Задание 3. Определение уровня развития у детей умений в ролевых играх

Методические рекомендации

По выполнению заданий на психолого-педагогическую практику

ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей

По специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»

Тула, 2016

Организация-разработчик:

государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский педагогический колледж»

 

Разработчики:

Жукова Т.В., заведующая дошкольным отделением, преподаватель психолого-педагогических дисциплин

Кубарькова Н.В., преподаватель психолого-педагогических дисциплин

Павлова Т.М., преподаватель специальных дисциплин

 

 

Рассмотрена на заседании ПЦК психолого-педагогических дисциплин протокол № ___ от ___ января 2015г.

Рекомендована Методическим советом ГОУ СПО ТО ТПК №1, протокол № ___ от ___ января 2015г.

Рассмотрена Советом колледжа ГОУ СПО ТО ТПК №1, протокол № ___ от ___ января 2015г.

Утверждена директором ГОУ СПО ТО ТПК №1, приказ № ___ от ___ января 2015г.

Задание 1. Анализ предметно-пространственной развивающей среды для организации различных видов деятельности

Показатели анализа предметно-пространственной развивающей среды (для игровой деятельности):

1. Наличие игрового материала, атрибутов для игр;

2. Разнообразие игровой атрибутики, обеспеченность всех видов игр (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, строительно-конструктивных, дидактических, подвижных, музыкально-дидактических);

3. Соответствие игрового материала возрастным возможностям и потребностям детей;

4. Педагогическая целесообразность размещения игрового материала;

5. Оснащение игр на прогулке в соответствии с сезоном и возрастом детей, хранение игрового материала.

Показатели анализа предметно-пространственной развивающей среды (для трудовой деятельности)

1. Наличие в группе уголка трудовой деятельности, экрана дежурств;

2. Соответствие представленного в уголке оборудования возрастным возможностям детей;

3. Обеспеченность оборудованием всех доступных детям данного возраста видов труда;

4. Наличие фартуков, косынок, нарукавников для выполнения работ различного рода;

5. Педагогическая целесообразность и доступность размещения инструментов и оборудования для труда;

6. Отражение на экране дежурств очередности работы детей.

Проанализируйте построение предметно-развивающей среды для изобразительной деятельности:

1. Какие из условий созданы в группе для активизации самостоятельной изобразительной деятельности детей:

- наличие уголка (зоны, центра) изобразительной деятельности, его правильное расположение;

 - оформление уголка, его привлекательность для детей;

 - оборудование, его соответствие виду деятельности, возрасту детей;

- наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;

 - доступность материала для детей, удобное расположение.

2. Какие современные требования к построению развивающей среды реализованы в базовом дошкольном учреждении?

3. Какие советы, рекомендации вы бы дали по дальнейшему изменению и совершенствованию предметной среды? Принять участие в оформлении помещений детского сада к празднику, развлечению (в изготовлении костюмов, декораций, других атрибутов праздника).

 

Задание 2. Особенности общения ребенка со взрослыми

Цель: Определить характер отношения взрослого к ребёнку.

План наблюдения:

1. Характер обращения воспитателя к ребёнку (по имени, фамилии, сухо, приветливо, добродушно и т. д.)

2. Как внешне выражено отношение воспитателя к ребёнку (в голосе, интонации, позе, мимике и т.д.)

3. Какая позиция преобладает в общении («сверху» или нет, назидательная, поучающая и т.д.)

4. Слушает ли воспитатель ребёнка в процессе диалога, стремится ли понять выражение глаз, мимику ребёнка?

5. Учитывает ли воспитатель индивидуальные особенности детей?

6. Есть ли разница в общении с мальчиками и девочками?

7. Как преимущественно выражает воспитатель своё поощрительное отношение (похвалой, улыбкой, позой, голосом)?

8.  Как наказывает и порицает за ошибки в поведении, недисциплинированность?

9. Как реагируют дети на похвалу и поощрение?

10. Как реагируют на порицание и наказание?

11. Есть ли дети, которых воспитатель выделяет, симпатизирует им? Как это проявляется?

12. Есть ли противопоставление детей /послушных и непослушных, активных и пассивных?

13. Что бы вы посоветовали изменить в характере общения.воспитателя с детьми, если бы он попросил вашего совета?

 

Протокол оформляется в виде таблицы

№ п/п Параметры наблюдения результаты наблюдения
1. Характер обращения воспитателя к ребёнку  
2.. Как внешне выражено отношение воспитателя к ребёнку  
3.    
4.    

 

Анализ результатов наблюдения: (оформляется в виде текста в дневнике)

Задание 3. Определение уровня развития у детей умений в ролевых играх.

Ознакомьтесь с характеристикой игровых умений детей данной возрастной группы[1]. На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за сюжетно-ролевыми, режиссерскими или театрализованными играми 2 – 3 детей.

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников организуйте ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников. Тема игры задается человеком, который и осуществляет диагностическое наблюдение.

Наблюдатель не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр («Больница», «Строители» и т. д.) нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).

Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

    Результаты наблюдений внесите в протокол, затем проанализируйте по предложенным ниже показателям и определите уровень сформированности у детей игровых умений в ролевых играх. В протоколе необходимо отразить все выполняемые детьми действия и высказывания.

    Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

    Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Виды игр: _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Имя ребенка Распреде-ление ролей Основное содер-жание игры Ролевое поведение Игровые действия Использование атрибутики и предметов-заместителей Исполь-зование ролевой речи Выполнение правил
               
               
               
               

 

Соотнесите полученные данные с моделью уровней сформированности умений в ролевых играх и сделайте вывод об уровне сформированности игровых умений у обследуемых детей.

Распределение ролей

1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более чело­век). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

Основное содержание игры

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

Ролевое поведение

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

Игровые действия

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зави­симости от сюжета.

Использование атрибутики и предметов-заместителей

1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предме­тов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «боль­ной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

Выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

По результатам анализа составьте описание сформированности игровых умений и навыков, отметьте положительные стороны, недостатки. Определите направления коррекции и улучшения положения, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: