Раздел 2. Педагог: личность и профессия.
Раздел 1. Образование — сфера профессиональной деятельности педагога.
Содержание курса.
Пояснительная записка.
Профессию”.
Рабочая программа курса “Введение в педагогическую
Содержание
Рабочая программа курса “Введение в педагогическую.. 3
профессию”. 3
Тема 1: Образование как личностно преобразующая деятельность. 7
Тема 2. Система образования в РБ, обеспечивающая самореализацию педагога. 20
Тема 3. Самообразование и самовоспитание в системе непрерывного профессионального образования педагога. 40
Тема 4. Педагогическая профессия и ее особенности. 57
Тема 5. Педагогический потенциал личности учителя. 82
Тема 6. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции. 93
Тема 7. Профессионализм учителя как условие успешности педагогической деятельности. 106
Тема 8. Права ребенка как педагогические ценности. 121
Анкета для студентов, слушателей курса “Введение в педагогическую профессию”, к лекции “Права ребенка как педагогические ценности”. 139
|
|
Текст терминологического диктанта для самоконтроля и контроля усвоения основных понятий курса “Введение в педагогическую профессию”: 140
Тема 9. Ребенок и его позиция в образовательном процессе. 143
Вопросы к коллоквиуму по курсу “Введение в педагогическую.. 151
профессию”, для студентов 1 курса физмата. 151
Вопросы к коллоквиуму по курсу “Введение в педагогическую профессию” для студентов 1 курса физмата по вариантам для 1-й — 4-й групп. 152
Программа учебного курса “Введение в специальность” выполняет пропедевтические функции в системе многоуровневого педагогического образования. Важность данного курса в профессиональной подготовке студентов определяется тем, что он является самым первым при “вхождении” в педагогическую профессию. Курс направлен на укрепление в сознании будущих учителей значимости сделанного ими профессионального выбора, формирование целостного представления о педагогической профессии, педагогической деятельности.
Цели курса: формирование у будущих педагогов системы знаний о педагогической профессии и себе как субъекте педагогического труда, а также понимания ответственности перед обществом за обучение и воспитание детей, готовности принять ребенка, воспитанника как самоценность, в качестве субъекта образовательного процесса.
Задачи курса:
1. Включение будущих учителей в процесс сознательного формирования ценностных ориентаций в области профессионального образования.
2. Создание предпосылок для эффективного личностного продвижения
|
|
студентов к овладению основами педагогической профессии.
3. Углубление ориентации первокурсников на педагогическую профессию,
совершенствование их профессиональной пригодности, развитие мотивов профессионального выбора и потребностей в профессиональном самоопределении через формирование целостного представления о педагогической деятельности.
Тема 1. Образование как личностно преобразующая деятельность. 2 часа.
Сущность понятия “образование”. Возрастание значимости образования в социально-экономическом прогрессе современного общества. Стратегия развития образования в ХХI веке.
Роль образования в становлении и самореализации личности.
Педагог и его роль в реализации образовательных потребностей общества и личности.
Образовательная среда — условие становления и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Тема 2. Система образования Республики Беларусь. 2 часа.
Понятие о системе и структуре образования. Структура образования, непрерывный образовательный комплекс.
Закон “Аб адукацыi у Рэспублiцы Беларусь” — основа кардинальной перестройки системы образования. Основные принципы государственной политики в области образования.
Средняя общеобразовательная школа — основное звено в системе образования. Основные типы современной общеобразовательной школы. Концептуальные основы развития национальной системы образования.
Тема 3. Самообразование и самовоспитание в системе непрерывного профессионального образования педагога. 2 часа.
Непрерывное образование — средство самосовершенствования педагога на протяжении всего периода профессиональной деятельности в его жизни.
Сущность профессионального самообразования педагога. Источники самообразования. Основные направления, методы и приемы работы учителя над собой с целью повышения своего образовательного уровня и достижения педагогического профессионализма.
Понятие “педагогическое самовоспитание”. Структура процесса самовоспитания педагога.
Возникновение педагогической профессии. Педагоги-классики о значении педагогической профессии и личности учителя в жизни общества (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.Дистервег и др.).
Понятие “педагогическая профессия” и ее характеристика. Учитель как субъект педагогического труда. Модель современного учителя.
Профессиональная пригодность педагога как основа развития его профессионализма. Структура профессиональной пригодности. Диагностика профессиональной пригодности будущего учителя.
Тема 5. Педагогический потенциал личности учителя. 2 часа.
Сущность и содержание понятий “педагог”, “учитель”, “воспитатель”.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Понятие о профессионально-педагогической направленности личности учителя как сформированности его педагогического мышления, профессиональных убеждений, совокупности профессионально важных мировоззренческих ценностей. Гуманистическая направленность личности педагога — основа развития его профессионализма. Профессиональная позиция педагога как совокупность его личностных качеств и установок в профессиональной деятельности, в профессиональном поведении.
Понятие о педагогических способностях, их краткая характеристика.
Типология личности педагога.
Тема 6. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции. 2 часа.
Профессиональная деятельность учителя — особый вид общественно необходимого труда взрослых. Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности, их характеристика.
Профессиональные функции педагога.
Уровни педагогической деятельности.