Краткий экскурс по творчеству Шелли

Стремление к свободе - внутренней, прежде всего - определяло всю недолгую жизнь Шелли, ее счастливые и ее драматические моменты. Ею пронизано и все его творчество, поражающее своим объемом, масштабами и насыщенностью. Во всем, что писал Шелли, - в поэмах, лирических и гражданственных стихах, в поэтических драмах и философских этюдах - он оставался возвышенным идеалистом, певцом высоких чувств и благородных порывов, последовательным учеником Платона. Таковы его поэмы "Королева Маб" (1813), по [[Изображение:шелли]размаху и по грандиозности образов напоминающая мистериальные видения Блейка; "Восстание Ислама" (1818) и "Маскарад Анархии" (1819), в которых идеалистические представления о возможности гармонии в окружающем человека мире и в его душе поразительно сосуществуют рядом с трезвым и горестным осознанием несовершенства и жестокости жизни. Свой идеал Шелли воплотил в поэтической драме "Прометей освобожденный" (1819): человеческая природа, по мысли Шелли, оказывается способной преодолеть уготованные страдания и возвыситься над ними. Незадолго до своей трагической гибели (во время плавания на яхте вдоль итальянского берега Шелли попал в шторм и утонул; по другой, вполне реальной, версии был ограблен и пущен на дно контрабандистами) Шелли вступил в литературную дискуссию, поводом для которой послужило выступление романиста и поэта Т.Л.Пикока, занимавшего в отношении Шелли своеобразную позицию друга-оппонента. Результатом этой дискуссии стал для Шелли трактат "Защита поэзии" (1822, опубл. 1840), название которого повторяет сочинение поэта эпохи Возрождения Филипа Сидни. В нем Шелли выразил характерный для романтической эпохи взгляд на поэзию как целостное учение о мире, объединяющее любые иные формы знания. Творчество Шелли, не признававшегося современниками, оказало огромное воздействие на английскую и мировую поэзию. А его короткая, романтическая жизнь породила множество легенд и толкований.

 10. Творчество В. Скотта (исторический роман).

Сэр Вальтер Скотт - английский романист, публицист, историк, поэт и политический деятель, оставил после себя уникальное литературное наследие. Он по праву назван «создателем жанра исторического романа». Созданный Скоттом исторический роман в XIX в. перестраивал самые основы эстетической и философской мысли.

Новаторство Вальтера Скотта заключалось в том, что он создал жанр исторического романа, "к нему не существующий" (по определению В.Г. Белинского). В основу мировоззрения и творчества писателя лёг огромный политический, социальный и нравственный опыт народа Шотландии, который в течение 4 веков боролся за свою национальную независимость против экономически развитой Англии.

Создавая новый тип исторического романа, Вальтер Скотт открыл и особый тип литературного творчества, особый метод художественного мышления, оказавший огромное влияние на развитие современной ему художественной и философско-исторической мысли. Романы его были словно ответом на проблемы, поставленные перед европейским сознанием революционной эпохой, и только этим можно объяснить необычайный успех, которым пользовалось его творчество в продолжение нескольких десятилетий. Это было открытием, которое, как всякое открытие, готовилось долго и исподволь, трудами поколений, строивших новую Европу, защищавших ее в непрерывных сражениях и размышлявших о своих победах и ошибках.

И сам Скотт долго вынашивал это открытие, прежде чем оно совершилось в его романе: он должен был пройти через множество своих юношеских увлечений, отразившихся в переводах, драматических опытах и огромных поэмах, которые принесли ему славу первого поэта.

Центральные сюжетообразующие мотивы, по мнению исследователя, следующие:

1) Путешествие. Оно может быть вызвано ссорой со старшим поколением («Роб Рой», «Айвенго») или другими причинами, но в том или ином виде присутствует непременно.

2) Любовь к прекрасной даме, встречающая на своем пути различные препятствия.

3) Воспитание (перевоспитание) героя, в частности, под влиянием этой любви.

4) Тайна.

5) Интрига, связывающая политическую, культурно-историческую часть романа с собственной судьбой героя.

Особенности исторического романа В Скотта:

1. Сочетание правдивого изображения прошлой жизни и интересной динамической интриги, движущими силами которой были большие человеческие страсти: зависть, ревность, мстительность, жадность и любовь к своему краю, роду, семье.

2. Описание, рассказ, диалог - 3 компонента романа, которые в своеобразном соотношении соединены в единое целое.

Описания Вальтера Скотта выполняли роль не только экспозиции, но и исторического комментария к событиям персонажей. Повествовательная линия в романах создала историческую перспективу развития событий, писатель призывал своего читателя к новой роли - не только участника событий, но и постороннего человека, который на все смотрел со стороны. Диалоги отличались историзмом, особенностями поэтики. Отстранение автора от рассказа дало возможность персонажу самостоятельно передвигаться, мыслить и говорить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: