6. Для уяснения лексического значения слова хорошо давать зада
ния на подбор нужного слова к смысловому ряду:
- по опорным признакам — белое, теплое, парное-? (молоко);
хищный, серый, злой, клыкастый-? (волк);
- на обобщающие понятия:
- какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда);
- добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул,...);
- назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус —...).
7. Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове,
выделение ударного слога.
Эта работа пройдет успешней, если ребенок будет делить слова на слоги хлопками в ладоши, а на ударный слог — топать ногой. Такое задание на первых порах вызывает много трудностей, но в дальнейшем дети, овладевшие данным видом анализа слова на слоги, не испытывают затруднений в школе при переносе слов.
8. Ударный слог проще выявляется, если слово произнести протяж
но, как бы позвать заблудившегося в лесу человека. Если потянуть
дольше других не ударный слог, а любой другой, то меняется смысл
слова либо смысл теряется совсем:
|
|
зАмок — замОк
крУУУжки (тянем У*) — кружкИИИ (тянем "и")
ИИИра — ИрААА
9. Подбор слов к слоговым схемам
12
10. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:
та — дом, рак, лифт, пень,... пгА-та — осень, кошка, санки,... та-тА — вода, коньки, лицо,... тА-та-та — Ванечка, девочка, улица,... та-тА-та — корова, подушка, малина,... та-та-тА — бегемот, телефон, пироги,...
Дается также обратное задание: заданное слово с помощью хлопков в ладоши изобразить ритмическим рисунком. Стучать можно пальцем или карандашом; по стуку необходимо определить задуманную картинку.
Используется также игра "Телеграфист" — передача слова закодированным сигналом.
11. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами. Например:
Дается также обратное задание: необходимо выделить только гласные звуки (буквы) из приведенных слов. Желательно подбирать такие слова, в которых написание звука и буквы не различается. Это правило обязательно при работе с детьми, которые еще не знакомы с определенными правилами русского языка.
Эта работа необходима, так как дети должны запомнить, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.