КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
«ПЕДПСИХОЛОГИЯ»
- К современным тенденциям развития образования относятся:
- повышение требований от старших к младшим поколениям
- приобщение человека к накопленному социальному опыту
- ориентирование человека на саморазвитие
- развитие адаптивных способностей
- построение обучения на основе устоявшихся знаний
- Современное образование характеризуется:
- противоречием между образовательным стереотипом и накопленными знаниями о месте человека в мире
- противоречием между образовательными стандартами и научными исследованиями
- противоречием между учащимися и учителями
- противоречием между процессами обучения и воспитания
- противоречием между психолого-педагогическими теориями
- Предметом педагогической психологии являются:
- психологические закономерности процессов усвоения и передачи социального опыта
- психологические закономерности развития межличностных отношений
- психологические закономерности возрастного развития человека
- психологические закономерности возрастного развития ученика
- психологические закономерности приобретения знаний впрок
- В структуру педагогической психологии не входит раздел:
- теория обучения
- психология обучения
- психология учения
- психология труда учителя
- психология воспитания
- Среди актуальных теоретических задач педагогической психологии есть:
- определение закономерностей усвоения знаний
- конструирование эффективных методов обучения и воспитания
- выделение приоритетных целей обучения и воспитания
- построение образовательных стандартов
- разработка теории обучения
- К практическим задачам современной педагогической психологии не относится:
- иследование психологических основ обучения и воспитания
- организация психологического сопровождения образовательного процесса
- конструирование методов организации эффективного взаимодействия педагогов и психологов
- интеграция теорий усвоения социального опыта с практикой образования
- организация деятельности психологической службы образования на научной основе
- Формирующая стратегия психологического исследования может быть реализована через следующую экспериментальную цель:
- определение эффективности воздействия на опыт испытуемого
- установление значимых различий между обследуемыми группами
- актуализация изучаемого психического процесса
- установление динамики развития психического процесса
- выделение структурных связей психологического явления
- Технология дидактического эксперимента предполагает:
- сравнение результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах
- реализацию диагностической процедуры
- проведение математической обработки данных
- интерпретацию экспериментальных результатов
- сбор эмпирических данных
- Среди модификаций формирующего эксперимента есть:
- диагностический обучающий
- контрольно-дидактический
- диагностический определяющий
- личностно моделирующий
- планомерно определяющий
- Аристотель считал, что для формирования желаемой формы поведения:
- необходимо упражняться в поведении
- необходим высокий уровень интеллектуального развития
- необходимо знать нормы поведения
- необходимы психологические знания
- необходимы особые личностные качества
- В школах Средневековья используемые методы обучения позволяли:
- воспитывать послушание
- развивать логическую память
- формировать инициативность
- развивать индивидуальность
- воспитывать самостоятельность
- Авторы первых дидактических систем уделяли много внимания:
- выработке методов обучения
- психологическому обоснованию методов обучения
- личности ученика
- личности учителя
- психологическим закономерностям усвоения знаний
- В 1877 г. вышла в свет книга П.Ф.Каптерева:
- «Педагогическая психология»
- «Психологическая педагогика»
- «Педагогика и психология»
- «Дидактика»
- «Психология для учителей»
- Кто предложил для своей книги эпиграф «Я хочу свести все обучение на психологическую почву»?
- П.Ф.Каптерев
- И.А.Сикорский
- Ф.Ф.Эрисман
- А.С.Вирениус
- Л.С.Выготский
- К концу XIX в. русские ученые утверждали, что учебно-воспитательный процесс должен строиться на:
- личностной основе
- религиозной основе
- демократической основе
- качественной основе
- дидактической основе
- Организатором первой в России экспериментальной лаборатории по педагогической психологии является:
- А.П.Нечаев
- П.Ф.Каптерев
- Л.С.Выготский
- В.П.Зинченко
- Г.И.Челпанов
- В начале ХХ века в России психология изучалась как учебная дисциплина:
- в средних школах и в системе педагогического образования
- в системе профессионального образования
- в начальной и средней школах
- в системе дополнительного образования
- не изучалось нигде
- В период утверждения статуса педагогической психологии в научном мире взаимосвязь между психологией и педагогикой русским ученым виделась:
- в признании независимости педагогики и педагогической психологии
- в изменении педагогической психологии
- в разработке педагогических основ воспитания
- в изменении методов обучения
- в признании индивидуальности каждого ученика
- Автором идеи естественного эксперимента является:
- А.Ф.Лазурский
- И.А.Сикорский
- А.П.Нечаев
- П.Ф.Каптерев
- Л.С.Выготский
- Руководителем экспериментальной лаборатории по педагогической психологии никогда не был:
- П.Ф.Каптерев
- Э.Мейман
- А.П.Нечаев
- А.Бине
- В.М.Бехтерев
- Первый съезд по педагогической психологии состоялся:
- в Петербурге
- в Париже
- в Берлине
- в Москве
- в Лондоне
- Зарождение педологии связано с именем:
- С.Холла
- З.Фрейда
- Л.С.Выготского
- К.Д.Ушинского
- Дж.Уотсона
- Педология – это наука:
- в которой на основе анатомических, психофизиологических, личностно-социальных измерений определяются особенности ребенка в целях его развития
- которая комплексно изучает типы личности
- в которой исследуются механизмы и закономерности формирования индивидуального опыта
- которая изучает отличия детей от взрослых
- которая ищет оптимальные средства обучения детей
- Для решения практических проблем школьного образования педологами никогда не применялся метод:
- поэтапного формирования
- естественного эксперимента
- наблюдения
- двойной стимуляции
- тестирования
- Кризис педологической науки был обусловлен тем, что:
- педологи так и не определили свою предметную область знаний
- педологи так и не сделали ни одного своего открытия
- педологи так и не выбрали своего научного лидера
- педагоги так и не смогли открыть свои исследовательские лаборатории;
- педагоги так и не издали ни одной книги
- Бихевиоризм обогатил педагогическую психологию:
- концепцией научения
- концепцией учебной деятельности
- концепцией взаимодействия учителя и ученика
- идеей инсайта как механизма усвоения опыта
- концепцией культурно-исторического развития психики
- Идея организации учения с центрацией на ученике принадлежит:
- К.Роджерсу
- Э.Торндайку
- С.Л.Рубинштейну
- З.Фрейду
- Л.С.Выготскому
- Гештальтпсихология пополнила педагогическую психологию:
- знаниями о закономерностях и механизмах восприятия и мышления
- знаниями о закономерностях формирования научения
- знаниями о видах и формах учебной деятельности
- знаниями о факторах успешного учения
- знаниями о типах личности учеников
- Идея «свободного антиавторитарного воспитания» базируется на основных положениях:
- психоанализа
- гуманистической психологии
- генетической психологии
- бихевиаризма
- психологии воспитания
- Процесс присвоения социального опыта, по глубокому убеждению А.Н.Леонтьева, осуществляется только:
- в специально организованной деятельности по усвоению социального опыта
- в умственной деятельности ребенка
- в правильно организованных методах обучения
- в качественно организованном образовательном процессе
- при взаимодействии ребенка со взрослым
- Эмпирический материал, полученный Б.Г.Ананьевым в онтологических исследованиях, положен в основу таких разделов педагогической психологии, как:
- психология обучения взрослых
- психология средней школы
- психология воспитания
- психология учения
- психология учителя
- Первые собственно психологические теории обучения и воспитания начали разрабатываться:
- в 1950-х г.г.
- в 1930-х г.г.
- в 1980-х г.г.
- в 1990-х г.г.
- в 1900-х г.г.
- После педологического кризиса потребность в школьных психологах начала вновь нарастать:
- в 1960-х г.г.
- в 1940-х г.г.
- никогда не нарастала
- в 1937 г.
- в 2000 г.
- К приоритетным направлениям развития современной педагогической психологии относятся:
- разработка психотехнологий, способствующих решению практических проблем образовательной практики
- совершенствование деятельности образовательных учреждений
- переосмысление педагогической психологии
- критическое отношение к накопленному опыту по педагогической психологии
- внедрение теории деятельности в образовательную практику
- Актуальные противоречия между академической и практической психологией образования заключаются в том, что:
- теоретические идеи психологии экспериментально проверяются и анализируются, но не внедряются в массовую практику
- психолого-педагогические концепции не являются действенными при решении конкретных проблем образования
- современное образование не нуждается в психологическом анализе своих проблем
- применяют одинаковые методы
- имеют различные критерии анализа процесса развития психики
- Противоречия в практике современного образования определяются приоритетами в теоретической оппозиции:
- развитие – формирование
- обучение – формирование
- воспитание – формирование
- развитие – экспериментирование
- развитие - наблюдение
- К трудностям развития психологической службы образования в нашей стране можно отнести:
- неудовлетворительное качество профессиональной подготовки психологов образования
- неопределенность целей развития педагогической психологии как науки
- отсутствие критериев деятельности образовательной деятельности школ и ВУЗов
- отсутствие объективной необходимости в психологическом сопровождении образования
- высокая психологическая компетентность педагогов
- Одна из актуальных задач, которую необходимо решить педагогической психологии на современном этапе развития:
- преодоление разрыва между педагогической психологией как наукой и образовательной практикой
- структурирование научных разделов педагогической психологии
- определение ведущего направления развития педагогической психологии
- выделение приоритетного подхода к психолого-педагогическим исследованиям
- разработка новой теории обучения и воспитания
- Все прижизненно приобретенные организмом изменения поведения и деятельности являются фактами:
- научения
- адаптации
- образования
- развития
- новообразования
- Понятия научения и учения совпадают:
- в бихевиоризме
- в гештальтпсихологии
- в теории деятельности
- в психоанализе
- в гуманистической психологии
- В отечественной психологии научение рассматривается:
- как процесс и результат приобретения индивидуального опыта, возникающий благодаря осуществлению деятельности индивида
- как результат приобретения опыта, вызванный врожденными реакциями организма
- как результат осмысления материала
- как процесс усвоения знаний
- как процесс и результат запоминания
- По участию сознания в процессе приобретения опыта выделяют:
- попутное и преднамеренное научение
- оперантное и викарное научение
- инсайт и перенос
- безусловный и условный рефлексы
- профессиональное научение
- Вторичное научение отличается от первичного тем, что приобретается посредством:
- внутренней психологической активности
- внешней поведенческой активности
- безусловных реакций
- условных реакций
- рефлексии
- Если имеющийся в опыте навык успешно используется в новых условиях, то говорят о явлении:
- переноса
- инсайта
- импринтинга
- рефлексии
- сублимации
- Можно считать, что человек приобрел когнитивное научение, если он научился:
- находить сходства и различия в предметах и явлениях
- адаптироваться к новым условиям
- выполнять гимнастическое упражнение
- плавать каким-либо стилем
- произносить звуки
- Животных можно дрессировать, т.к. они способны:
- к научению
- к адаптации
- к целенаправленной активности
- к запоминанию
- к творческой деятельности
- В отличии от животных у человека в процессе приобретения опыта:
- предметы и явления отражаются в соотношении
- участвует память
- не участвуют рефлексы
- проявляются наследственные индивидуальные особенности
- окружающая среда оказывает воздействие
- По содержанию приобретенного опыта научение может быть:
- рефлекторным или когнитивным
- викарным или латентным
- случайным или преднамеренным
- первичным или вторичным
- нормальным и отклоняющимся
- Примером рефлекторного научения может являться:
- научение цветоразличию
- научение премам запоминания
- научение наблюдению
- научение составлять план текста
- научение умножению
- Дегустатор должен иметь научение, относящиеся к группам:
- сенсорных
- моторных
- викарных
- сенсомоторных
- случайных
- Акт чихания у человека:
- не является научением
- является результатом моторного научения
- является практическим научением
- является рефлекторным научением
- является сенсомоторным научением
- Первые теории, объясняющие процесс приобретения прижизненного опыта, были разработаны:
- философами
- социологами
- психологами
- педагогами
- педологами
- В дидактических концепциях усвоения социального опыта:
- были разведены понятия «развития» и «учения»
- не разводились понятия «развития» и «учения»
- выделялось понятие «научения»
- были разведены понятия «научения» и «учения»
- было выделено понятие «учебная деятельность»
- В дидактических концепциях среди основных факторов учения выделялись:
- повторение
- исполнение
- забывание
- сосредоточение
- приспособление
- Учение – это…
- процесс, в котором происходит изменение сознания и поведения индивида в результате присвоения форм общественного сознания
- результат изменения поведения индивида
- результат изменения сознания индивида
- форма осмысления общественного опыта
- средство учебной деятельности
- Отличием отечественных концепций учения от зарубежных является:
- их отнесенность к личности, включенной в процесс учения
- единое представление о структуре учения
- единое представление о результатах учения
- концептуальность
- научная обоснованность
- Учение как результат установления связи между стимулом и реакцией исследуется:
- в бихевиоризме
- в гештальтпсихологии
- в психоанализе
- в гуманистической психологии
- в деятельностном подходе
- К механизмам научения Дж.Уотсон относил:
- смежность стимула и реакций
- личностное отношение
- особенности нервной системы
- несовпадение стимула и реакции
- осознание связи между стимулом и реакцией
- В гештальтпсихологии учение рассматривалось:
- как процесс спонтанного упорядочивания сознанием организованных и неорганизованных форм в окружающем мире
- как процесс установления связи между стимулом и реакцией
- как процесс осознания учебной информации
- как процесс освоения учебных действий
- как процесс воспроизведения спонтанно усвоенных форм из окружающего мира
- В процессе учения, по мнению представителей гештальтпсихологии, происходит:
- запечатление структуры или смысла усваиваемой информации
- осознание воспринимаемых образов
- систематизация прижизненного опыта
- усвоение приемов учебной деятельности
- запоминание образов окружающего мира
- Учение как процесс разворачивания потенциала человека изучался:
- в гуманистической психологии
- в гештальтпсихологии
- в деятельностном подходе
- в бихевиоризме
- в культурно-исторической психологии
- По мнению К.Роджерса на процесс приобретения индивидуального опыта влияет:
- собственные устремления человека
- потребность человека в приспособлении к окружающему миру
- стремление человека к сравнению своих возможностей с возможностями других людей
- потребность в одобрении других
- стремление к внешнему оцениванию
- В когнитивной психологии учение рассматривается:
- как процесс влияния знаний на поведение
- как процесс восприятия
- как процесс изменения потребностей
- как процесс создания когнитивных образов
- как процесс приобретения смысла в получении знания
- В контексте культурно-историческом концепции учение трактовалось:
- как процесс усвоения культурно-исторического опыта
- как процесс влияния культуры на поведение
- как процесс приобретения знаний о культуре и истории
- как процесс развития общих способностей
- как процесс культурной идентификации
- Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев к условиям усвоения культурно-исторического опыта относили:
- общение со взрослыми и деятельность по усвоению понятий
- культурно-историческая среда
- содержание культурно-исторического сознания
- совместная деятельность ученика и учителя
- общение с учителями и одноклассниками
- П.Я.Гальперин считал, что предметом учения должны быть:
- действия по применению знаний
- знания по применению действий
- обобщенные способы действий
- научные понятия
- знания о действиях
67. Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов под учением понимали:
|
|
|
|
|
|
|
|
- приобретение познавательного опыта
- приобретение любого опыта
- приобретение научного опыта
- приобретение поведенческого опыта
- приобретение индивидуального опыта
- Форма учения, в которой овладение ЗНУ является целью, называется:
- учебной деятельностью
- научением
- познанием
- развивающим обучением
- образованием
- По мнению И.И.Ильясова результатом учения могут быть:
- умения, знания, личностный рост
- действие личности по усвоению знаний
- сдвиг мотива на цель
- индивидуализация
- субъектное отношение к учению
- Психологическое содержание понятия учебной деятельности впервые раскрыл:
- Д.Б.Эльконин
- В.В.Давыдов
- Л.С.Выготский
- П.Ф.Каптирев
- А.Н.Леонтьев
- Учебной деятельностью Д.Б.Эльконин называл:
- сознательно направленную на усвоение ЗНУ деятельность
- любую деятельность в процессе обучения
- осмысленную деятельность
- усвоение культурно-исторического опыта
- деятельность ученика
- В теории Д.Б.Эльконина утверждается, что продуктом учебной деятельности являются:
- субъектное отношение к учению
- знания учащегося
- умение учащегося
- интеллектуальный рост учащегося
- личностные изменения учащихся
73. В отличие от других видов деятельности в учебной деятельности осваиваются:
- научные понятия и обобщенные способы действий
- научные знания и способы их обработки
- действия по усвоению знаний
- учение и научение
- ведущие учебные дисциплины
- В структуру учебной деятельности входят такие компоненты, как
- учебные мотивы и учебные цели
- учебные задания
- действия учителя по оцениванию учащихся
- интеллектуальные способности
- ведущие потребности и мотивы
- Учебная деятельность отличается от других видов деятельности:
- содержанием
- структурой
- уровнем
- иерархическим строением
- динамикой
- Истинными мотивами учебной деятельности Д.Б.Эльконин считал:
- познавательные мотивы
- мотивы долга и ответственности
- мотивы стремления к саморазвитию
- мотивы избегания неудач в учении
- сформированные мотивы
- Учебные мотивы выполняют по отношению к учебной деятельности:
- смыслообразующую функцию
- адаптационную функцию
- учебную функцию
- формирующую функцию
- воспитательную функцию
- Среди видов учебных мотивов выделяют:
- мотивы процесса учения
- объективные мотивы
- контролирующие мотивы
- субъективные мотивы
- мотивы управления
- Внешним выражением учебной мотивации является:
- устойчивый интерес к содержанию учения
- стремление к высоким отметкам
- стремление к новому социальному статусу
- устойчивые отношения между учеником и учителем
- устойчивая академическая успеваемость
- Усиление познавательной мотивации может:
- повышать результативность учебной деятельности
- снижать результативность познавательной деятельности
- изменять структуру учебной деятельности
- усложнять структуру учебной деятельности
- изменять динамику личностного развития
81. Учебное действие в учебной деятельности может быть:
- предметом и средством усвоения
- предметом усвоения
- средством усвоения
- функцией учебной деятельности
- содержанием учебной мотивации
- При решении учебной задачи изменяется:
- субъект учения
- предмет решения
- успеваемость
- индивидуальность
- знания
- В классификациях учебных действий нельзя найти такие виды, как:
- субъективные
- специфические
- общие
- мнемические
- обобщенные
- Учебные действия могут перерастать:
- в обощенные способы
- в учебные цели
- в методы научного познания
- в средства личного контроля
- в средства личного развития
85. Действие контроля в учебной деятельности – это:
- действие по сопоставлению полученных результатов с целями и задачами
- действие по проверке учащихся
- действие по подведению итогов учебного года
- действие по определению качества усвоения учебного материала
- действие по повышению академической успеваемости
86. Действие оценки в учебной деятельности заключается:
- в определении качества осваиваемого материала
- в выставлении отметок
- в оценивании собственных учебных способностей
- в определении уровня интеллектуального развития
- действие по анализу академической успеваемости
- Применительно к усвоению учебного материала выделяют такой вид самоконтроля, как:
- выборочный контроль
- познавательный контроль
- постоянный контроль
- личный контроль
- внешний контроль
- Для учебной деятельности младшего школьника характерны:
- действия контроля по результатам
- действия контроля процесса
- ориентация на внутренние критерии оценки
- познавательный контроль
- личный контроль
- Учебную деятельность подростков существенно отличает:
- переход к продуктивному уровню учения
- широкие социальные мотивы
- сворачивается в умственный план
- принятие учебных целей из вне
- неуспеваемость
- В старшем школьном возрасте учебная деятельность:
- управляется самостоятельно поставленными целями
- управляется широкими социальными мотивами
- сворачивается в умственный план
- строится на мотивах принятых из вне
- ориентирована на внешний контроль
- Формированию учебной мотивации способствует:
- переживание успеха в учении
- наличие силы воли
- мотивация положительными отметками
- внешний контроль
- систематическое оценивание из вне
- Обобщенным способом учебного действия называется:
- действие по решению широкого класса однотипных задач
- действие по подведению итогов усвоения учебного материала
- действие, необходимое для обобщения знаний по определенному учебному курсу
- действия по определению уровня развития учебной деятельности
- совместное действие учителя и ученика
- Показателями сформированности действия контроля могут быть:
- умение чередовать различные формы контроля
- умение составлять контрольную работу
- ориентация на внешний контроль
- умение различать учебные действия и учебные мотивы
- умение руководствоваться внешней оценкой
- Сформированность учебной деятельности определяется такими критериями, как:
- умение различать способы и результаты учения
- умение проводить исследование
- умение моделировать учебную ситуацию
- высоким уровнем развития знаний
- высоким уровнем личностного развития
- К этапам усвоения знаний не относится:
- сообщение
- восприятие
- осмысление
- запоминание
- применение
- По критерию осознанности знание может быть:
- формальное и осознанное
- теоретическое и эмпирическое
- логическое и механические
- творческое и репродуктивное
- усвоенное и забытое
97. К признакам понимания знания нельзя отнести:
- субъективное отношение к тексту
- адекватное воспроизведение содержания
- возможность привести пример
- возможность поставить вопрос
- возможность составить план ответа
- Самым высоким уровнем усвоения знаний является:
- умение применять на практике
- умение точно воспроизводить их
- их осмысленность
- иллюстрирование примерами
- субъективное отношение к ним
- Перенос знаний и приемов умственной действительности – это:
- использование этих знаний и приемов в новых условиях
- переход этих знаний и приемов в бессознательную область психики
- реализация этих знаний и приемов на практике
- сравнение знаний из разных научных областей
- перевод этих знаний в оперативную память
100. К параметрам усвоения знаний не относятся:
- сосредоточенность
- систематичность
- глубина
- полнота
- широта
- Психологическим уровнем усвоения знания может быть:
- узнавание
- отношение
- формирование
- осуществление
- выделение
- Понятие – это:
- система существенных признаков и явлений
- элементы личного опыта
- система часто встречающихся признаков
- система несущественных признаков
- элементы познавательного опыта
- Процесс усвоения понятий – это:
- отделение существенных признаков от несущественных и часто встречающихся
- движение от грубых ошибок к менее грубым
- движение к правильному пониманию понятия
- отделение объективного и субъективного отношения к понятию
- заучивание определения
- Для успешного усвоения понятий необходимо:
- выполнить действия по выделению существенных признаков предметов или явлений
- выучить определение
- владеть терминологией
- выделить яркие признаки предметов или явлений
- перейти от термина к определению
- Эмпирическое понятие построено:
- на непосредственно наблюдаемых свойствах предметов и явлений
- на существенных признаках предметов и явлений
- на выделении общих и единичных признаков предметов и явлений
- на определениях
- на фактах
- Теоретическое понятие строится:
- на выделении соотношения общих и единичных признаков предметов или явлений одного класса
- на непосредственно наблюдаемых признаках предметов и явлений
- на примере явлений или предметов одного класса
- на классификации единичных проявлений
- на научных терминах
- Наиболее распространенной ошибкой усвоения понятий является их построение:
- на основе ярких признаков предметов и явлений
- на основе существенных признаков предметов и явлений
- на основе целостного восприятия предметов и явлений
- на основе абстрагирования общих предметов от предметов и явлений
- на анализе их научного содержания
- По поводу соотношения обучения и развития бихевиористы утверждали, что:
- развитие и есть обучение
- обучение - это только внешние условия созревания, развития
- обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка
- обучение лишь пассивно следует за психическим развитием
- обучение ведёт за собой развитие
- Утверждение о том, что «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» принадлежит:
- Л.С. Выготскому
- Л.С. Рубинштейну
- Б.Г. Ананьеву
- Ж.Пиаже
- В.В.Давыдову
- Уровень актуального развития характеризуют:
- обученность, воспитанность, развитость
- обучаемость, воспитуемость, развиваемость
- самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость
- обученность, обучаемость
- воспитанность, воспитуемость
- Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой - это показатели (по Н.А.Менчинской):
- обучаемости
- развитости
- воспитуемости
- развиваемости
- обученности
- Откликаемость учащегося на побуждения к дальнейшему умственному развитию, исходящие извне, а также переключаемость с одного плана мышления на другой - это показатели (по А.К.Марковой):
- обучаемости
- развитости
- развиваемости
- воспитуемости
- обученности
- Активность ориентировки в новых условиях характеризует:
- уровень обучаемости
- вид обучаемости
- этап обучаемости
- форма проявления обучаемости
- степень обучаемости
- Психологические механизмы управления обучением изучались:
- Н.Ф.Талызиной
- Л.С.Выготским
- Л.В.Занковым
- В.В.Давыдовым
- Н.А.Менчинской
- Какой тип обучения часто характеризуется как «школа памяти»:
- объяснительно-иллюстративное
- проблемное
- программированное
- личностно-ориентированное
- знаково-контекстное
- Что характерно для традиционного обучения:
- учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности
- в освоение учебного материала включены ум, воля, чувства учащегося
- обучение направлено на самостоятельный поиск учащимся новых понятий и способов действий
- учащиеся раскрывают новое содержание через включение объекта в новую систему связей
- учащиеся осуществляют построение образа наличной ситуации, картины, положения вещей, среди которых предстоит действовать
- Какой тип обучения часто характеризуется как «школа мышления»:
- проблемное
- личностно-ориентированное
- знаково-контекстное
- объяснительно-иллюстративное
- программированное
- В каком типе обучения в наибольшей степени учитываются данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения) и познания, исследования, мышления:
- в проблемном
- в личностно-ориентированном
- в знаково-контекстном
- в традиционном (или объяснительно - иллюстративном)
- в программированном
- В каком типе обучения процесс учения моделирует процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества:
- в проблемном
- в традиционном (или объяснительно-иллюстративного)
- в программированном
- в личностно-ориентированном
- в знаково-контекстном
- Кто является автором отечественного варианта программированного обучения:
- П.Я. Гальперин
- С.Л.Рубинштейн
- Л.С.Выготский
- Л.В.Занков
- Д.В.Эльконин
- В каком году Б. Скиннер выдвинул идею программированного обучения:
- 1950 г
- 1936 г
- 2000 г
- 1901 г
- 1906 г
- Кто является автором книги «Психологические основы программированного обучения»:
- И.Я. Лернер
- Т.В. Кудрявцев
- Н.Ф. Талызина
- Л.Н.Ланда
- А.М.Матюшкин
- Когда программированное обучение было наиболее популярным в отечественной науке и педагогической практике:
- в 60-е г. XX в
- в начале XX в
- в конце XX в
- начиная с 2001 г.
- в 1936 г.
- Какие признаки характерны для проблемного обучения?
- обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемыми новых понятий и способов действий
- учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности
- учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности
- учащиеся раскрывают новое содержание через включение объекта в новую систему связей
- учащиеся осуществляют построение образа наличной ситуации, картины, положения вещей, среди которых предстоит действовать
- Какой тип обучения обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, и не позволяет получить новых знаний?
- программированное
- знаково-контекстное
- традиционное
- проблемное
- личностно-ориентированное
Кто выдвинул идею программированного обучения?
- Б. Скиннер
- Л.Н. Ланда
- Дж. Дьюи
- Дж.Уотсон
- Дж.Гилфорд
- Кто изучал влияние проблемного обучения на интеллектуальное развитие?
- Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин
- П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина
- Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская
- Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов
- В.А.Крутецкий
- Свою ведущую роль в умственном развитии обучение осуществляет, прежде всего, через (по Д.Б. Эльконину):
- содержание усваиваемых знаний
- активизацию познавательных интересов
- последовательность проблемных ситуаций
- методы обучения
- формы обучения
- В какой системе обучения одной из целей обучения является формирование у учащихся теоретического сознания и мышления:
i. в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова
- в дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова
- в системе традиционного обучения
- в системе проблемного обучения
- в системе обучения «школа диалога культур»
- В системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова понятия формируются:
- путем содержательно-теоретического обобщения
- путем формально-эмпирического обобщения
- путём отделения второстепенных признаков от часто встречающихся
- через формирование определенной системы действий, продуктом которых они (понятия) являются
- через раскрытие допустимых степеней обобщения, предлагаемых учащимся в последовательной системе заданий
131. Как формируется понятие при традиционном обучении:
- путем формально-эмпирического обобщения
- путем содержательно-теоретического обобщения
- через раскрытие допустимых степеней обобщения, предлагаемых учащимся в последовательной системе заданий
- через формирование определенной системы действий, продуктом которых они (понятия) являются
- путём отделения общих признаков от второстепенных и часто встречающихся
- В какой педагогической системе действия моделирования и преобразования моделей является одним из важнейших учебных действий:
- в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова
- в системе проблемного обучения А.М.Матюшкина
- в системе знаково-контекстного обучения А.А.Вербицкого
- в традиционном обучении
- в дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова
- Кто выделил основные различия эмпирического и теоретического знания:
- В.В. Давыдов
- Д.Б.Эльконин
- Л.С.Выготский
- Л.В. Занков
- Э.В. Ильенков
- Какому принципу традиционной системы обучения соответствует принцип более высокого уровня трудности (по Л.В. Занкову):
- принципу научности
- принципу доступности обучения
- принципу индивидуализации
- принципу предметности
- принципу целенаправленности
- В какой системе обучения одной из целей обучения является воспроизведение в учебной деятельности логики научного познания:
- в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова
- в системе проблемного обучения
- в системе обучения на основе ООД
- в дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова
- в традиционном обучении
- По мнению бихевиористов процессы обучения и развития:
- практически тождественны
- практически не связаны между собой
- на разных возрастных этапах не одинаково соотносятся между собой
- циклы развития всегда предшествуют циклам обучения
- признаётся зависимость между двумя процессами: развитие создаёт возможности, а обучение их реализует
- Согласно чьей теории между обучением и развитием человека стоит его деятельность:
- А.Н.Леонтьева
- П.Я.Гальперина
- В.В.Давыдова
- П.П.Блонского
- С.Л.Рубинштейна
- Автором утверждения, о том что «обучение и воспитание служат средствами организации собственной деятельности детей, благодаря осуществлению которой они воспроизводят в себе исторически возникшие потребности», является:
- В.В.Давыдов
- Л.С.Выготский
- А.Н.Леонтьев
- П.П.Блонский
- С.Л.Рубинштейн
139. К представителям теории, согласно которой обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нём по существу, относятся:
- Ж.Пиаже
- У.Джемс
- Э.Торндайк, Дж. Уотсон
- Л.С.Выготский
- Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов
140. Внутреннюю связь обучения и развития Л.С.Выготский отразил в понятиях:
- зоны актуального и ближайшего развития
- ноовообразования
- знаки и средства
- ведущий вид деятельности
- подражание
- К зоне ближайшего развития относится то, что:
- ребенок может выполнить с чьей-либо помощью
- ребенок может освоить в ближайшее время
- доступно ребенку в самостоятельной деятельности
- ребёнок может освоить, ориентируясь на любые подсказки взрослого
- ребёнок может освоить, через общение с другим ребёнком
- Согласно представлениям Л.С.Выготского:
a. обучение подтягивает умственное развитие, в тоже время понятие развития объёмнее, чем обучения
b. обучение должно приспосабливаться к развитию
c. ребёнка можно научить чему-либо, не считаясь с его возрастом
d. всякое обучение способно вести за собой психическое развитие
e. циклы развития всегда предшествуют циклам обучения
- Обученность – это:
- результат прошлого опыта
- успешность учения
- характеристика личностного развития учащегося
- характеристика познавательной сферы учащегося
- качественная характеристика результатов освоения учебной программы
- К основной психологической причине неуспеваемости относится:
- низкая учебная мотивация
- психологическая некомпетентность учителя
- возраст учащегося
- сложность материала
- индивидуальные особенности учащегося
- Для традиционного обучения характерны:
- преобладание информационно-контролирующей функции
- преобладание организационной и стимулирующей функции
- побуждение к самоорганизации познавательной деятельности
- многообразие взаимодействий, помогающих актуализировать личностный опыт каждого участника
- личностно-ориентированная позиция учителя
- При традиционном обучении объектом осознания учащихся является:
a. правила
b. проблема
c. учебные действия
d. действия по самоуправлению своей учебной активностью
e. перенос и применение знания
- При организации развивающего обучения взаимодействие ученика и учителя строится по типу:
- совместно-распределительных отношений
- командно-административных отношений
- предметно-ориентированных отношений
- информационно-контролирующих отношений
- соперничающих отношений
- Основная цель обучения по системе Эльконина - Давыдова заключается в:
a. формировании теоретического сознания учащегося
b. формирования качественных знаний, умений и навыков у учащихся
c. развитие личности учащегося
d. развитие ценностно-смысловой сферы учащихся
e. развития самосознания учащихся
- Основная цель обучения по системе Л.В.Занкова – это:
- высокое общее развитие личности
- высокое развитие учебной мотивации
- высокое общее развитие познавательных процессов
- высокое развитие теоретического мышления
- развитие самосознания учащегося
150. Цель обучения в контексте психологической концепции П.Я.Гальперина:
- формирование умения действовать на основе имеющихся знаний
- вооружение знаниями на высоком уровне
- создание проблемной ситуации
- сформированность системы понятий
- осознание усваиваемых знаний учащимся
- Ориентировочная основа действия это:
- система условий, на которую реально опирается учащийся при выполнении действия
- модель деятельности, в которой отражены все структурные и функциональные её части
- система правил, на которую реально опирается учащийся при выполнении действия
- целостная система взаимосвязанных между собой элементов
- система умений учащегося, позволяющая ему распознать ситуацию
152. Предметом формирования в концепции развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина являются:
- учебная деятельность и учебные действия
- индуктивное мышление
- эмпирическое мышление и сознание
- действие на основе рефлексии и понимании
- гипотетико-дедуктивное мышление
153. Целью развития в концепции развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина являются:
- теоретическое мышление и сознание
- учебная деятельность и учебные действия
- эмпирическое мышление и сознание
- действие на основе рефлексии и понимании
- способность самоизменения личного опыта
- К компонентам теоретического мышления не относятся (по В.В.Давыдову):
- классификация
- абстракция
- анализ
- обобщение
- планирование
- Основным психологическим условием возникновения проблемной ситуации А.М.Матюшкин отмечал:
- потребность учащегося в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действий
- абстрактная степень новизны усваиваемых знаний
- сложность задания
- фиксирование в задании объективных отношений ситуации
- условие задания и исходные известные данные
- Неизвестное в проблемной ситуации всегда характеризуется:
- высокой степенью обобщения
- единичным отношением
- сложностью
- абстрактной степенью новизны
- конкретностью
- К принципам дидактической системы Л.В.Занкова относятся:
- обучение на высоком уровне трудности
- обучение действий по применению знаний
- обучение способам проблемных заданий
- обучение абстрагированию сущностных характеристик предметов и явлений
- обучение навысамоконтроля
- Исследовательскую задачу проблемы воспитания Л.С.Выготский обозначал как:
- изучение пространства отношений
- исследование мотивационно-потребностной сферы
- исследование механизмов управления деятельностью ребёнка
- исследование возможностей развития ведущей деятельности
- изучение индивидуальности
- По А.Н.Леонтьеву воспитывать - значит:
- создавать систему взаимозависимостей между людьми
- проектировать ведущую деятельность и тем самым влиять на развитие личности
- управлять деятельностью ребёнка
- открывать сознанию смыслы и мотивы человеческой деятельности
- открывать и расширять возможности ребёнка
- Механизмом присвоения индивидом всесторонней человеческой сущности является:
- идентификация
- интериоризация
- самоактуализация
- самоотождествление
- взаимодействие
- Какое понятие определяется как «развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества»:
- социализация
- воспитание
- образование
- становление
- развитие
- Какое понятие определяется как «планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития»:
- воспитание
- социализация
- образование
- становление
- развитие
- Вопрос о воспитании произвольности Л.И.Божович связывает с:
- развитием рефлексии
- появлением способности доводить дело до конца
- появлением новых интересов
- появлением собственной инициативы
- появлением «внутренней позиции школьника»
- Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами, «сильное» целеполагание соответствует (по А.К.Марковой):
- высокому уровню критерия воспитанности
- низкому уровню критерия воспитанности
- высокому уровню критерия воспитуемости
- низкому уровню критерия воспитуемости
- высокому уровню критерия обученности
- Лёгкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения в новых условиях, активная ориентировка в новых социальных условиях соответствует (по А.К.Марковой):
- высокому уровню критерия воспитуемости
- высокому уровню критерия воспитанности
- низкому уровню критерия воспитанности
- низкому уровню критерия воспитуемости
- высокому уровню критерия обученности
- Неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения, определяется как:
- нравственность
- воспитанность
- воспитуемость
- эмпатийность
- рефлексивность
- Самовоспитание – это:
- деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями
- усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта (социализация)
- процесс изменения личности в ходе взаимодействия её с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности (формирование)
- система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие (самообразование)
- процесс непосредственного получения человеком опыта поколений, посредством собственных устремлений и самим выбранных средств (самообучение)
- Одним из основных принципов гуманистического подхода к пониманию проблемы воспитания является:
- принцип свободной реализации своих потенций
- самоактуализация
- принцип приоритета личности
- самовыражение
- обеспечение роста человека
- Одним из первых принцип «культуросообразности» выдвинул:
- А.Дистервег
- Я.А.Коменский
- Дж. Локк
- К.Д.Ушинский
- П.Ф.Каптерев
- Одним из первых принцип «природосообразности» выдвинул:
- Я.А.Коменский
- А.Дистервег
- К.Д.Ушинский
- В.В.Давыдов
- И.Г.Песталоцци
- На жесткую «модификацию поведения» предлагают ориентироваться представители:
- социогенетического подхода
- биогенетического подхода
- «двухфакторной» теории
- психогенетического подхода
- личностно-ориентированного подхода
- К мезофакторам социализации относятся (по А.В.Мудрику):
- страна, общество, государств
- космос, планета, мир
- этнокультурные условия, региональные условия, тип поселения
- семья, микросоциум, институты воспитания
- личность
- Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т.п., называется:
- убеждением
- внушением
- подражанием
- заражением
- согласованием
- В определении Л.И.Божович «процесс изменения личности учащегося в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности» категоризируется как:
- формирование
- становление
- социализация
- воспитание
- развитие
- Понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся, составляет суть:
- антропоцентристской модели воспитания
- социетарной модели воспитания
- технократической модели воспитания
- прагматической модели воспитания
- гуманистической модели воспитания
- Воспитание как формирование системы поведения с помощью подкреплений является разновидностью:
- технократической модели воспитания
- антропоцентристской модели воспитания
- социетарной модели воспитания
- прагматической модели воспитания
- гуманистической модели воспитания
177. Наиболее высокой ступенью морального развития является (по Кольбергу):
- мораль индивидуальных принципов совести
- мораль «хорошего мальчика», сохранения добрых отношений
- мораль поддержания отношений
- ориентация на наказание и покорность
- гетерономная мораль
- Основой теории и практики «свободного воспитания» является:
- биологизаторский подход
- социологизаторский подход
- теории «двух факторов»
- психогенетический подход
- интеракционистский подход
- Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:
- единство процессов обучения и воспитания
- единство не только процессов обучения и воспитания, но и, в свою очередь, воспитания как единства «частных» воспитательных дел
- характер взаимодействия педагогов и учащихся
- деятельность педагога
- деятельность учащегося
- Психологическими механизмами воспитания личности являются:
- идентификация и обособление
- стремление к самосовершентсвованию
- стремление к самореализации
- высокий авторитет воспитателя
- потребность в аффиляции
- Контроль над поведением и установками человека, а также их подкрепление, - это основные функции:
a. императивной стратегии воспитания
b. реактивной стратегии воспитания
c. манипулятивной стратегии воспитания
d. развивающей стратегии воспитания
- диалогической стратегии воспитания
182. Стратегия, согласно которой психика человека – пассивный объект воздействия обозначается как:
- реактивная стратегия воспитания
- императивная стратегия воспитания
- гуманистическая стратегия воспитания
- развивающая стратегия воспитания
- диалогическая стратегия воспитания
- Для эффективного психологического воздействия в воспитании, согласно
- представителям гештальт-психологии, необходимо:
- выяснить условия жизни, окружение, привычки, манеру поведения, волю как целостную систему
- выяснить целевой компонент, отношение к объекту, избирательность при анализе коммуникативных ситуаций детей и взрослых
- выяснить механизм (причину) вытеснения и, следовательно, сопротивления воспитательному воздействию
- провести анализ потребностей, установок, отношений, способностей в деятельности воспитуемого
- провести анализ социальной дистанции, в зоне которой реализуется воспитательное воздействие
185. «Со-бытие» как пространство эффективного взаимодействия является единицей анализа в:
- диалогической стратегии воспитания
- монологической стратегии воспитания
- императивной стратегии воспитания
- реактивной стратегии воспитания
- манипулятивной стратегии воспитания
- Какой вариант ориентировки с ближайшим социальным окружением описал С.Л.Рубинштейн «Люди часто поступают так или иначе, потому что «так делают все»:
- конформный способ ориентировки
- ситуативный способ ориентировки
- мировоззренческий способ ориентировки
- концептуальный способ ориентировки
- амбивалентный способ ориентировки
- Профессиональной активностью учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания, является:
- педагогическая деятельность
- учебная деятельность
- педагогическое общение
- профессионально компетентный труд учителя
- педагогические воздействия
188. Сущность дидактических способностей учителей составляет:
- способность передавать информацию детям
- способность устанавливать взаимоотношения с детьми
- способность понимать эмоциональное состояние ученика
- способность саморегуляции эмоциональной сферы и поведения
- способность влиять на отдельные поступки другого человека
- Способность к психологической наблюдательности педагога составляют суть:
- перцептивных способностей
- дидактических способностей
- коммуникативных способностей
- организаторских способностей
- конструктивных способностей
- Демократический стиль педагогического общения характеризуется:
- повышением роли учащегося во взаимодействии
- равнодушием и незаинтересованностью проблемами школы и учащегося
- единоличным решением педагогом всех вопросов
- формальным выполнением педагогом своих функциональных обязанностей
- неустойчивым микроклиматом в классе
- Гностические умения педагога – это умения:
- извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности
- предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач
- отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы
- организовывать групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов
- осуществлять коррекцию учебной деятельности
- К видам педагогических воздействий относят:
- внушение
- похвала
- замечание
- выговор
- присвоение звания
- Превалирование стремления соответствовать требованиям значимой среды и замедленное профессиональное становление учителя – отличительные признаки:
- стадии профессиональной адаптации учителя
- стадии профессионального становления учителя
- стадии профессионального самоопределения учителя
- стадии самовыражения учителя
- стадии самореализации учителя
- У преподавателей высокого уровня деятельности наиболее часто используемыми видами вербального воздействия являются:
- организующие
- дисциплинарные
- оценивающие
- одобряющие
- убеждающие
- К общепедагогическим деформациям учителя относятся:
- появление назидательности, догматичность взглядов
- чрезмерная говорливость, эмоциональность
- стремление читать нотации, командовать и подчинять себе
- повышенный уровень тревожности
- повышенная чувствительность к оценкам окружающих
- К признакам синдрома эмоционального сгорания учителя не относится:
- профессиональная некомпетентность
- истощение
- психосоматические осложнения
- негативные установки по отношению к своей работе
- усиление агрессивности
- Изменение основных свойств личности и деятельности учителя – это:
- профессиональные деформации
- эмоциональное сгорание
- эмоциональная неустойчивость
- профессиональная некомпетентность учителя
- эмоциональная незрелость
- Под феноменом «профессиональное сгорание» учителя понимается:
- неадекватное использование личностных качеств в профессиональной деятельности
- профессиональная неподготовленность
- нерациональная позиция учителя в межличностном общении
- несформированность профессионально-педагогических позиций
- изменение свойств личности и деятельности учителя
199. Сущность когнитивного компонента профессионального самосознания учителя составляет:
- осознание учителем себя в системе педагогической деятельности, межличностных отношений и системе личностного развития
- удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью
- ожидаемое отношение других
- способность действовать на основе самосознания
- создание позитивной я-концепции
- Осознание личностью себя в профессиональной деятельности учителя называется:
- профессионально-педагогическим самосознанием
- профессиональным самосознанием
- самонаблюдение
- профессиональная идентификация
- личностная рефлексия