Общее понятие о профессионально-прикладной физической подготовке

Глава 4. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников ГПС

Воспитание, как и труд, в первобытном обществе носило коллективный характер. Наряду с земледелием, ремеслами все большую роль начинает играть военная организация родовой общины. Физическое воспитание в этих условиях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу.

Физические упражнения и игры постепенно превращались в важное средство воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание начало выделяться в одну из ведущих функций родового общества.

Дальнейшее развитие промышленности, культуры, науки и военного искусства способствует дальнейшему развитию физической культуры и повышению ее роли в жизни общества. Принцип органической связи физического воспитания с подготовкой человека к производственной деятельности и защите своей страны наиболее конкретно реализуется в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП).

Деятельность специалиста пожарно-спасательного профиля является общественно значимой и востребованной в жизни любого государства. От качества подготовки курсантов – будущих специалистов ГПС в существенной степени зависит успешность их профессиональной деятельности. ППФП в учебном процессе данных специалистов играет важную роль. Об основных теоретических и практических аспектах ППФП и пойдет речь в данной главе.

Результативность профессионального труда, его эффективность и качество зависит от большого количества факторов, существенное место среди которых занимает специальная физическая подготовленность. Она приобретается в результате систематических занятий физическими упражнениями, которые вырабатывают специальные качества, обеспечивающие адекватность физиологических реакций организма на профессиональные нагрузки – физические и нервно-психические. Поэтому процесс физического воспитания должен иметь специальную направленность, осуществляемую с учетом особенностей профессиональной деятельности занимающихся. Именно эту функцию и выполняет ППФП, которая представляет собой целенаправленный педагогический процесс обеспечения специальной физической подготовленности к избранной профессии.

В процессе ППФП развиваются и формируются такие физические качества и двигательные навыки, которые непосредственно или опосредованно определяют профессиональную дееспособность. Это осуществляется на основе прочной базы общефизической подготовленности. Таким образом, ППФП представляет собой одну из форм физической культуры, обеспечивающую подготовку к овладению какой-либо профессией и дальнейшее успешное осуществление профессиональной деятельности.

Цель ППФП заключается в обеспечении физической готовности к профессиональной деятельности, а достигается она в процессе физической подготовки (ФП), которая характеризуется как целенаправленный процесс физического совершенствования курсантов (сотрудников), осуществляемый с учетом особенностей их учебно-познавательной (служебно-профессиональной) деятельности.

Чтобы выявить характер требований конкретного вида труда к профессиональной, в том числе и физической, подготовленности специалистов, необходима серьезная научно-исследовательская профессиографическая работа.

Профессиография объединяет совокупность методов (методик) различных наук, с помощью которых описывается трудовая деятельность человека. Результатом профессиографических исследований является профессиограмма. Представляется, что профессиограмма, создаваемая в целях совершенствования процесса ФП, может включать следующие разделы:

1. Общая характеристика профессии.

2. Медико-биологические аспекты.

3. Психологические и психофизиологические факторы.

4. Психолого-педагогические требования.

Профессиограмма, составленная в интересах совершенствования ФП, должна иметь направленность на выявление в каждом из ее разделов именно тех компонентов (способностей, качеств, свойств и т.п.), которые можно эффективно развивать средствами ФП. на этой основе формулируются специальные задачи, которые необходимо решать в процессе ФП:

· формирование достаточных по структуре и прочности двигательных навыков, умений и физкультурно-образовательных знаний, способствующих более качественному освоению избранной профессии;

· преимущественное развитие профессионально-важных физических и специальных качеств, обеспечивающих устойчивость повышенной на этой основе умственной и физической работоспособности;

· повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию различных факторов профессиональной деятельности, содействие увеличению адаптационных возможностей организма.

4.2. ФП – важное средство повышения эффективности профессионального обучения и профессиональной деятельности сотрудников ГПС

Для занимающихся физическими упражнениями важное значение имеет знание общих принципов ФП и умение реализовать их в практике физической тренировки.

Принципы – это правила, регламентирующие какую-либо деятельность; они формируются на основе знания закономерностей функционирования человеческого организма и помогают командирам, преподавателям и самим занимающимся грамотно организовывать и проводить различные мероприятия по ФП.

Обычно выделяют пять общих принципов, которыми руководствуются не только при непосредственном проведении физических упражнений в различных формах ФП, но и при ее организации и обеспечении: прикладность; комплексность; систематичность; оптимальность; конкретность.

В русле тематики данной главы особо следует остановиться на принципе прикладности. Его сущность тесно связана с решением основной функции ФП – готовить личный состав к успешному овладению учебной программой ВУЗа и обеспечить эффективную служебно-профессиональную деятельность сотрудников ГПС.

Принцип прикладности требует, чтобы в процессе ФП преимущественное внимание уделялось развитию и совершенствованию тех качеств, навыков, умений и свойств курсантов (сотрудников), которые имеют наибольшее практическое значение для успешности их обучения и эффективных профессиональных действий. Отсюда вытекает и основное требование к направленности физического совершенствования личного состава: при выборе средств, методов и форм для решения какой-либо задачи ФП, следует отдавать предпочтение тем из них, которые имеют большое прикладное значение.

В системе ФП личного состава для реализации принципа прикладности необходимо:

а) в процессе обучения курсантов – преимущественно формировать и совершенствовать те знания, навыки и умения, которые нужны в реальной профессиональной деятельности; более широко применять в ходе занятий и тренировок по ФП и спорту, на спортивных соревнованиях прикладные виды спорта, служебно-профессиональные приемы и действия;

б) в процессе развития физических, специальных качеств – акцентировать внимание на совершенствовании особо важных качеств (физических и специальных); улучшать деятельность тех функциональных систем организма и антропометрических показателей курсантов (сотрудников), которые в большей степени обеспечивают успех в учебной (служебно-профессиональной) деятельности;

в) в процессе воспитания курсантов – создавать конкретные педагогические ситуации, максимально приближенные к учебно-познавательной и служебно-профессиональной деятельности, требующие конкретных психических и морально-политических качеств.

Профессиональная подготовка специалистов ГПС (ее содержание и уровень) определяется «Квалификационными характеристиками…». Выпускники университета (специальность – 280104.65) должны

знать:

· организацию боевой и служебной, в том числе физической, подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны;

уметь:

· проводить занятия с личным составом в системе боевой и служебной подготовки (в т.ч. и по физической); владеть табельным оружием, строевыми приемами, необходимым уровнем физической подготовленности.

В приказе начальника ГУ ГПС № 38 от 30.06.97 г. «Об утверждении нормативных правовых актов по ГДЗС ГПС МВД России» отмечаются наиболее профессионально важные физические, психические и специальные качества, а также приводятся методики их диагностики. В частности, говорится о необходимости развития вестибулярной устойчивости, чтобы успешно действовать в условиях загазованности и сильной задымленности горящих объектов. В целях поддержания высокой эффективности и надежности пожарные должны обладать высоким уровнем физической работоспособности.

Именно решению этих и подобных им задач должна быть подчинена специальная ФП, которая реализуется:

НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ - рациональным распределением учебного времени по разделам ФП и целесообразной последовательностью их прохождения, преимущественным использованием физических упражнений для формирования и развития наиболее важных служебно-прикладных двигательных навыков, физических и специальных качеств;

НА УТРЕННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКЕ – преимущественным применением вариантов зарядки и физических упражнений для формирования и развития наиболее важных служебно-прикладных двигательных навыков, физических и специальных качеств;

В СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЕ – использованием наиболее важных служебно-прикладных видов спорта и упражнений.

В процессе выполнения физических упражнений (с учетом принципа прикладности) достигается специфический и неспецифический результат системы ФП. Под воздействием систематических физических тренировок в организме занимающихся происходит адаптация к различным физическим нагрузкам и постепенно они приобретают новое интегральное качество (формирование знаний, умений и навыков, улучшение физического состояния и т.п.). Благодаря явлению переноса, которое понимается как положительное влияние занятий физическими упражнениями на различные показатели учебной и служебно-профессиональной деятельности, осуществляется повышение их эффективности. Полученные знания, сформированные умения и навыки, развитые физические, психические и специальные качества переносятся на конкретную профессиональную деятельность. Таков в общих чертах механизм положительного влияния ФП на эффективность учебной и служебно-профессиональной деятельности сотрудников ГПС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: