double arrow

ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Педагогические задачи, их характеристика и способы решения

Педагогическое мастерство как система.

Сущность и основные компоненты педагогического мастерства

Понятие педагогической деятельности, ее основные функции и компоненты.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ЛЕКЦИЯ 26

Деятельность педагога в какой-то мере родственна деятельности ученого, артиста, певца по общественным функциям, требованиям к творческим сторонам деятельности, по сложности психического напряжения.

Само рождение педагогической науки было обусловлено достаточно высоким развитием науки. На протяжении многих столетий главной функцией педагога средней и высшей школы была передача научных знаний. Но сейчас преподаватель вуза поставлен в такие условия, когда просто необходимо вести исследовательскую работу, сочетая ее с педагогической. Взаимодействие научной и педагогической работы существенно повышает уровень той и другой, но лишь в том случае, когда у преподавателя проявляется научное творчество и интерес к искусству обучения.




Научные знания, умения и навыки позволяют педагогу овладеть основами педагогического мастерства. Но, как правило, в первый период педагогической деятельности научное творчество отступает на задний план. На протяжении педагогической биографии у преподавателя “пики” интенсивного научного и педагогического творчества меняются. Взаимодействие научного и педагогического труда может быть плодотворным лишь при некотором относительном равновесии способностей человека к обоим видам работы. В противном случае человек покидает либо педагогическую работу, либо научную.

Ученый открывает научную истину. А педагог с помощью слова и других средств педагогического воздействия приобщает к ней других людей. Для этого он представляет научный материал в виде лекции или рассказа, выстраивая его таким образом, чтобы привлечь внимание слушателей. Творчество педагога всегда “на людях”, поэтому педагогическая деятельность очень близка к артистической. Педагог, как и артист работает на основе определенного материала (учебный план, программа, учебники, справочная литература и т.д.). Ему, как и артисту нужны хорошая дикция, владение голосом, выразительность, эмоциональность речи.

Великий педагог А.С.Макаренко писал: “Для меня в моей практике такие “пустяки” стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Здесь мы сталкиваемся с той областью, которая всем известна в драматическом и даже балетном искусстве: это искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота. А.С.Макаренко не раз говорил о том, что внешний облик преподавателя должен быть внешне выразительным, ему важно хорошо поставить голос, научиться говорить с учениками, выражать свой гнев, радость, научиться играть. Для этого в педагогическом вузе он предлагал использовать ситуации и этюды аналогичные тем, на которых учат актерскому мастерству.



Но посещение театра зрителями происходит по их собственному желанию: они сами себе выбирают пьесу, театр и даже исполнителей. Учащиеся и педагоги не выбирают себе друг друга, а успех деятельности педагога зависит от того, как сложатся взаимоотношения между ним и учащимися. Артисту практически всегда заранее известно, какой будет реакция партнера по пьесе, а зрители, как правило, активно не вмешиваются в развитие сценического действия.

Педагог общается с учащимися, реакцию которых трудно предвидеть. Артист не контролирует, поняли ли зрители его пьесу. Педагог же всегда проверяет и добивается понимания и усвоения учебного материала. Педагог формирует личность другого человека, как скульптор ваяет свое творение, только имеет дело он с живым материалом и творит не один, а вместе с другими людьми и обстоятельствами.



Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: “Вся тревога, все огорчения и все торжество нашего дела в том и состоит, что скульпторов несколько. Это и семья, и личность воспитателя, и детский коллектив, и книга, и совершенно непредвиденные ваятели, скажем знакомые, с которыми подружила мальчишку улица. Если бы эти силы действовали как слаженный оркестр, сколь легко творились бы люди! Но у каждого мастера свой норов и свой характер, свой почерк и, наконец, свое представление о будущем существе, свой этический и эстетический идеал. У каждого - склонность критически относиться к творчеству соперников , и он норовит не только пройтись резцом по мраморной целине , но и ковырнуть там, где только что поработала рука другого ваятеля. Потом наступает момент, когда и мрамор перестает быть неодушевленной глыбой, “скульптура” оживает, становится существом, познающим не только мир вокруг себя, но и самого себя. И тогда берет это существо свой собственный резец и само начинает ваять и даже исправлять то, что сделали другие. Как мечи скрещиваются резцы, летит мраморная крошка, и иногда от благородного камня откалываются целые куски... Свести все многообразные влияния в одно, добиться, по возможности, гармонии - задача педагога”.

Педагогическая деятельность -особый вид общественно - полезной деятельности взрослых людей, направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него.

По определению известного педагога И.Ф.Козлова, педагогическая деятельность есть “сознательная целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений (а не детей) - родителей, учителей, школы, других воспитательных учреждений, направленная на осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей”.

Педагогическая деятельность - есть сознательное вмешательство взрослых людей в процесс воспитания, становления детей. Воспитание же людей всегда, на любой стадии общественного развития осуществляется обществом.

Педагогическая деятельность как общественная функция возникает из процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными людьми. В отличие от педагогов, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, и поступают в некоторых случаях вопреки педагогическим целям.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренниемотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

  • знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
  • научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
  • педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
  • высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

  • непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;
  • малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
  • среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;
  • продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;
  • высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

Педагогическая деятельность и воспитание едины и противоположны.

Общее и различное, единое и особенное в воспитании и педагогической деятельности как общественных явлениях выражается в следующем:

а) воспитание как общественное явление возникло одновременно с человеческим обществом, раньше педагогической деятельности. Воспитание как процесс может осуществляться без профессионально подготовленных специалистов в ходе жизненных отношений детей и взрослых. Педагогическая деятельность родилась в недрах воспитательных отношений, как сознательное вмешательство в формирование подрастающего поколения.

б) воспитание - явление более широкое, чем педагогическая деятельность. Воспитание порождает педагогическую деятельность и едино с ней, но оно может вступать с ней в противоречия и несоответствия, обусловленные отставанием целенаправленной подготовки детей от требований развивающейся и изменяющейся жизни.

в) воспитание выполняет общественную функцию по подготовке производительных сил. Педагогическая деятельность наряду с такой подготовкой ставит задачу формирования определенного типа личности и развитие индивидуальности.

г) в воспитании средством воздействия на детей является вся совокупность общественных отношений и активная самодеятельность детей. Это может приводить к стихийности и непредсказуемости результатов формирования личности. Педагогическая деятельность сознательно стремится к преодолению стихийности. В педагогической деятельности все организовано, тщательно отбираются содержание и виды деятельности детей для достижения запланированных целей.

д) в воспитании принимают участие все: взрослые и дети, вещи и явления, природа и среда. Педагогическая деятельность производится специально подготовленными специалистами, призванными реализовывать процесс воспитания.

е) По мере совершенствования общественных отношений и организации общественной среды происходит сближение воспитание и педагогической деятельности. Круг сознательных участников педагогической деятельности расширяется, включая специально выученных педагогов, производственных наставников, педагогически образованных родителей, представителей общественности и самих детей.

Итак, можно сделать вывод: Педагогическая деятельность -сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса - одна из важнейших функций общества.







Сейчас читают про: