Методические рекомендации по изучению темы

В период становления рыночных отношений среди некоторых российских экономистов стала распространяться теория о том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования на отечественных предприятиях.

Бизнес-план — одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа: в нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения, он выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка.

Бизнес-план — это план построения бизнеса на основе бизнес-идеи. Именно он позволяет проверить все «за» и «против» прежде чем браться за дело и искать ресурсы.

Бизнес-план — это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий к чему стремится фирма, как она предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их достижения.

Целью бизнес-плана может быть, например, получение кредита, или привлечение инвестиций в рамках уже существующего предприятия, или определение стратегических и тактических направлений и ориентиров самой фирмы в мире бизнеса.

Задачи бизнес-плана:

- организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия;

- выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, акцентируя внимание на сильных сторонах и не скрывая слабых;

- формирование инвестиционно-проектных целей для этой деятельности на планируемый период.

Бизнес-план позволяет решить многофакторную задачу, основными выводами которой являются следующие:

- обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);

- расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на вложенные средства;

- определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии;

- подбор персонала, который способен реализовать данный план.

Каждая задача может быть решена во взаимосвязи с другими.

Процесс бизнес-планирования — это последовательное изложение системы реализации проекта, т.е. тех ключевых моментов бизнеса, которые, во-первых, могут быть проверены, причем не только экономистами профессионалами, но и инвесторами, решающими, в какой бизнес вложить определенную сумму собственных денег, во-вторых, аргументированно убеждающих инвестора или партнера в выгодности данного бизнеса и необходимости участия в нем, или, напротив, предостерегающего от вложения денег в данный бизнес из-за слишком большого и неоправданного риска.

Задачи, решаемые в бизнес-плане многообразны. В современной практике бизнес-план выполняет следующие функции:

- обоснование необходимости выпуска продукции (услуг);

- обоснование возможности выпуска продукции (услуг);

- выявление потенциальных потребителей;

- определение конкурентоспособности продукта на внутренних или внешних рынках;

- определение своего сегмента рынка;

- достижение показателей различных видов эффективности;

- обоснование достаточности капитала у инвестора бизнес-идеи;

- выявление возможных источников финансирования.

Бизнес-план необходим:

- инвестору — для определения целесообразности вложения капитала;

- предпринимателю — для выработки программ, действий и руководства в процессе реализации проекта.

Какого-то единого нормативного документа, регламентирующего, какой должна быть структура бизнес-плана, в России не существует. Но есть международные нормы и требования, на основании которых были разработаны стандарты UNIDO, TACIK, KPMG и др.

Наиболее популярной в РФ является структура бизнес-плана, предлагаемая UNIDO (United Nations Industrial Development Organization):

1 Титульный лист

2 Меморандум о конфиденциальности

3 Резюме

4 Описание отрасли и предприятия

5 Описание продукции и услуг

6 Маркетинг и сбыт продукции и услуг

7 Производственный план

8 Организационный план

9 Направленность и экономическая эффективность проекта

10 Риски и гарантии

11 Приложения

 

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое бизнес-план?

2 Для чего нужен бизнес-план?

3 Что такое бизнес-планирование?

4 Назовите основные функции бизнес-плана?

5 Какова примерная структура бизнес-плана?

 

Тема 4 Оценка бизнеса

Содержание учебного материала

Анализ возможностей и перспектив развития малого бизнеса. Расчет сроков окупаемости и реализации проекта. Организация работ по управлению рисками. Порядок оформления и презентации бизнес-проекта.

 




double arrow
Сейчас читают про: