I. Устное народное творчество

Определи по тексту, к какому жанру устного народного творчества принадлежит каждый из отрывков

А) Хочешь есть калачи, не сиди на печи. _______________________

Б) Рассыпался горох на семьдесят дорог. _______________________

В) В некотором царстве жил царь с царицею, и не было у них детей… ___________

Г) К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот;

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот раскроет рот. _____________________

Пословицы заключают в себе глубокий переносный смысл (аллегория). Выбери нужный ответ (смысл) к каждой пословице.

А) В радости знай меру, в беде не теряй веру. ____________________________

Б) Цыплят по осени считают. __________________________________________

В) Старый конь борозды не портит. _____________________________________

Г) Легко чужими руками жар загребать. _________________________________

Ответы: учит, ободряет; опытный человек; делу не помеха; результат виден не сразу; присвоение результатов чужого труда.

3. Загадка – это такое изображение предмета, которое надо отгадать. Состоит из вопроса и ответа. Отгадай загадки:

А) Не портной,

А всю жизнь с иголками ходит. _______________

Б) На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зелёных полушалках. _____________________

В) Не вода, не суша –

На лодке не уплывёшь

И ногами не пройдёшь. ___________________

Г) Никто не пугает,

А она вся дрожит. ___________________

(Ответы: осина, берёзы, болото, ёжик)

Сказка. Для сюжета сказки характерны вымысел и отражение реальной жизни.

А) Назови сказку и определи, к какой группе сказок (вид) она относится.

1. У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс. Барин принял гуся и говорит мужику… ________________________________________________

2. Конь бежит, земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в правое ухо залез – оделся, выскочил в левое – молодцом сделался, вскочил на коня, поехал… ________________________________________________________

Б)

1. Назови композиционные части сказки: ___________________________________

2. С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?

_______________________________________________________________________

3. Какие чудесные предметы помогают героям?

_______________________________________________________________________

4. Продолжи ряд постоянных эпитетов, встречающихся в сказках (лиса – хитрая, заяц – трусливый…)

_______________________________________________________________________

II. Басни

Что такое басня?

________________________

Из каких басен процитированы строчки?

А) А вы, друзья, как ни садитесь –

Всё в музыканты не годитесь… ______________________________________

Б) У сильного всегда бессильный виноват. _____________________________

В) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт… __________________________________________

Г) За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он кукушку. ________________________________________

III. Авторская сказка

Соотнеси сказки с их авторами.

1.«Снежная королева» а) П.П.Бажов
2. «Щелкунчик и Мышиный Король» б) Е.Л.Шварц
3. «Спящая царевна» в) С.Т.Аксаков
4. «Каменный цветок» г) Г.-Х.Андерсен
5. «Аленький цветочек» д) В.А.Жуковский
6. «Два клёна» е) Амадей Гофман ж) А.С. Пушкин    

Из каких произведений следующие строчки? Кто автор?

А) «Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели…».

Б) Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

В) Я очень хорошо умею ловить вас, людишек. Поймаешь одного человечка на крючок – сейчас же и другие следом потянутся. На выручку. Брат за братом, мать за сыном, друг за другом.

Г) Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Д) Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: