Социальное назначение профессии учителя. Структура и особенности педагогической деятельности

Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, педагог дополнительного образования, тренер, преподаватель. Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей, то есть ограниченных видов деятельности в рамках одной профессии. Так, в самой массовой педагогической профессии - учительской - выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель физкультуры, учитель математики и т. д.

Социальное назначение профессии учителя - осуществлять связь поколений. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом предыдущих поколений, который отражен в научных знаниях, морали, обычаях, традициях, способах и приемах труда и т. д. Социальное назначение педагога как раз и состоит в том, чтобы аккумулировать в себе этот опыт и передать своим воспитанникам. Учитель управляет процессом развития личности каждого ученика, тем самым во многом определяя перспективы развития общества. Профессия учителя изначально была одной из древнейших, важнейших и почетнейших в обществе. Основатель педагогики Я. А. Коменский считал профессию учителя ``настолько превосходной, как никакая другая под солнцем''.

Таблица 5

Функции педагогической деятельности

(функции (от лат.)- обязанность, назначение)

Обучающая Учитель, прежде всего, учит, то есть помогает учащимся овладеть обобщенным человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приемами и методами учебной работы.
Развивающая Организация учебного процесса, общение учащегося с учителем, личность учителя, воспитательная работа - все это способствует развитию индивидуальности школьника.
Воспитывающая В процессе обучения, во внеучебной деятельности происходит формирование личности ребенка.
Общественно-педагогическая Учитель никогда не ограничивает свою деятельность только служебными рамками, выполняя общественные дела в стенах школы. Как правило, это общественная добровольная деятельность: участие в школьных мероприятиях, неформальное общение со своими воспитанниками, руководство кружками или секциями.

Функции педагога тесно взаимосвязаны. Кроме основных функций, названных выше, к ним добавляются: методическая, самообразовательная, исследовательская.

Педагогическая деятельность всегда предполагает воздействия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Наряду с воздействием и управлением педагог создает условия для воспитания и самовоспитания личности, для развития индивидуальности. Н. В. Кузьмина рассматривает педагогическую деятельность как систему действий учителя, направленных на достижение педагогических целей через решение педагогических задач. Н. В. Кузьмина выделяет 5 взаимосвязанных компонентов педагогической деятельности:

Таблица 6

Компоненты Характеристика
Гностический (познавательный) Включает умения: анализировать педагогическую ситуацию; формулировать стратегические, тактические и оперативные задачи в области воспитания и обучения (стратегические задачи - это ``сверхзадачи'', которые определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности; в реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в тактические задачи; оперативные задачи - это текущие задачи, возникающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности); вырабатывать стратегии решения педагогических задач; оценивать продуктивные и непродуктивные проекты решения и способы их реализации.
Проектировочный Включает умения: формулировать систему целей и задач; планировать деятельность учащихся; планировать собственную деятельность.
Конструктивный Конструктивная деятельность включает в себя: отбор и композиционное построение учебно-воспитательного материала для передачи учащимся; проектирование деятельности учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, собственной будущей деятельности и поведения с учетом возможностей учащихся.
Организаторский Как бы хорошо ни был отобран материал, как бы интересно он ни был построен, учитель не достигнет успеха, если не сумеет организовать деятельность учащихся и свою собственную. Организаторский компонент предполагает включение учащихся в различные виды деятельности, формирование и организацию ученического коллектива. Таким образом, организаторская деятельность представляет собой практическое решение педагогических задач. Этот компонент Н. В. Кузьмина рассматривает как синтез гностической, проектировочной, конструктивной и коммуникативной деятельности, воплощенный во взаимодействии педагога с учащимися.
Коммуникативный Это установление педагогически целесообразных взаимоотношений педагога с учащимися, с другими учителями, родителями, представителями общественности.

Для успешного осуществления этих видов педагогической деятельности необходимы соответствующие педагогические способности: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные.

Таблица 7

Своеобразие профессии педагога

Предмет труда Предмет педагогического труда - формирование человека. Своеобразие субъекта педагогической деятельности (учащегося) состоит в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике (особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли, характера), что обусловливает изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.
Орудия (средства) труда Это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда специфичны: к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого (так называемая педагогическая техника - владение своим эмоциональным состоянием, речью, организация педагогически целесообразного общения), но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить школьников, способы сотрудничества с ними, - так называемые духовные средства труда.
Продукт труда Это воспитанный, подготовленный к жизни человек. В целостном педагогическом процессе (воспитательном процессе, учебном процессе) формируются отдельные качества личности в соответствии в общей целевой установкой. Идеальная цель педагогической деятельности - научить ученика быть человеком, стремиться к гармоничному развитию всех его сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции, экзистенциальной (умение управлять своими психическими состояниями, гармония чувств и поступков). Реальная цель педагогической деятельности - обеспечить каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе: формирование гуманистического мировоззрения (ориентации на общечеловеческие ценности) - достижение этой цели должно находить отражение в реальном отношении школьника к окружающим, ориентации на нравственное поведение, в способности разрешать межличностные конфликты ненасильственными методами, в развитии человеческих качеств, исключающих потребительство, вседозволенность, аморальность; формирование у школьника осознания себя как части человечества и природы, понимание ответственности перед будущими поколениями за свою собственную деятельность по освоению природы, использованию техники, сохранению памятников истории и культуры; воспитание у учащихся культуры семейных отношений(установление правильных отношений в семье - с родителями, братьями, сестрами, выбор оптимального режима дня, оптимальных форм проведения свободного времени).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: