Лабораторная работа № 4

 Экспериментальное исследование особенностей группового мышления

Тема задания. Отработка студентами  навыков поведения в дискуссии. Анализ преимуществ индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи. Формирование умений оценивать собственное поведение, степень активности при отстаивании своей точки зрения, эмоциональные реакции, скорость решения.

 

 Введение.

При взаимодействии людей в сложных условиях совместной деятельности возникает необходимость перейти от индивидуального мышления к групповому. Сравнение результатов группового и индивидуального мышления не всегда бывает в пользу группового, хотя, казалось бы, увеличение количества умственных усилий должно привести к соответствующему повышению результата. Имеющиеся экспериментальные исследования показали, что разные формы интеллектуальной деятельности, особенно сложной, ухудшаются даже в случаях простого присутствия других людей. Очевидно, в группах начинают действовать социально-психологические законы типа конформизма, адапта­ции к принятым в группе эталонам, уменьшения индивидуального вклада каждого в общий результат деятельности при увеличении численности груп­пы (закон Рингельмана). Однако коллективные умственные действия - это реальность, и при свободном обсуждении результатов, отсутствии страха наказания и напряженности, равноправном положении всех участников дис­куссии возможно не только повышение групповых результатов по сравне­нию с индивидуальными (вспомните русскую пословицу «Ум хорошо, а два лучше»), но и формулирование новых гипотез и принципов решения различ­ных задач. Метод «мозгового штурма» основан на соблюдении именно этих условий, и он активно используется в современных бизнес-технологиях.

 

Цель работы: отработка, укрепление навыков поведения в дискуссии, выработка общего группового решения, анализ взаимного восприятия людьми друг друга.

 

 

Оборудование: список из 15 предметов, таблица для регистрации результатов.

 

 Выполнение задания. В предлагаемой методике «Кораблекрушение»

(Кьелл Рудестам, 1994) каждый испытуемый составляет два списка нужных предметов: индивидуальный и групповой. При сравнении этих списков с правильными контрольными ответами каждый испытуемый определяет степень своих ошибочных действий.

 

Инструкция испытуемому: «Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. Ваша яхта медленно тонет, а местонахождение ее неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Вам надо как можно скорее перебраться на спасательный надувной плот и захватить с собой необходимые для дальнейшего плавания предметы с яхты. Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожа­ра. Имущество пассажиров икоманды составляют мелочи, оставшиеся в карманах: несколько коробков спичек, пачка сигарет, несколько рублей».

 

1 Этап. Ваша задача – индивидуально проклассифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру «1» y самого важного предмета, цифру «2» – у второго по значению и т. д.

 

 

2 Этап. Проведение работы в группах (желательно размер группы ограничить 4-5 участниками). Каждой группе дается сорок пять минут для выполнения общего задания – прийти к общему мнению.

     Перед началом групповой дискуссии даются общие рекомендации для достижения согласия с меньшими издержками:

· Избегайте защищать свои суждения только потому, что они свои.    Попробуйте понять логику доводов ваших оппонентов.

· Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия. Не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с кото­рыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

· Избегайте таких методов "разрешения" конфликта, как голосование, компромиссные решения с це­льно достижения согласия в групповой задаче.

· Рассматривайте различные мнения как помощь, а не как помеху при принятии решений.

    

Возможен вариант работы не по экипажам, а методом групповой дискуссии.

 

№ п/п Предметы Прав. отв. Инд. отв. Ошибкиинд. Груп. отв. Ошиб- ки груп. Примеч
1. 2. 3. 4.   5.   6. 7.   8.   9.     10.   11. 12. 13.   14. 15. Секстант Зеркало для бритья          Канистра с 25 л воды Противомоскитная сетка   Одна коробка с армейским рационом Карты Тихого океана        Надувная плаватель- ная подушка     Канистра с 10 л нефтегазовой смеси Маленький транзисторный радиоприемник Свисток-сирена, отпугивающий акул           2 кв. метра непрозрачной пленки          1л крепкого 80% рома   450 м нейлонового каната Две коробки шоколада    Рыболовная снасть            15 1 3 14   4   13 9   2   12     10   5   11 8   6 7            
             

 

 

Обработка результатов. При сравнении списков с правильными контрольными ответами каждый испытуемый определяет степень своих ошибочных действий. Для этого подсчитывается разница между номером предмета в индивидуальном или групповом списке и номером контрольного списка. Чем больше разница, тем больше цена ошибки. Например, если ис­пытуемый ставит для карт Тихого океана цифру «5», считая их достаточно необходимыми, а в контрольном списке они стоят на цифре «13», цена ошибки составляет 13-5=8 баллов. Подсчитывается также общая сумма баллов по обоим спискам. Если сумма оказывается больше 60 баллов, испытуемым угрожает неудачное плавание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: