Роман-эпопея «Война и мир». Тема войны и мира в романе «Война и мир»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов по дисциплине «Литература».

 

 

Красноярск, 2017

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практическое занятие № 1.

А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества. Пьеса «Гроза»

Вопросы для обсуждения

1. Этапы творческого пути А. Островского

2. А. Н. Островский в 70–80-е годы

3. История создания пьесы «Гроза»

4. Домострой

 

Практическое занятие № 2.

А.Н.Островский. «Гроза» - самое решительное произведение Островского

Прочитав пьесу «Гроза», ответить на вопросы:

Действие 1.

- На чем, по мнению Кабанихи, должны строиться отношения в семье.

- Какова завязка пьесы.

- Как вы понимаете слово грех.

- Чем, по-вашему, грех отличается от преступления.

Действие 2.

-Почему Катерина воспринимает отъезд мужа Тихона как беду? «Ах, беда моя. Беда! Куда мне, бедной, деться? За кого ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!».

- Какая борьба происходит в ее душе.

-Как раскрывается Катерина в сцене с ключом? (монолог Катерины).

Действие 3.

-Что вы узнали о нравах города Калинова (монолог Кулигина).

Действие 4.

-Каков уровень образованности жителей г. Калинова.

-Почему Катерина так боится грозы.

-Что является кульминацией пьесы.

Действие 5.

-Назовите развязку пьесы.

 

Практическое занятие № 3.

И.С.Тургенев. Личность писателя. Роман «Отцы и дети».

Вопросы для обсуждения

1. Этапы творческого пути И.Тургенева.

2. Характеристика художественного метода и психологизм Тургенева.

3. Исторический фон романа «Отцы и дети».

 

Практическое занятие № 4.

Отцы и дети в романе «Отцы и дети».

Вопросы для обсуждения

1. История Павла Петровича. С какой целью рассказывает ее Аркадий.

2.Что Базаров говорит об искусстве (цитаты из текста).

3.Что привлекает Базарова в Одинцовой.

4.Кто из персонажей романа вызывает у вас большую симпатию: Аркадий, Павел Петрович или Николай Петрович? Докажите.

5.Каково подлинное отношение Базарова к своим родителям, какие качества он ценит и любит в них (Найдите в тексте, выпишите)

6. В чем сила Николая Петровича? В чем слабость Павла Петровича.

Практическое занятие № 5.

Базаров в системе действующих лиц.

Вопросы для обсуждения

1.Почему Базаров расходится с Аркадием Кирсановым.

2.Проанализируйте сцену признания Базарова Одинцовой и объясните, почему любовный порыв Базарова испугал героиню.

3.Почему Тургенев заканчивает роман «Отцы и дети» описанием сельского кладбища? Как оно помогает нам разгадать тайну романа? Можно ли согласиться с тем, что роман Тургенева – о любви.

 

Практическое занятие № 6.

Н.А.Некрасов. Личность поэта. Гражданская лирика поэта. «Кому на Руси жить хорошо?»

План анализа образа крестьянина (поэма «Кому на Руси жить хорошо?»)

1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид.

2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю.

3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе.

4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится.

5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут.

6. Почему странники не признали героя счастливым.

7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя.

8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о героях.

 

Практическое занятие № 7.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. Сказки.

План анализа сказок

1. Основная тема сказки (о чем?).

2. Главная мысль сказки (зачем?).

3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки.

4.Особенности образов сказки:

- образы-символы;

- своеобразие животных;

- близость к народным сказкам.

 

Практическое занятие № 8.

Ф.М. Достоевский. Личность писателя. Роман «Преступление и наказание».

Вопросы для обсуждения

1. Почему приход Достоевского в общество петрашевцев был закономерен.

2. Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя.

3. Почему роман "Бедные люди" можно считать первым шагом борьбы.

4. Могла ли история преступления и наказания случиться действительно.

5. Какие "герои века" и "проблемы века" есть в романе.

6. Какие вопросы поднимаются в романе.

7. Как развивался и изменялся замысел романа.

 

Практическое занятие № 9.

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.

Причины, побудившие Раскольникова к убийству (заполнить таблицу)

внешние внутренние
1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4

 

 

Практическое занятие № 10.

Смысл теории бунта Раскольникова. Сущность «наказания» заблудшей личности.

Вопросы для обсуждения

1. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно "твари дрожащей" и "право имеющих"? Убедительны ли его идеи.

2. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества.

3.Через что переступает Раскольников, совершая преступление.

4.Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета.

5. Если преступление - это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления.

6. Как сразу же в момент убийства развенчивается "гуманная" сущность теории Раскольникова.

7. Почему всё происходит как будто случайно? (Случайно подслушал разговор, случайно узнал, что Лизаветы не будет дома).

 

Практическое занятие № 11.

Урок-семинар по творчеству Ф.М. Достоевского.

Вопросы для обсуждения

1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников.

2. В чем выражалась его болезнь.

3. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее.

4. Как складываются его отношения с окружающими.

5. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват.

6. Что для него страшнее каторги.

7. Почему он не раскаялся в своем преступлении.

8. Почему каторжники полюбили Соню.

9. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграла болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни.

10. Что помогло возродиться Раскольникову.

11. Как Раскольников помог Соне?

12. Какую роль отводит автор «Эпилогу» в понимании смысла всего романа.

Практическое занятие № 12.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Роман «Война и мир»: замысел, проблематика, композиция.

Заполнить таблицу

Периоды жизни Внутреннее состояние Произведения, отражающие это состояние
1.    
2.    
3.    
5.    
6.    

 

Вопросы для обсуждения

1. История создания романа «Война и мир».

2. Черты эпопеи в романе «Война и мир».

3. Основная проблематика романа.

 

Практическое занятие № 13.

Роман-эпопея «Война и мир». Тема войны и мира в романе «Война и мир»

Вопросы для обсуждения

1. Сопоставление или противопоставление:

А) Противопоставление

 - Два состояния: мир и война.

- Различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причем и в мирное, и в военное время. 

- Передовое дворянство и светская аристократия. 

- Отдельные герои: Наташа - Элен, Пьер и Андрей -Анатоль и Долохов. 

- Полководцы: Кутузов - Наполеон. 

- События: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых. 

- Поведение на войне: Тушина, Тимохина -Долхова, Жеркова.

Б) Сопоставление:

- Образ жизни: Ростовых и Болконских.

- Герои: Андрей и Пьер.

 

Практическое занятие № 14.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: