1.Оценка сырья и материалов, используемых в процессе производства.
Согласно ПБУ 5/01 оценка сырья и материалов осуществляется по учетной стоимости с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» Плана счетов бухгалтерского учета.
2.Методы списания сырья и материалов в производство.
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, согласно ПБУ 5/01, осуществляется по средней себестоимости.
3.Оценка незавершенного производства.
Незавершенное производство отражается по фактической производственной себестоимости. Метод оценки незавершенного производства в бухгалтерском учете и отчетности определен п.63 и 64 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» от 29.07.98 г. № 34н (в ред. изм.).
4.Учет основных средств на предприятии ведется на основе ПБУ 6/01.
Активы, стоимостью не более 40000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
|
|
5.Порядок начисления амортизации основных средств и НМА – линейный.
6.Метод учета доходов определяется «по мере готовности» п.16 ПБУ 2/2008.
Порядок признания выручки от выполнения работ, оказания услуг и продажи продукции с длительным циклом изготовления - по завершении работ, услуг, производства в целом (ПБУ 9/99).
7.Общехозяйственные расходы списываются в конце месяца на себестоимость пропорционально основной заработной плате рабочих СМР.
8.Общепроизводственные расходы в конце месяца распределяются на себестоимость пропорционально отработанным машино-часам.
9.Оплата отпусков рабочих начисляется за счет созданного резерва на оплату отпусков с использованием счета 96 «Резервы предстоящих расходов».
10.Доходы и расходы по обычным видам деятельности организации учитываются на счете 90 «Продажи». Прочие доходы и расходы отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
2.Открыть счета бухгалтерского учета и записать в них начальное сальдо на 01.01.20__г. (табл. № 16). Дополнительно открыть счета, по которым не было первоначального остатка.
Счет имеет следующий вид, например:
Д 01 «Основные средства» К | |
Сн=6000000 | |
Следует отметить, что в активных счетах начальное сальдо дебетовое, а в пассивных – кредитовое.
Таблица 2 - Остатки ООО «Стройка» на 01.01.20__ г.
(данные Главной книги)
№ сч. | Наименование счета | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | ||
01 | Основные средства | 6000000 | |
02 | Амортизация ОС | 1500000 | |
04 | Нематериальные активы | 577000 | |
05 | Амортизация НМА | 267000 | |
08 | Вложения во внеоборотные активы | 170000 | |
10 | Материалы | 810000 | |
16 | Отклонения в стоимости материальных ценностей | 70000 | |
20 | Основное производство: | ||
-объект А | 380000 | ||
-объект Б | 410000 | ||
50 | Касса | 17000 | |
51 | Расчетный счет | 780000 + 1000*N | |
60 | Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 533500 | |
62 | Расчеты с покупателями и заказчиками | 600000 | |
66 | Расчеты по краткосрочным кредитам и займам | 2400000 | |
68 | Расчеты по налогам и сборам | 275000 | |
69 | Расчеты по социальному страхованию и обеспечению | 26500 | |
70 | Расчеты с персоналом по оплате труда | 238000 | |
71 | Расчеты с подотчетными лицами | 2000 | |
75 | Расчеты с учредителями/расчеты по вкладам в уставный капитал | 164000 | |
76 | Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | 120000 | |
80 | Уставный капитал | 4000000 + 1000*N | |
84 | Нераспределенная прибыль | 640000 | |
97 | Расходы будущих периодов | 20000 | |
Итого: | 10 000 000 | 10 000 000 |
|
|
2.В журнале хозяйственных операций за январь указать корреспонденцию счетов, самостоятельно определить суммы в незаполненных строках (см. расшифровки операций после таблицы 3), подсчитать итог журнала.
Все расчеты производить в целых рублях (без копеек). Следует условно считать хозяйственные операции января квартальными.
Таблица 3 - Журнал хозяйственных операций за январь 20___ г.
№ операции | Содержание хозяйственной операции | Сумма | Дебет | Кредит | ||||
1 | Внесены денежные средства на расчетный счет от учредителей в качестве вклада в уставный капитал | 87 000 | ||||||
2 | Получены с расчетного счета в банке в кассу по чеку денежные средства для выплаты заработной платы за декабрь | 355 000 | ||||||
3 | Выдана заработная плата работникам ООО «Стройка» за декабрь | 340 000 | ||||||
4 | Выдано из кассы в подотчет главному инженеру на общехозяйственные нужды | 8 200 | ||||||
5 | Предоставлен в бухгалтерию авансовый отчет от главного инженера по произведенным расходам на общехозяйственные нужды | 8 200 | ||||||
6 | Депонирована не полученная в срок заработная плата за декабрь | 15 000 | ||||||
7 | Сдана на расчетный счет в банк по объявлению на взнос наличными сумма депонированной заработной платы | ? | ||||||
8 | Перечислено с расчетного счета ООО «Стройка»: | |||||||
-поставщикам за поставленные материалы; | 130 000 – 1000 * N | |||||||
-бюджету (НДФЛ, имущество, прибыль); | 64 500 | |||||||
-задолженность по страховым взносам; | 26 500 | |||||||
- задолженность по краткосрочному кредиту банка; | 110 000 | |||||||
- за аренду офисного здания | 85 000 | |||||||
9 | Акцептованы расчетные документы сторонних организаций за коммунальные услуги, используемые для общехозяйственных нужд (освещение, отопление, газ) | 24 350 | ||||||
10 | Акцептованы расчетные документы поставщика по приобретенному основному средству (без НДС) | 330 000 | ||||||
11 | Оприходован НДС по приобретенному основному средству согласно счету-фактуре поставщика (см. расчет) | ? | ||||||
12 | Отражены расходы по доставке основного средства | 22 000 | ||||||
13 | Оприходован и введен в эксплуатацию объект ОС (см. расчет) | ? | ||||||
14 | Принят к вычету НДС по приобретенному основному средству (см. расчет) | ? | ||||||
15 | Начислена амортизация по объектам основных средств, занятым в основном производстве (см. расчет в таблице): | |||||||
- объекта А | ? | |||||||
- объекта Б | ? | |||||||
16 | Начислена амортизация основных средств: | |||||||
- строительных машин и механизмов | 80 000 | |||||||
- здания общехозяйственного назначения | 75 000 | |||||||
17 | Списывается по акту ликвидируемый объект ОС - здание склада, пришедшее в негодность: | |||||||
-по первоначальной стоимости | 120 000 | |||||||
-на сумму накопленной амортизации | 105 000 | |||||||
-на остаточную стоимость объекта (см. расчет) | ? | |||||||
-учитываются материальные ценности (доски), полученные в результате ликвидации ОС | 17 000 | |||||||
-начислена заработная плата по ликвидации ОС | 25 000 | |||||||
-выявлен финансовый результат от выбытия объекта (см. расчет) | ? | |||||||
18 | Начислено за аренду офисного здания за месяц | 74 000 | ||||||
19 | Начислен резерв на оплату отпуска рабочим в размере 1/12 годовой суммы резерва (объект Б) | 45000 | ||||||
20 | По данным расчетной ведомости начислена заработная плата: | |||||||
-рабочим, занятым на строительстве объекта А | 420 000 + 1000 * N | |||||||
-рабочим, занятым на строительстве объекта Б | 350 000 - 2000 * N | |||||||
-машинистам и рабочим, занятым обслуживанием машин и механизмов | 80 000 | |||||||
-персоналу за руководство и обслуживание СМР | 190 000 | |||||||
-пособие по временной нетрудоспособности | 17 900 | |||||||
-рабочим за время очередных отпусков (за счет резерва предстоящих расходов согласно учетной политике) | 59 000 | |||||||
21 | Произведены обязательные отчисления в фонды (страховые взносы) от заработной платы (сост. расчет в таблице 19): | |||||||
-рабочим, занятым на стр-ве объекта А | ? | |||||||
-рабочим, занятым на стр-ве объекта Б | ? | |||||||
-машинистам и рабочим, занятым обслуживанием машин и механизмов | ? | |||||||
-персоналу за руководство и обслуживание строительного производства | ? | |||||||
-рабочим за время очередных отпусков | ? | |||||||
22 | Произведены удержания от заработной платы налога на доходы физических лиц (см. расчет) | ? | ||||||
23 | На расчетный счет зачислен полученный краткосрочный кредит банка | 180 000 | ||||||
24 | Оприходованы материалы, полученные безвозмездно | 30 000 | ||||||
25 | Акцептован счет поставщика за поступившие на склад материалы на основании расчетных документов (с использованием сч.15 согласно учетной политике) | 360 000 | ||||||
26 | Учтен НДС по оприходованным материалам | 64 800 | ||||||
27 | Предъявлен к вычету НДС из бюджета по поступившим материалам (см. расчет) | ? | ||||||
28 | Отражены транспортные и другие расходы, включаемые в фактическую себестоимость материалов (с использованием счета 15) | 25 000 | ||||||
29 | Оприходованы материалы по учетной цене | 365 000 | ||||||
30 | Отражено отклонение стоимости поступивших материалов по учетным ценам от фактической себестоимости (см. расчет) | ? | ||||||
31
| Списаны отпущенные в производство материалы по учетным ценам: | |||||||
-на объект А | 170 000 | |||||||
-на объект Б | 195 000 | |||||||
32 | Списано отклонение в стоимости израсходованных материалов (экономия/перерасход) в конце месяца на основное производство (составить расчет согласно формулам): | |||||||
| -на объект А | ? | ||||||
-на объект Б | ? | |||||||
33 | Определить и списать расходы по содержанию и эксплуатации машин и механизмов (пропорционально отработанным машино-часам) (составить расчет в таблице 20): | |||||||
-на объекте А – 160 м/час | ? | |||||||
-на объекте Б – 145 м/час | ? | |||||||
34 | Списываются общехозяйственные расходы (пропорционально основной заработной плате рабочих СМР) (составить расчет в таблице 21): | |||||||
-на объект А | ? | |||||||
-на объект Б | ? | |||||||
35 | Списана фактическая производственная себестоимость принятых заказчиком строительных работ, выполненных собственными силами (см. расчет): | |||||||
-объект А | ? | |||||||
-объект Б | ? | |||||||
36 | Предъявлены заказчику расчетные документы за выполненные строительно-монтажные работы: | |||||||
-по объекту А | 2 500 000 | |||||||
-по объекту Б | 1 970 000 | |||||||
37 | Начислен НДС по сданным объектам (см. расчет): | |||||||
-по объекту А | ? | |||||||
-по объекту Б | ? | |||||||
38 | Выявлен финансовый результат от реализации строительно-монтажных работ (см. расчет): | |||||||
-по объекту А | ? | |||||||
-по объекту Б | ? | |||||||
39 | Поступили платежи от заказчика (см. операцию 36): | |||||||
-по объекту А | ? | |||||||
-по объекту Б | ? | |||||||
40 | Начислен налог на прибыль (см. расчет): -в федеральный бюджет -в бюджет Самарской области | ? ? | ||||||
41 | Перечислен налог на прибыль за отчетный период (см.операцию 40) | ? | ||||||
42 | Отнесена сумма чистой прибыли отчетного периода на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» | ? | ||||||
Итого по журналу хоз. операций: | ? |
3.Произвести расчеты в пунктах таблице 3 по следующей методике:
Операция № 11
Сумму налога на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным основным средствам отражают по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в размере 18% от покупной стоимости, указанной в документах поставщика (п.10).
Операция № 13
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету, как правило, по первоначальной стоимости (п.7 ПБУ 6/01). Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику, а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования (п.8 ПБУ 6/01).
Стоимость приобретенных основных средств отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Поэтому суммы, отраженные по дебету данного счета (п.10 + п.12) будут отражать фактические затраты на приобретение основного средства, которые затем необходимо списать в дебет счета 01 «Основные средства».
Операция № 14
Для принятия к вычету входного НДС по общим правилам необходимыми условиями являются следующие:
-товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для операций, облагаемых НДС;
-товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету;
-имеется должным образом оформленный счет-фактура поставщика, в котором сумма НДС выделена отдельной строкой.
Таким образом, НДС принимается к вычету в сумме, указанной в операции № 11.
Операция № 15
В соответствии с ПУ 6/01 «Учет основных средств» стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением. В данной задаче необходимо рассчитать амортизацию основных средств за месяц линейным способом.
Таблица 4 – Данные для расчета амортизации основных средств
Номер варианта по первой букве фамилии студента | Основные средства | Метод начисления амортизации | Первоначальная стоимость объекта, р. | Срок полезного использования, лет | Сумма амортизации за месяц, р. |
От А до М | -ОС объекта А | Линейный | 100000 | 5 | ? |
-ОС объекта Б | Линейный | 240000 | 4 | ? | |
От Н до Я | -ОС объекта А | Линейный | 120000 | 3 | ? |
-ОС объекта Б | Линейный | 300000 | 4 | ? |
Линейный способ начисления амортизации
Сначала необходимо определить годовую сумму амортизационных отчислений по формуле:
Агод = Cп /Т,
где Агод – годовая сумма амортизационных отчислений, р.;
Cп – первоначальная стоимость амортизируемого актива, р.;
Т – срок полезного использования амортизируемого актива, годы.
Затем определить амортизацию за месяц: сумма годовой амортизации, р. / 12 месяцев.
Операция № 17
1. Остаточная стоимость ОС и НМА определяется как разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией.
2. Для выявления результата, связанного с ликвидацией объекта основного средства, необходимо открыть счет 91 «Прочие доходы и расходы», в кредит которого записываются суммы поступлений, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, а в дебет – расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, а также остаточная стоимость активов, по которым начисляется амортизация (Инструкция по применению Плана счетов в РФ). Ежемесячно сопоставлением дебетового и кредитового оборота определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц, которое заключительными оборотами списывается с 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки».
Таким образом: Д91-К99 – прибыль; Д99-К91 – убыток.
Счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет.
Операция № 21
Рассчитать страховые взносы в фонды по ставкам, исходя из действующих тарифов, и оформить в виде табл.19.
Таблица 5 - Ставки страховых взносов
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года | ПФР | Фонд социального страхования РФ | Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | Итого |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
До 512000 рублей | ? | ? | ? | ? |
Помимо страховых взносов, взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ООО «Стройка», установленный Фондом социального страхования (ФСС) исходя из класса профессионального риска, составляет 1,5%. Поэтому расчет производим таким образом: заработная плата рабочих (п.20) х (общая действующая ставка страховых взносов + 1,5%)=сумма страховых взносов.
Страховые взносы на пособие по временной нетрудоспособности не начисляются.
Операция № 22
От общей суммы начисленной заработной платы, больничных и отпускных необходимо удержать налог на доходы физических лиц в размере 13%.
Операция № 27
НДС принимается к вычету в сумме, указанной в операции №26.
Операция № 30
Если дебетовый оборот сч.15 больше кредитового, т.е. фактическая себестоимость заготовленных материалов больше учетной цены, на эту разницу делается бухгалтерская запись:
Д16-К15 - перерасход (списано превышение фактической себестоимости над стоимостью по учетным ценам).
Если оборот по кредиту сч.15 превышает дебетовый, то учетная цена поступивших производственных запасов выше фактической себестоимости. В этом случае делается бухгалтерская запись:
Д15-К16 – экономия (отражено снижение фактической себестоимости от учетной цены).
Операция № 32
На производство работ материалы списываются по фактической себестоимости. Размер отклонений по списываемым на производство материалам определяется по следующей методике:
1.Средний процент отклонений =
= (начальный остаток отклонений + сумма отклонений за месяц) /
(начальный остаток материалов по учетным ценам + текущее поступление материалов за отчетный месяц по учетным ценам) х 100%.
Полученный процент округляем до десятых (одна цифра после запятой).
2.Абсолютная сумма отклонений =
= (средний процент отклонений * стоимость материалов, отпущенных в производство по учетным ценам)/100%.
Полученную сумму отклонений (без копеек) спишите на объекты следующей проводкой: Д 20 – К16.
Операция № 33
Для распределения общепроизводственных расходов по объектам строительства необходимо составить расчет и оформить в виде таблицы 20:
1.Затраты на 1 маш-ч в руб. = итог гр.2 (Д 25 счета)/итог гр.3;
2.Общепроизводственные расходы по объектам строительства (гр.2) = затраты на 1 маш-ч х кол-во отработанных маш-ч на каждом объекте.
Таблица 6 - Распределение общепроизводственных расходов