Учебно-методическое пособие по производственной практике
для студентов специальности 060101 Лечебное дело
Екатеринбург 2012
ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика «Помощник младшего медицинского персонала» студентов специальности 060101 Лечебное дело проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010г.) и является обязательным компонентом практической подготовки выпускников специальности.
Производственная практика «Помощник младшего медицинского персонала» проводится после второго семестра в лечебно-профилактических учреждениях города Екатеринбурга, являющихся базами практики.
В учебно-методическом пособии изложены основные сведения, необходимые для успешного освоения студентами программы производственной практики, приведены ее цель, задачи и требования по ведению учетно-отчетной документации. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 060101 Лечебное дело медицинских вузов и преподавателей - руководителей практики.
Цель производственной практики – продолжение формирования общекультурных и профессиональных навыков и компетенций студента под руководством среднего медицинского персонала лечебного учреждения и преподавателя кафедры сестринского дела в условиях, приближенных к производственным.
Задачи производственной практики:
- закрепление и углубление теоретической подготовки студента;
- комплексное освоение студентами профессиональной деятельности;
- приобретение опыта практической работы студентов по профессии;
- обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов в рамках помощника младшего медицинского персонала, необходимых для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Производственная практика «Помощник младшего медицинского персонала», предусмотренная учебной программой I курса, проводится в соответствии с:
- «Положением о производственной практике студентов Уральской государственной медицинской академии», разработанным в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 года № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»;
- требованиями к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста (ФГОС 2010);
- рабочей программой производственной практики УГМА (Екатеринбург, 2012).
Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единиц, 20 дней. В период производственной практики студенты под руководством среднего медицинского персонала и преподавателей кафедры сестринского дела работают в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) г. Екатеринбурга шесть академических часов в день по графику шестидневной рабочей недели.
Порядок работы и обязанности студентов в период производственной практики:
1. В своей работе ориентироваться на приобретение и закрепление практических умений, предусмотренных учебной программой и государственным образовательным стандартом.
2. Соблюдать график работы и выполнение требований трудовой дисциплины в ЛПУ.
3. Соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ.
4. Руководствоваться основными принципами этики и нормами деонтологии медицинского работника и строго соблюдать их.
5. Регулярно и правильно вести «Дневник производственной практики», составить «Отчет по производственной практике».
6. По завершении практики сдать зачет.
Порядок работы и обязанности руководителей в период производственной практики:
1. Перед началом практики провести собрание со студентами, сверив их списочный состав, осветив порядок и условия прохождения производственной практики, проинформировать о характеристике базы практики, познакомить студентов с нормативно-правовой базой в здравоохранении и др.
2. Обеспечить студентов учебно-методическими пособиями, составить графики прохождения производственной практики.
3. Осуществлять контроль обеспечения учреждением нормальных условий труда, а также своевременности проведения со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности.
4. Консультировать студентов на этапах выполнения научно-исследовательской работы (НИР) и по оформлению отчета о производственной практике.
5. Регулярно контролировать ведение дневника производственной практики, проведение НИР, подготовку отчета о производственной практике.
6. Обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое ее соответствие учебным планам и программам.
II. ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Знакомство с лечебным учреждением и отделением, программой производственной практики, правилами поведения в клинике. Инструктаж по технике безопасности. Проверка личных медицинских книжек.
Работа в отделениях в качестве помощника младшего медицинского персонала:
- выполнение умений в рекомендованном объеме (раздел III),
- осуществление сестринского процесса: обследование пациента, анализ его проблем, составление плана ухода с учетом выявленных проблем, осуществление ухода (в том числе консультирование пациентов и их родственников по вопросам ухода и самоухода, здорового образа жизни), оценка результатов.
Примерные темы беседы (памятки) для пациентов
1. Обучение пациентов и их родственников элементам ухода и самоухода.
2. Обучение пациентов и их родственников приемам самоконтроля.
3. Обучение пациентов и их родственников приемам самопомощи.
4. Приверженность здоровому образу жизни: профилактика никотинозависимости.
5. Приверженность здоровому образу жизни: профилактика употребления алкоголя.
6. Здоровое питание и профилактика гиподинамии.
7. Влияние курения на развитие заболеваний органов дыхания.
8. Влияние курения на развитие заболеваний сердечно-сосудистой системы.
9. Влияние алкоголя на развитие заболеваний желудка и кишечника.
10. Влияние алкоголя на развитие заболеваний печени и поджелудочной железы.
11. Основные принципы питания при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
12. Основные принципы питания при заболеваниях желудка и кишечника.
13. Основные принципы питания при заболеваниях печени и поджелудочной железы.
14. Основные принципы питания при заболеваниях почек.
15. Основные принципы питания у лиц пожилого и старческого возраста.
16. Особенности питания после оперативных вмешательств у пациентов с заболеваниями пищеварительной системы.
17. Основные принципы физической активности у лиц пожилого и старческого возраста.
Научно-исследовательская работа (НИР) проводится студентами под руководством преподавателя.
Примерные темы НИР
1. Изучение интенсивности боли у пациентов в зависимости от пола и возраста.
2. Параметры оценки и возможные причины нарушения сна у пациентов в зависимости от пола и возраста.
