итальянском и др., а позже так называлось всё таинственное и чудесное). Романтизм XIX в. во многом противоположен классицизму, предыдущей эпохи и нормам академического искусства. Для романтизма характерно обострённое внимание к душевному миру человека, но, в отличие от сентиментализма, романтиков интересует не обычный человек, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», стремление к совершенству, мечтает об идеале – не случайно символом романтизма стал «голубой цветок», поискам которого посвящает жизнь один из героев Новалиса. Романтик любит и порой идеализирует далёкое средневековье, «первозданную природу», в мощных, исключительных проявлениях которой он видит отражение обуревающих его сильных и противоречивых чувств. Для романтизма характерно убеждение, что не логика и знание, а интуиция и воображение открывают тайны жизни. Привлекательные черты романтизма имеют и обратную сторону. Художник превращается в существо высшего порядка, которого «обычные» люди не могут понять и оценить («гений и толпа», «поэт и чернь» и т.п.). Порыв к идеалу, порой иллюзорному или недостижимому, оборачивается неприятием повседневной жизни, этому идеалу не отвечающий. Отсюда – так называемая «романтическая ирония» по отношению к устоявшейся действительности, которую обыватель принимает всерьёз. Отсюда и внутренняя раздвоенность романтика, вынужденного жить в двух несовместимых мирах идеала и реальности, преходящая порой в протест не только против костной действительности, но и против божественного миропорядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: