Экспериментальное исследование особенностей группового мышления
Тема задания. Отработка студентами навыков поведения в дискуссии. Анализ преимуществ индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи. Формирование умений оценивать собственное поведение, степень активности при отстаивании своей точки зрения, эмоциональные реакции, скорость решения.
Введение.
При взаимодействии людей в сложных условиях совместной деятельности возникает необходимость перейти от индивидуального мышления к групповому. Сравнение результатов группового и индивидуального мышления не всегда бывает в пользу группового, хотя, казалось бы, увеличение количества умственных усилий должно привести к соответствующему повышению результата. Имеющиеся экспериментальные исследования показали, что разные формы интеллектуальной деятельности, особенно сложной, ухудшаются даже в случаях простого присутствия других людей. Очевидно, в группах начинают действовать социально-психологические законы типа конформизма, адаптации к принятым в группе эталонам, уменьшения индивидуального вклада каждого в общий результат деятельности при увеличении численности группы (закон Рингельмана). Однако коллективные умственные действия - это реальность, и при свободном обсуждении результатов, отсутствии страха наказания и напряженности, равноправном положении всех участников дискуссии возможно не только повышение групповых результатов по сравнению с индивидуальными (вспомните русскую пословицу «Ум хорошо, а два лучше»), но и формулирование новых гипотез и принципов решения различных задач. Метод «мозгового штурма» основан на соблюдении именно этих условий, и он активно используется в современных бизнес-технологиях.
|
|
Цель работы: отработка, укрепление навыков поведения в дискуссии, выработка общего группового решения, анализ взаимного восприятия людьми друг друга.
Оборудование: список из 15 предметов, таблица для регистрации результатов.
Выполнение задания. В предлагаемой методике «Кораблекрушение»
(Кьелл Рудестам, 1994) каждый испытуемый составляет два списка нужных предметов: индивидуальный и групповой. При сравнении этих списков с правильными контрольными ответами каждый испытуемый определяет степень своих ошибочных действий.
Инструкция испытуемому: «Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. Ваша яхта медленно тонет, а местонахождение ее неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Вам надо как можно скорее перебраться на спасательный надувной плот и захватить с собой необходимые для дальнейшего плавания предметы с яхты. Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. Имущество пассажиров икоманды составляют мелочи, оставшиеся в карманах: несколько коробков спичек, пачка сигарет, несколько рублей».
|
|
1 Этап. Ваша задача – индивидуально проклассифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру «1» y самого важного предмета, цифру «2» – у второго по значению и т. д.
2 Этап. Проведение работы в группах (желательно размер группы ограничить 4-5 участниками). Каждой группе дается сорок пять минут для выполнения общего задания – прийти к общему мнению.
Перед началом групповой дискуссии даются общие рекомендации для достижения согласия с меньшими издержками:
· Избегайте защищать свои суждения только потому, что они свои. Попробуйте понять логику доводов ваших оппонентов.
· Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия. Не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.
· Избегайте таких методов "разрешения" конфликта, как голосование, компромиссные решения с цельно достижения согласия в групповой задаче.
· Рассматривайте различные мнения как помощь, а не как помеху при принятии решений.
Возможен вариант работы не по экипажам, а методом групповой дискуссии.
№ п/п | Предметы | Прав. отв. | Инд. отв. | Ошибкиинд. | Груп. отв. | Ошиб- ки груп. | Примеч |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Секстант Зеркало для бритья Канистра с 25 л воды Противомоскитная сетка Одна коробка с армейским рационом Карты Тихого океана Надувная плаватель- ная подушка Канистра с 10 л нефтегазовой смеси Маленький транзисторный радиоприемник Свисток-сирена, отпугивающий акул 2 кв. метра непрозрачной пленки 1л крепкого 80% рома 450 м нейлонового каната Две коробки шоколада Рыболовная снасть | 15 1 3 14 4 13 9 2 12 10 5 11 8 6 7 | |||||
∑ |
Обработка результатов. При сравнении списков с правильными контрольными ответами каждый испытуемый определяет степень своих ошибочных действий. Для этого подсчитывается разница между номером предмета в индивидуальном или групповом списке и номером контрольного списка. Чем больше разница, тем больше цена ошибки. Например, если испытуемый ставит для карт Тихого океана цифру «5», считая их достаточно необходимыми, а в контрольном списке они стоят на цифре «13», цена ошибки составляет 13-5=8 баллов. Подсчитывается также общая сумма баллов по обоим спискам. Если сумма оказывается больше 60 баллов, испытуемым угрожает неудачное плавание.