Непонимание причин поведения представителей другой культуры порождает противодействие, раздражительность, агрессивность

Одной из наилучших стратегий для понимания другой культуры является установление близкой дружбы с человеком из этой культуры, который может стать проводником и защитником.

Оборудование. Инструкция для «Этнографов»:

Вы молодые (юные) этнографы. Мечта любого ученого сделать сенсационное открытие. Вам повезло. Сегодня вам предстоит исследовать нигде не описанную, совершенно незнакомую для человечества культуру – Карамбию. Ваша задача – собрать максимальную информацию о данной культуре и подготовить выступление- доклад, который вы будете представлять на симпозиуме молодых (юных) этнографов. Подготовьте самостоятельно, независимо друг от друга вопросы, которые вы будете задавать жителям Карамбии.

 

Упражнение с грецкими орехами.

Необходимое время: 20 минут.

Дополнительные материалы – грецкие орехи по количеству участников, емкость для их сбора (широкая тарелка или коробка, лист бумаги).

Процедура проведения.

Упражнение проводится в несколько этапов.

1. У меня есть грецкие орехи, их хватит на всех, я прошу каждого из вас, взять по одному ореху. Рассмотрите, пожалуйста, свои орехи повнимательнее, у вас будет на это 1 мин.

Рассмотрели? Теперь складываем орехи обратно.

(Если в тренинге участвует больше 15 человек, то лучше собирать орехи у участников в две тарелки (коробки, на два листочка), что бы процесс поиска не затягивался).

Теперь я прошу вас найти орех, который вы уже держали в руках.

Пожалуйста, не толкайтесь, не торопитесь, в процессе поиска можно обмениваться орехами, просить рассмотреть орехи, которые уже кто-то взял….Все нашли. Продолжаем работу.

3. Вопросы для обсуждения:

Всем ли удалось найти орех, который вы уже держали в руках? Почему вы уверены, что нашли именно тот орех? (Пусть сначала выскажется желающий, а затем предложите ВСЕМ участники по кругу рассказать, почему они считают, что они нашли именно тот орех)

Спасибо! Давайте вспомним, как вы описывали орехи, какие использовали слова, фразы? (ответы желающих участников, но не менее 4-5).

Что вы почувствовали, когда нашли (или не нашли) свой орех? (ответы желающих участников, но не менее 4-5).

Как вы думаете, почему это произошло? (ответы желающих участников, но не менее 4-5).

Какие ситуации в реальной жизни напоминает это упражнение? (ответы желающих участников).

Да, так происходит когда незнакомый человек после знакомства становиться другом, или так при глубоком знакомстве новый школьный предмет становиться любимым, новое занятие, вид спорта становиться любимым увлечением).

4. Выводы:

Вы внимательно разглядывали орех в течение лишь 1 минуты. А потом обрадовались или огорчились, когда его нашли или не нашли, кто-то даже боялся, что его орех заберет другой человек. Описывая его вы употребляли слово МОЙ, использовали ласковые слова (точечки, носик, полосочки и т.п.). Никто не сказал, что его орех легко найти, т.к. он самый некрасивый и корявый.

ПОЛУЧАЕТСЯ, что для понимания чего-то нового нужно повнимательнее к этому отнестись, постараться увидеть положительные качества, понять. И тогда это что-то становиться близким, понятным и дорогим и значимым для тебя. А для понимания другой культуры нужно постараться больше узнать о ней, познакомиться с историей народа, условиями жизни, нормами и правилами.

 

IV. «Заминка».

Упражнение «Вот здорово!»

Ход упражнения. Во время выполнения упражнения все участники стоят в кругу, кроме одного, который стоит в центре круга. Ведущий должен присоединиться к выполнению упражнения. Он должен следить, чтобы упражнение выполнялось искренне, а не превращалось в фарс. Упражнение направлено на повышение самооценки участников группы, а также на умение искренне радоваться успехам других.

Инструкция:

Завершить наше занятие я хочу очень веселым упражнением, в котором каждый из нас сможет выразить поддержку друг другу, признавая за человеком право быть таким, какой он есть.

Сейчас одному из вас предстоит выйти в центр круга и сказать о себе нечто, чем он в себе гордится, что он особенно ценит в себе. Например, человек выходит в центр круга и говорит: «Я очень волевой человек и ценю это в себе». Остальные должны будут показать двумя руками символ «Классно!» (большой палец вверх) и в этот момент хором сказать: «И это здорово!». Человек из центра возвращается в круг, а на его место встает сосед слева и тоже говорит о себе нечто, чем он в себе гордится, а мы говорим «Это здорово!». И так каждый побывает в кругу и получит нашу поддержку.

Можно я первым войду в круг, я тоже хочу, чтобы вы меня поддержали. (далее ведущий-доброволец может сказать о себе такую фразу «Я впервые провожу такое занятие и очень волнуюсь, но я уверен, что у нас с вами все получиться!» После общего возгласа «И это здорово!» продолжаем…)

Кто следующим хочет выйти в круг? Кто уже готов?

При проведении упражнения нужно следить за тем, чтобы действия ребят были искренними, постарайтесь не допустить формализма.

Вывод:

При помощи вот такого простого упражнения можно доставить положительные эмоции разным людям, поддержать и принять их. Мы поддержали каждого.

Важно помнить, что люди имеют право быть такими, какие они есть. Они не обязаны меняться, только для того, чтобы понравиться нам. Мы можем понять и принять человека таким, какой он есть, если его действия не нарушают прав другого человека. Мы тоже имеем право быть такими, какие мы есть. НО ПОМНИТЕ моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека!

V. Рефлексия

О время рефлексии ведущий должен побудить КАЖДОГО высказаться, это можно сделать при помощи вопросов.

Давайте подведем итоги нашей встречи с помощью рефлексии. «Рефлексия – это поворот сознания на себя». Давайте учиться наблюдать за собой. Вспомните свои мысли, которые возникали на тренинге, как менялись ваши чувства в процессе занятия, что вы чувствуете сейчас. Наша задача научиться самонаблюдению, этот навык очень пригодится нам в жизни. Я прошу вас ответить на вопросы:

  1. Что на сегодняшнем занятии вам показалось особенно интересным, актуальным и полезным? (Пусть сначала выскажется желающий, а затем предложите высказываться его соседу и так ВСЕМ по кругу).

2. Какие чувства вы сейчас испытываете по поводу прошедшего занятия? Удовлетворенность/ неудовлетворенность; пустоту/ переполненность эмоциями; радость / грусть? и т.д.) (ответы участников).

3. Вы чему-то научились сегодня? Чему? (ответы участников).

VI. Итоговый вывод

ознакомить с особенностями межкультурного общения (взаимодействия),

Сегодня мы с вами говорили о межкультурном взаимодействии, о так называемой межэтнической толерантности. Это слово мы вспоминаем тогда, когда сталкиваемся с людьми, которые чем-то на нас не похожи. В общении сними мы ведем себя по-разному: терпим или нет, принимаем или нет, поддерживаем или нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: