Помощник младшего медицинского персонала

Учебно-методическое пособие по производственной практике

 для студентов специальности 060101 Лечебное дело

 

Екатеринбург 2012


 ВВЕДЕНИЕ

 

Производственная практика «Помощник младшего медицинского персонала» студентов специальности 060101 Лечебное дело проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010г.) и является обязательным компонентом практической подготовки выпускников специальности.

Производственная практика «Помощник младшего медицинского персонала» проводится после второго семестра в лечебно-профилактических учреждениях города Екатеринбурга, являющихся базами практики.

В учебно-методическом пособии изложены основные сведения, необходимые для успешного освоения студентами программы производственной практики, приведены ее цель, задачи и требования по ведению учетно-отчетной документации. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 060101 Лечебное дело медицинских вузов и преподавателей - руководителей практики.

Цель производственной практики – продолжение формирования общекультурных и профессиональных навыков и компетенций студента под руководством среднего медицинского персонала лечебного учреждения и преподавателя кафедры сестринского дела в условиях, приближенных к производственным.

Задачи производственной практики:

- закрепление и углубление теоретической подготовки студента;

- комплексное освоение студентами профессиональной деятельности;

- приобретение опыта практической работы студентов по профессии;

- обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов в рамках помощника младшего медицинского персонала, необходимых для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Производственная практика «Помощник младшего медицинского персонала», предусмотренная учебной программой I курса, проводится в соответствии с:

- «Положением о производственной практике студентов Уральской государственной медицинской академии», разработанным в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 года № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»;

- требованиями к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста (ФГОС 2010);

- рабочей программой производственной практики УГМА (Екатеринбург, 2012).

Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единиц, 20 дней. В период производственной практики студенты под руководством среднего медицинского персонала и преподавателей кафедры сестринского дела работают в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) г. Екатеринбурга шесть академических часов в день по графику шестидневной рабочей недели.

Порядок работы и обязанности студентов в период производственной практики:

1. В своей работе ориентироваться на приобретение и закрепление практических умений, предусмотренных учебной программой и государственным образовательным стандартом.

2. Соблюдать график работы и выполнение требований трудовой дисциплины в ЛПУ.

3. Соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ.

4. Руководствоваться основными принципами этики и нормами деонтологии медицинского работника и строго соблюдать их.

5. Регулярно и правильно вести «Дневник производственной практики», составить «Отчет по производственной практике».

6. По завершении практики сдать зачет.

Порядок работы и обязанности руководителей в период производственной практики:

1. Перед началом практики провести собрание со студентами, сверив их списочный состав, осветив порядок и условия прохождения производственной практики, проинформировать о характеристике базы практики, познакомить студентов с нормативно-правовой базой в здравоохранении и др.

2. Обеспечить студентов учебно-методическими пособиями, составить графики прохождения производственной практики.

3. Осуществлять контроль обеспечения учреждением нормальных условий труда, а также своевременности проведения со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности.

4. Консультировать студентов на этапах выполнения научно-исследовательской работы (НИР) и по оформлению отчета о производственной практике.

5. Регулярно контролировать ведение дневника производственной практики, проведение НИР, подготовку отчета о производственной практике.

6. Обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое ее соответствие учебным планам и программам.

 

II. ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

Знакомство с лечебным учреждением и отделением, программой производственной практики, правилами поведения в клинике. Инструктаж по технике безопасности. Проверка личных медицинских книжек.

Работа в отделениях в качестве помощника младшего медицинского персонала:

- выполнение умений в рекомендованном объеме (раздел III),

- осуществление сестринского процесса: обследование пациента, анализ его проблем, составление плана ухода с учетом выявленных проблем, осуществление ухода (в том числе консультирование пациентов и их родственников по вопросам ухода и самоухода, здорового образа жизни), оценка результатов.

Примерные темы беседы (памятки) для пациентов

1. Обучение пациентов и их родственников элементам ухода и самоухода.

2. Обучение пациентов и их родственников приемам самоконтроля.

3. Обучение пациентов и их родственников приемам самопомощи.

4. Приверженность здоровому образу жизни: профилактика никотинозависимости.

5. Приверженность здоровому образу жизни: профилактика употребления алкоголя.

6. Здоровое питание и профилактика гиподинамии.

7. Влияние курения на развитие заболеваний органов дыхания.

8. Влияние курения на развитие заболеваний сердечно-сосудистой системы.

9. Влияние алкоголя на развитие заболеваний желудка и кишечника.

10. Влияние алкоголя на развитие заболеваний печени и поджелудочной железы.

11. Основные принципы питания при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

12. Основные принципы питания при заболеваниях желудка и кишечника.

13. Основные принципы питания при заболеваниях печени и поджелудочной железы.

14. Основные принципы питания при заболеваниях почек.

15. Основные принципы питания у лиц пожилого и старческого возраста.

16. Особенности питания после оперативных вмешательств у пациентов с заболеваниями пищеварительной системы.

17. Основные принципы физической активности у лиц пожилого и старческого возраста.

 

Научно-исследовательская работа (НИР) проводится студентами под руководством преподавателя.

Примерные темы НИР

1. Изучение интенсивности боли у пациентов в зависимости от пола и возраста.

2. Параметры оценки и возможные причины нарушения сна у пациентов в зависимости от пола и возраста.

3. Приверженность к выполнению рекомендаций по лечению и образу жизни у пациентов в зависимости от пола (возраста, социального статуса, уровня образования).

4. Приверженность к соблюдению диеты у пациентов в зависимости от пола (возраста, социального статуса, уровня образования).

5. Приверженность к здоровому образу жизни в зависимости от пола (возраста, социального статуса, уровня образования).

6. Удовлетворённость пациентов сестринским уходом в отделении в зависимости от пола (возраста, социального статуса, уровня образования).

Этапы выполнения НИР:

- выбор темы НИР из перечня примерных тем или по рекомендации преподавателя; исследовательская работа может выполняться как одним студентом, так и несколькими (например, проходящими практику в одном отделении);

- конкретизация и определение проблемы, цели и задач исследования;

- подбор литературы, составление библиографического указателя по теме работы;

- разработка анкеты для проведения исследования;

- анкетирование пациентов (не менее двадцати человек);

- обработка результатов анкетирования, их оценка и формулировка выводов;

- оформление по итогам проведенного исследования Отчета о НИР (раздел 4.2);

- подготовка доклада по результатам НИР и выступление с ним на конференции (для набора премиальных рейтинговых баллов).

Семинарские занятия проводятся с целью более детального освещения актуальных направлений деятельности младшего медицинского персонала. График проведения семинарских занятий и темы докладов устанавливаются преподавателем.

Темы семинарских занятий

1. Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничных инфекций (ВБИ).

Примерные темы докладов:

- Принципы инфекционной безопасности.

- Современные сестринские технологии профилактики внутрибольничной инфекции.

- Мероприятия по предупреждению ВБИ в хирургических отделениях.

- Мероприятия по предупреждению ВБИ в терапевтических отделениях.

- Мероприятия по предупреждению ВБИ в реанимационных отделениях.

- Современные средства дезинфекции.

- Контроль качества стерилизации медицинских изделий.

2. Безопасность медицинской сестры на рабочем месте.

Примерные темы докладов:

- Оптимизация физической нагрузки, связанной с перемещением пациентов, аппаратуры, каталок.

- Воздействие токсичных веществ, содержащихся в лекарственных препаратах, анестезирующих газах, дезинфицирующих, моющих средствах.

- Воздействие источников излучения.

- Профилактика инфицирования ВИЧ и гепатитами.

- Тактика медицинской сестры в аварийной ситуации.

- Профилактика профессионального стресса.

3. Правила работы с медицинскими отходами.

Примерные темы докладов:

- Медицинские отходы как эпидемиологическая угроза.

- Медицинские отходы как экологическая угроза.

- Утилизация токсических отходов.

 

Конференция с докладами результатов студенческих научно-исследовательских работ проводится ближе к окончанию практики.

 


III. ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НА Производственной ПРАКТИКЕ

№ п.п. Наименование манипуляции Объём работы (кол-во)
1 Расспрос пациента 15
2 Оценка внешнего вида и общего состояния больного. 15
3 Описание этапов сестринского процесса: обследование, анализ проблем пациента, планирование ухода, осуществление ухода, оценка результата. 5
4 Измерение температуры тела. 30
5 Исследование параметров дыхания, определение пульса, измерение артериального давления. 30
6 Наблюдение за физиологическими отправлениями больного: суточное количество мочи, характер стула и рвотных масс и т.д. 10
7 Определение водного баланса 10
8 Влажная уборка палат, кабинетов, операционных, коридоров, мест общего пользования 0,5-1% раствором хлорамина. 15
9 Мытье рук, рациональное использование перчаток 15
10 Смена нательного и постельного белья. 8
11 Проведение санитарной обработки больных. 2
12 Проветривание помещений. 20
13 Контроль санитарного состояния тумбочек. 20
14 Уход за кожей, ежедневный туалет. 0-1
15 Уход за волосами, ушами, глазами, полостью рта. 0-1
16 Профилактика пролежней. 2
17 Подача судна, мочеприёмника, дезинфекция их. 2
18 Кормление тяжелых больных. 5
19 Сопровождение и транспортировка больных. 15
20 Пользование функциональной кроватью и другими приспособлениями для создания удобного положения больного. 10
21 Приготовление и проведение очистительных клизм. 2
22 Дача грелки, пузыря со льдом. 4
23 Проведение бесед с пациентами по вопросам самоухода. 5
24 Проведение бесед с пациентами по формированию здорового образа жизни. 5

IV. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ВЫПОЛНЯЕМОЙ СТУДЕНТАМИ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ Производственной ПРАКТИКИ

Объем выполняемой работы студенты отражают в дневнике производственной практики. Контроль выполненных практических навыков осуществляется преподавателем ежедневно при работе со студентами.

4.1 Правила ведения дневника производственной практики

1. Учёт выполненной работы в соответствии с планами производственной практики ведется студентами в дневнике производственной практики четко и аккуратно. В дневник также вписываются результаты обследования пациентов.

2. Титульный лист дневника производственной практики студента должен соответствовать образцу, приведенному ниже.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: