Какой? Какая? Какое? Какие?

6. Для уяснения лексического значения слова хорошо давать зада
ния на подбор нужного слова
к смысловому ряду:

- по опорным признакам — белое, теплое, парное-? (молоко);
хищный, серый, злой, клыкастый-? (волк);

- на обобщающие понятия:

 

- какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда);

- добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул,...);

- назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус —...).

7. Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове,
выделение ударного слога.

Эта работа пройдет успешней, если ребенок будет делить слова на слоги хлопками в ладоши, а на ударный слог — топать ногой. Такое задание на первых порах вызывает много трудностей, но в дальнейшем дети, овладевшие данным видом анализа слова на слоги, не испытывают затруднений в школе при переносе слов.

8. Ударный слог проще выявляется, если слово произнести протяж
но, как бы позвать заблудившегося в лесу человека. Если потянуть
дольше других не ударный слог, а любой другой, то меняется смысл
слова либо смысл теряется совсем:

зАмокзамОк

крУУУжки (тянем У*) — кружкИИИ (тянем "и")







ИИИра — ИрААА

9. Подбор слов к слоговым схемам

12


10. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:

та — дом, рак, лифт, пень,... пгА-таосень, кошка, санки,... та-тАвода, коньки, лицо,... тА-та-таВанечка, девочка, улица,... та-тА-такорова, подушка, малина,... та-та-тАбегемот, телефон, пироги,...


Дается также обратное задание: заданное слово с помощью хлопков в ладоши изобразить ритмическим рисунком. Стучать можно пальцем или карандашом; по стуку необходимо определить задуманную картинку.

Используется также игра "Телеграфист" — передача слова закодированным сигналом.

11. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами. Например:

Дается также обратное задание: необходимо выделить только гласные звуки (буквы) из приведенных слов. Желательно подбирать такие слова, в которых написание звука и буквы не различается. Это правило обязательно при работе с детьми, которые еще не знакомы с определенными правилами русского языка.

Эта работа необходима, так как дети должны запомнить, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: