Вводные замечания. На основе свободного ассоциативного эксперимента построен и широко применятся в практике подбора совместимых людей в группах парный ассоциативный тест (проба с лидером). Сущность его состоит в том, что вербальные стимулы предъявляются одновременно двум испытуемым, и они одновременно должны отвечать любыми словами, пришедшими им в голову. Парный ассоциативный тест позволяет установить лидера в диаде.
Цель работы: формирование умений установления лидера в диаде.
Оборудование: группа слов-стимулов в количестве 30-40 единиц.
Выполнение задания. Используется демонстрационный вариант парного ассоциативного теста. Для этого двое испытуемых выполняют указания экспериментатора (преподавателя), а все остальные выступают в качестве наблюдателей – экспертов.
Инструкция испытуемым: «В ответ на предъявленное слово-стимул отвечайте любым словом, пришедшим в голову».
Обработка и обсуждение результатов. Наблюдая за поведением обоих участников эксперимента, эксперты определяют их особенности и тенденции к лидерству или ведомости. Для выявления лидера в диаде необходимо выявить следующие характеристики:
- для лидера характерно более короткое время реакций;
- более громкий уверенный голос;
- меньшее количество задержек и пропусков;
- большее количество реакций соответствует центральным и парадигматическим типам;
- отмечается также навязывание своих ассоциаций второму члену группы – ведомому.
Контрольные вопросы
1. Какие критерии используются для оценки свободных ассоциативных реакций?
2. Чем отличаются синтагматические ассоциативные реакции от парадигматических?
3. Укажите различие между центральными и периферическими ассоциативными реакциями.
4. Что определяется с помощью коэффициента общности реакций?
5. Можно ли установить разницу между ассоциативными реакциями на родном и неродном языках?
6. Что собой представляет парный ассоциативный эксперимент?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Изучение особенностей речи и мышления с помощью Направленного ассоциативного эксперимента.
Тема задания. Отработка использования Направленного ассоциативного эксперимента с целью изучения знания языка, умения логически мыслить, соотносить различные типы связей, дифференцировать индивидуальные особенности.
Введение.
Направленный ассоциативный эксперимент от различных вариантов свободного отличается тем, что испытуемый в ответ на слова-стимулы отвечает (или записывает) не любыми словами, пришедшими ему в голову, а в соответствии с инструкцией экспериментатора. Таким образом, ассоциативные реакции испытуемых как бы направляются по определенному руслу. Это накладывает ограничения на процессы мыслительного поиска испытуемых при выборе подходящих слов из имеющихся в их распоряжении. Инструкции могут быть разными как по направленности, так и по степени сложности. Например, подбор реакций-антонимов или синонимов – более легкая задача, подбор по принципу родо-видовых или степенных отношений – более сложная.
Цель работы: формирование умений выявления индивидуальных особенностей речи и мышления испытуемых.
Оборудование: группа слов-стимулов в количестве 30-40 единиц, выбранных по словарю синонимов или антонимов, таблица для регистрации результатов пробы.
Выполнение задания. Экспериментатор зачитывает список слов-стимулов так, чтобы после каждого оставалось несколько секунд, необходимых для записи реакции. Для установления ассоциативных зависимостей между стимулами и реакциями испытуемые составляют таблицу.
Инструкция испытуемому: «В ответ на предъявленное слово- стимул запишите слово противоположного значения (антоним)».
Результаты направленного ассоциативного эксперимента
Вербальные стимулы | Адекватные реакции | Семантические парафазии | Неадекватные реакции |
1 2 … Общее количество |
Список предлагаемых слов-стимулов.
1 | Злость | 16 | Вершина |
2 | Господин | 17 | Тусклый |
3 | Нерасторопность | 18 | Любить |
4 | Позор | 19 | Суша |
5 | Соперник | 20 | Культура |
6 | Черный | 21 | Женщина |
7 | Прыгать | 22 | Ребенок |
8 | Красивый | 23 | Находка |
9 | Целина | 24 | Надежда |
10 | Гуманность | 25 | Мороз |
11 | Смех | 26 | Работа |
12 | Атака | 27 | Гладкий |
13 | Буря | 28 | Взять |
14 | Скука | 29 | Похвала |
15 | Беда | 30 | Адажио |
Обработка результатов. Для оценки экспериментальных результатов следует подготовить таблицу, в которой все ответы испытуемых будут отнесены к адекватным реакциям, неадекватным и приблизительно правильным, так называемых семантических парафазиям (пара – около, фазус – смысл). Например, если на слово-стимул «позор» испытуемый отвечает словом «гордость», то такой ответ попадет во вторую колонку, так как по словарю антонимов русского языка надо было написать слова «почет», «слава» или «честь». В третью колонку попадают те ответы испытуемых, которые не соответствуют инструкции вообще. Например, в ответ на слово «позор» испытуемый пишет слова «стыд», «осуждение» и прочие, не соответствующие идее противоположности.
Правильные ответы-антонимы: 1 – доброта, 2 – слуга, раб, 3 – проворливость, ловкость, прыть, 4 – почет, слава, честь, 5 – партнер, коллега, единомышленник, 6 – белый, 7 – стоять, 8 – уродливый, безобразный, некрасивый, 9 – пашня, пахотная земля, обработанная земля, 10 – мизантропия, 11 – плач, 12 – оборона, защита, 13 – тишь, покой, 14 – веселье, 15 – радость, 16 – основание, подошва. 17 – яркий, 18 – ненавидеть, 19 –море, вода, 20 – невежество, 21 – мужчина, 22 – старик, 23 – потеря, 24 – отчаяние, 25 – зной, жара, 26 – отдых, безделье, 27 – шершавый, 28 – отдать, 29 – брань, ругань, критика, 30 – аллегро, престо, скерцо.
Обсуждение результатов. В ходе анализа результатов эксперимента необходимо сделать выводы об индивидуальных особенностях знания языка, умении логически мыслить, соотносить различные типы связей.
При хорошем или удовлетворительном знании языка и активном использовании его внутренних структурных связей испытуемые покажут высокие результаты по второй колонке – адекватным реакциям, до 100 %. Анализируются также показатели по второй и третьей колонке (семантические парафазии и неадекватные реакции).
Контрольные вопросы
1. Почему направленный ассоциативный эксперимент оценивает уровень речевого развития?
2. Укажите критерии оценки результатов направленного ассоциативного эксперимента.
3. Можно ли с помощью направленного ассоциативного эксперимента оценить умственные особенности испытуемых?