3. Приверженность к выполнению рекомендаций по лечению и образу жизни у пациентов в зависимости от пола (возраста, социального статуса, уровня образования).
4. Приверженность к соблюдению диеты у пациентов в зависимости от пола (возраста, социального статуса, уровня образования).
5. Приверженность к здоровому образу жизни в зависимости от пола (возраста, социального статуса, уровня образования).
6. Удовлетворённость пациентов сестринским уходом в отделении в зависимости от пола (возраста, социального статуса, уровня образования).
Этапы выполнения НИР:
- выбор темы НИР из перечня примерных тем или по рекомендации преподавателя; исследовательская работа может выполняться как одним студентом, так и несколькими (например, проходящими практику в одном отделении);
- конкретизация и определение проблемы, цели и задач исследования;
- подбор литературы, составление библиографического указателя по теме работы;
- разработка анкеты для проведения исследования;
- анкетирование пациентов (не менее двадцати человек);
- обработка результатов анкетирования, их оценка и формулировка выводов;
- оформление по итогам проведенного исследования Отчета о НИР (раздел 4.2);
- подготовка доклада по результатам НИР и выступление с ним на конференции (для набора премиальных рейтинговых баллов).
Семинарские занятия проводятся с целью более детального освещения актуальных направлений деятельности младшего медицинского персонала. График проведения семинарских занятий и темы докладов устанавливаются преподавателем.
Темы семинарских занятий
1. Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничных инфекций (ВБИ).
Примерные темы докладов:
- Принципы инфекционной безопасности.
- Современные сестринские технологии профилактики внутрибольничной инфекции.
- Мероприятия по предупреждению ВБИ в хирургических отделениях.
- Мероприятия по предупреждению ВБИ в терапевтических отделениях.
- Мероприятия по предупреждению ВБИ в реанимационных отделениях.
- Современные средства дезинфекции.
- Контроль качества стерилизации медицинских изделий.
2. Безопасность медицинской сестры на рабочем месте.
Примерные темы докладов:
- Оптимизация физической нагрузки, связанной с перемещением пациентов, аппаратуры, каталок.
- Воздействие токсичных веществ, содержащихся в лекарственных препаратах, анестезирующих газах, дезинфицирующих, моющих средствах.
- Воздействие источников излучения.
- Профилактика инфицирования ВИЧ и гепатитами.
- Тактика медицинской сестры в аварийной ситуации.
- Профилактика профессионального стресса.
3. Правила работы с медицинскими отходами.
Примерные темы докладов:
- Медицинские отходы как эпидемиологическая угроза.
- Медицинские отходы как экологическая угроза.
- Утилизация токсических отходов.
Конференция с докладами результатов студенческих научно-исследовательских работ проводится ближе к окончанию практики.
III. ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НА Производственной ПРАКТИКЕ
№ п.п. | Наименование манипуляции | Объём работы (кол-во) |
1 | Расспрос пациента | 15 |
2 | Оценка внешнего вида и общего состояния больного. | 15 |
3 | Описание этапов сестринского процесса: обследование, анализ проблем пациента, планирование ухода, осуществление ухода, оценка результата. | 5 |
4 | Измерение температуры тела. | 30 |
5 | Исследование параметров дыхания, определение пульса, измерение артериального давления. | 30 |
6 | Наблюдение за физиологическими отправлениями больного: суточное количество мочи, характер стула и рвотных масс и т.д. | 10 |
7 | Определение водного баланса | 10 |
8 | Влажная уборка палат, кабинетов, операционных, коридоров, мест общего пользования 0,5-1% раствором хлорамина. | 15 |
9 | Мытье рук, рациональное использование перчаток | 15 |
10 | Смена нательного и постельного белья. | 8 |
11 | Проведение санитарной обработки больных. | 2 |
12 | Проветривание помещений. | 20 |
13 | Контроль санитарного состояния тумбочек. | 20 |
14 | Уход за кожей, ежедневный туалет. | 0-1 |
15 | Уход за волосами, ушами, глазами, полостью рта. | 0-1 |
16 | Профилактика пролежней. | 2 |
17 | Подача судна, мочеприёмника, дезинфекция их. | 2 |
18 | Кормление тяжелых больных. | 5 |
19 | Сопровождение и транспортировка больных. | 15 |
20 | Пользование функциональной кроватью и другими приспособлениями для создания удобного положения больного. | 10 |
21 | Приготовление и проведение очистительных клизм. | 2 |
22 | Дача грелки, пузыря со льдом. | 4 |
23 | Проведение бесед с пациентами по вопросам самоухода. | 5 |
24 | Проведение бесед с пациентами по формированию здорового образа жизни. | 5 |
IV. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ВЫПОЛНЯЕМОЙ СТУДЕНТАМИ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ Производственной ПРАКТИКИ
Объем выполняемой работы студенты отражают в дневнике производственной практики. Контроль выполненных практических навыков осуществляется преподавателем ежедневно при работе со студентами.
4.1 Правила ведения дневника производственной практики
1. Учёт выполненной работы в соответствии с планами производственной практики ведется студентами в дневнике производственной практики четко и аккуратно. В дневник также вписываются результаты обследования пациентов.
2. Титульный лист дневника производственной практики студента должен соответствовать образцу, приведенному ниже.