Теория конвенционального развития Колберга

Раздел. психология воспитания

Воспитание важный фактор психического развития личности ребенка, одна из сторон ее формирования.

Воспитание - внешнее воздействие взрослых людей, среды, обстоятельств и условий жизни, оказывающих влияние на характер и развитие ребенка с целью формирования у него определенных психологических качеств.

                   - воздействие на чувства, потребности и мотивы ребенка.

Цели воспитания определяются теми социально-экономическими условиями, в которых находится семья.

-формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.

-формирование духовной (способной отдавать предпочтение высшим нравственным ценностям, идеалам) и свободной (стремящейся к внутренней независимости) личности.

 

"Заповедь" Редьярд Киплинг

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил - жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,

Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: "Иди!"

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

























Тема «Психология семейного воспитания»

  1. В чем суть и чем опасно «родительское программирование»?
  2. Влияет ли психотип родителей на развитие тех или иных личных качеств детей?
  3. Чем болеют дети в конфликтных семьях?
  4. Трудновоспитуемыми рождаются или становятся?
  5. Как по стилю воспитания в семье предсказать судьбу ребенка?
  6. Как воспитать ребенка, чтобы не испортить его?
  7. 10 «нельзя» для родителей.
  8. Как воспитать позитивную самооценку у себя и других?
  9. Бить или не бить - вот в чем вопрос!
  10. Что лучше – «можно» или «нельзя»?
  11. Что способствует развитию застенчивости?
  12. Почему Дон-Жуан не стал выдающимся писателем?
  13. Какие ошибки совершают родители из любви к ребенку?
  14.  Эффективные приемы педагогического воздействия в школе.
  15. Что можно почитать по этой теме?

 

Семья - особого рода Коллектив, выступающий в воспитании как форма и средство долговременного психологического воздействия на личность ребенка. Семья формирует базовые личностные качества: доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревогу, сердечность и теплоту, отчужденность, холодность, агрессивность.

Давайте вспомним теории развития и воспитания личности.

В  чем суть и чем опасно «родительское программирование»?

Трансактный анализ Э.Берна представляет собой жизненные сценарии, основанные на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по 3 причинам:

оно дает цель

способ структурировать свое время

ребенку надо указывать как поступать и действовать в тех или иных ситуациях

 

Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт. Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. И хотя чаще всего результат предопределен родительским программированием, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Родители воспитывают себе подобных детей.

% Мать, живущая с мужем-алкоголиком и терпящая побои, ненавидит мужчин. Ее дочь вырастет с такой же психологической установкой.

Влияет ли психотип родителей на развитие тех или иных личных качеств детей?

Также существует теория, согласно которой социально-психологический тип родителей определяет личные качества ребенка.

% У тревожных матерей вырастают тревожные дети.

Успешность воспитания детей зависит от устойчивости брачных отношений. Также влияние оказывает совместимость характеров родителей.

% несовместимы доминирующий и тревожный тип характеров

%устойчивые браки сензитивный-интровертированный-гармоничный

Теория конвенционального развития Колберга

Семье и существующими между ее членами взаимоотношениям отводится решающая роль в деле формирования будущей личности. На основе изучения детей и их семей было выделено несколько групп, выявлена связь между различными типами детей и взаимоотношениями в семье.

Первый уровень морального развития объединяет два типа:

Первый тип детей - импульсивная неморальная личность, мотивацией ее поведения преимущественно служит наказание либо поощрение; эгоистический тип, другие люди для него лишь средство для получения чего-либо, не может контролировать свои импульсы, не способен решить реальные задачи.

Семья не внедрила в сознание такого ребенка никаких принципов, родители непоследовательно использовали метод наказания.

Второй тип - уживчивая личность. Проявляет целесообразность, интересы других учитывает настолько, насколько это может быть ему полезным, удовлетворяет свои интересы за счет других, ищет легкие пути, не предъявляет к себе особых требований, в присутствии других ведет себя хорошо, уважительно относится к желаниям и приказам взрослых, поскольку они могут и покарать и похвалить, добивается определенных успехов.

Атмосфера в таких семьях может быть различна: либо чрезмерный контроль, автократия, либо вседозволенность, либерализм.

Второй уровень - конформистская личность. Соблюдает правила, но не принципы, делает то, что от него ждут. Вариацией этого типа может быть личность, соблюдающая правила принужденно. Такой подросток не понимает, что правила существуют для людей и действуют помимо мотиваций и чувств.

Семьи авторитарны, родители любят наказывать, по большей части в них ощущается взаимное недоверие и недовольство друг другом, дети пытаются положительно относиться к семье.

Третий уровень - рационально альтруистическая личность, чувствительная, дружелюбная, заботится о других.

Семьи таких детей прочные, любящие, демократичные. В них проявляется доверие друг к другу, родители помогают детям в принятии решений, однако сами остаются "последней инстанцией", оставляя за собой проконтролировать ребенка, т.е. осуществляют рациональную дисциплину.

Как видим, на ребенка оказывают воздействие четыре сферы семейной жизни: взаимное доверие и одобрение, прочность семейного уклада, демократический контроль со стороны родителей и степень строгости применяемых ими наказаний.

В зависимости от того, какие взаимоотношения складываются у детей с родителями, они по-разному учатся воспринимать моральные явления и правила морального поведения.

Недостатки семейного воспитания, в основном, вызваны тем, что родители или не знают природу ребенка, пути и методы воспитания, или не уделяют достаточно времени и энергии делу воспитания своего ребенка. Всегда, когда речь заходит о неблагополучности семьи, особое внимание обращают на неполные и распавшиеся семьи, однако следует отметить, что большинство трудновоспитуемых растет в формально полных, материально обеспеченных семьях. Можно сказать, что решающую роль играет не состав семьи, а взаимоотношения, установившиеся между ее членами, их влияние на ребенка; именно нездоровые отношения в семье, пример отрицательного поведения родителей и является важнейшей причиной трудновоспитуемости.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает необходимость максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи в процессе воспитания ребенка. Для этого следует выделить внутрисемейные социально-психологические факторы, определяющие воздействия.

частыми причинами негативного воспитания являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы как друг о друге, так и о ребенке, уважения, психологической поддержки и защиты.

Причина антивоспитательных воздействий

-неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу

-несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование точек зрения на мораль, нравственность, ответственность за семью, обязанности. (% косоглазие у детей)

Специфические условия воспитания складываются в неполной семье. Мальчики гораздо острее воспринимают отсутствие отца; часто бывают задиристыми и беспокойными. Двухлетние дети менее самостоятельны, больше проявляют тревожность и агрессивность.

Развод является сильным потрясением для ребенка. Мальчики переживают острее. Распад семьи отрицательно сказывается и на отношениях между матерями и сыновьями. Находясь в состоянии душевной нестабильности родитель не в состоянии оказать хорошую поддержку ребенку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: