Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов по дисциплине «Литература».
Красноярск, 2017
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Практическое занятие № 1.
А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества. Пьеса «Гроза»
Вопросы для обсуждения
1. Этапы творческого пути А. Островского
2. А. Н. Островский в 70–80-е годы
3. История создания пьесы «Гроза»
4. Домострой
Практическое занятие № 2.
А.Н.Островский. «Гроза» - самое решительное произведение Островского
Прочитав пьесу «Гроза», ответить на вопросы:
Действие 1.
- На чем, по мнению Кабанихи, должны строиться отношения в семье.
- Какова завязка пьесы.
- Как вы понимаете слово грех.
- Чем, по-вашему, грех отличается от преступления.
Действие 2.
-Почему Катерина воспринимает отъезд мужа Тихона как беду? «Ах, беда моя. Беда! Куда мне, бедной, деться? За кого ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!».
- Какая борьба происходит в ее душе.
-Как раскрывается Катерина в сцене с ключом? (монолог Катерины).
|
|
Действие 3.
-Что вы узнали о нравах города Калинова (монолог Кулигина).
Действие 4.
-Каков уровень образованности жителей г. Калинова.
-Почему Катерина так боится грозы.
-Что является кульминацией пьесы.
Действие 5.
-Назовите развязку пьесы.
Практическое занятие № 3.
И.С.Тургенев. Личность писателя. Роман «Отцы и дети».
Вопросы для обсуждения
1. Этапы творческого пути И.Тургенева.
2. Характеристика художественного метода и психологизм Тургенева.
3. Исторический фон романа «Отцы и дети».
Практическое занятие № 4.
Отцы и дети в романе «Отцы и дети».
Вопросы для обсуждения
1. История Павла Петровича. С какой целью рассказывает ее Аркадий.
2.Что Базаров говорит об искусстве (цитаты из текста).
3.Что привлекает Базарова в Одинцовой.
4.Кто из персонажей романа вызывает у вас большую симпатию: Аркадий, Павел Петрович или Николай Петрович? Докажите.
5.Каково подлинное отношение Базарова к своим родителям, какие качества он ценит и любит в них (Найдите в тексте, выпишите)
6. В чем сила Николая Петровича? В чем слабость Павла Петровича.
Практическое занятие № 5.
Базаров в системе действующих лиц.
Вопросы для обсуждения
1.Почему Базаров расходится с Аркадием Кирсановым.
2.Проанализируйте сцену признания Базарова Одинцовой и объясните, почему любовный порыв Базарова испугал героиню.
3.Почему Тургенев заканчивает роман «Отцы и дети» описанием сельского кладбища? Как оно помогает нам разгадать тайну романа? Можно ли согласиться с тем, что роман Тургенева – о любви.
Практическое занятие № 6.
Н.А.Некрасов. Личность поэта. Гражданская лирика поэта. «Кому на Руси жить хорошо?»
|
|
План анализа образа крестьянина (поэма «Кому на Руси жить хорошо?»)
1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид.
2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю.
3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе.
4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится.
5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут.
6. Почему странники не признали героя счастливым.
7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя.
8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о героях.
Практическое занятие № 7.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. Сказки.
План анализа сказок
1. Основная тема сказки (о чем?).
2. Главная мысль сказки (зачем?).
3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки.
4.Особенности образов сказки:
- образы-символы;
- своеобразие животных;
- близость к народным сказкам.
Практическое занятие № 8.
Ф.М. Достоевский. Личность писателя. Роман «Преступление и наказание».
Вопросы для обсуждения
1. Почему приход Достоевского в общество петрашевцев был закономерен.
2. Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя.
3. Почему роман "Бедные люди" можно считать первым шагом борьбы.
4. Могла ли история преступления и наказания случиться действительно.
5. Какие "герои века" и "проблемы века" есть в романе.
6. Какие вопросы поднимаются в романе.
7. Как развивался и изменялся замысел романа.
Практическое занятие № 9.
Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.
Причины, побудившие Раскольникова к убийству (заполнить таблицу)
внешние | внутренние |
1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. 4 |
Практическое занятие № 10.
Смысл теории бунта Раскольникова. Сущность «наказания» заблудшей личности.
Вопросы для обсуждения
1. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно "твари дрожащей" и "право имеющих"? Убедительны ли его идеи.
2. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества.
3.Через что переступает Раскольников, совершая преступление.
4.Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета.
5. Если преступление - это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления.
6. Как сразу же в момент убийства развенчивается "гуманная" сущность теории Раскольникова.
7. Почему всё происходит как будто случайно? (Случайно подслушал разговор, случайно узнал, что Лизаветы не будет дома).
Практическое занятие № 11.
Урок-семинар по творчеству Ф.М. Достоевского.
Вопросы для обсуждения
1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников.
2. В чем выражалась его болезнь.
3. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее.
4. Как складываются его отношения с окружающими.
5. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват.
6. Что для него страшнее каторги.
7. Почему он не раскаялся в своем преступлении.
8. Почему каторжники полюбили Соню.
9. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграла болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни.
10. Что помогло возродиться Раскольникову.
11. Как Раскольников помог Соне?
12. Какую роль отводит автор «Эпилогу» в понимании смысла всего романа.
Практическое занятие № 12.
Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Роман «Война и мир»: замысел, проблематика, композиция.
Заполнить таблицу
Периоды жизни | Внутреннее состояние | Произведения, отражающие это состояние |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
5. | ||
6. |
Вопросы для обсуждения
1. История создания романа «Война и мир».
|
|
2. Черты эпопеи в романе «Война и мир».
3. Основная проблематика романа.
Практическое занятие № 13.
Роман-эпопея «Война и мир». Тема войны и мира в романе «Война и мир»
Вопросы для обсуждения
1. Сопоставление или противопоставление:
А) Противопоставление
- Два состояния: мир и война.
- Различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причем и в мирное, и в военное время.
- Передовое дворянство и светская аристократия.
- Отдельные герои: Наташа - Элен, Пьер и Андрей -Анатоль и Долохов.
- Полководцы: Кутузов - Наполеон.
- События: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых.
- Поведение на войне: Тушина, Тимохина -Долхова, Жеркова.
Б) Сопоставление:
- Образ жизни: Ростовых и Болконских.
- Герои: Андрей и Пьер.
Практическое занятие № 14.