Блок 2. Казахстан в средние века

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

Объем 3 кредита (135 часов)

Авторы:

доктор исторических наук, профессор Таймагамбетов Ж.К.

доктор исторических наук, профессор А.Ш.Алтаев

доктор исторических наук, профессор Г.С.Султангалиева

доктор исторических наук, профессор О.Х. Нуртазина

кандидат исторических наук, доцент Н.Д.Нуртазина

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

       История Казахстана – это коллективная память казахского и других этносов, проживающих на территории независимого государства Республика Казахстан. История Казахстана есть неотъемлемая часть всемирной истории, которую можно рассматривать в контексте истории тюркского мира, стран Востока, истории Евразии. История Казахстана - наука, изучающая политические, этнические, социально-экономические и духовно-культурные аспекты важнейших событий, явлений, процессов, происходивших в историческом пространстве-врнмени, раскрывающая закономерности исторического развития страны с древнейших времен до наших дней.

  С обретением Республикой Казахстан государственной независимости актуализировалась проблемавсестороннего иобъективного изучения прошлого и преподавания учебной дисциплины «История Казахстана», основными задачами которой являются: возрождение исторической памяти народа, формирование национального самосознания и гражданского единства, воспитание патриотизма и толерантности у молодежи.

  Многофункциональность и значимость предмета «История Казахстана» обусловлена тем, ячто этот предмет является государственно значимой учебной дисциплиной – ввиду е огромной роли в укреплении казахстанкой идентичности, самосознания нарда, совершенствования национальной системы образования, реализации задач, связанных с необходимостью интеллектуального прорыва в новом тысячелетии. именно поэтому данный предмет введен в учебные планы всех вузов нашей страны.

  При создании настоящей типовой программы авторы исходили из учета комплекса задач, всязанных с ролью и значением преподавания предмета «История Казахстана» в Республике Казахстан:

- формирование теоретической и методологической базы исторических знаний, отвечающей стратегическим задачам укрепления суверенной государственности Казахстана и национальной безопасности;

- создание идеологической и духовной основы для консолидации полиэтнической и поликонфессионального казахстанского общества;

- раскрытие научных принципов, определяющих уникальное и значимое место истории Казахстана в контексте всемирной истории, в диалоге культур Востока и Запада;

- создание научно-обоснованной концепции истории Отечества, основанной на целостном и объективном освещении проблем этногенеза казахского народа, эволюции форм государственности и цивилизации на территории Казахстана; совокупности наиболее значимых исторических фактов и событий; уроков и законов истории;

- наполнение реальным научно-историческим знанием содержания казахстанской модели развития в период ускоренной модернизации и выхода республики на магистраль экономической и идейно-культурной самодостаточности.

  Основная цель учебной дисциплины «История Казахстана» для неисторических факультетов вузов республики - дать необходимую сумму знаний, научно жостоверные факты о содержании основных событий отечественной истории с древнейших времен до наших дней, представления о непрерывности и преемственности историко-культурного развития, глубоких корнях духовного наследия, прецедентах гуманизма, патриотизма, созидательного труда прошлых поколений, великих личностей народа, способствовать формированию у молодых казахстанцев уважения историческому опыту и национальным традициям.

  При создании настоящей программы авторы исходили, в первую очередь, из стратегических задач, сформулированных в ежегодных Посланиях Президента РК Н.А.Назарбаева, «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан» (1995 г.) и других значимых документов, достижений и новаций в исторической науке, многолетнего опытапреподавания предмета в вузах и потребностей студенческой аудитории, особенностей методики преподавания и предоставления учащимся современной исторической информации.

  Материалы разделов типовой программы дают возможность студентам достичь достаточно глубокого и целостного восприятия истории Отечества, умения отличить подлинную историию, основанную на фактах и доказательствах, письменных, археологических источниках и научном анализе вымыслов и мифотворчества, формирования гармоничного исторического сознания и мировоззренческих принципов в соответствии с национальными приоритетами, вызовами и реалиями времени.

  С учетом специфики кредитной технологии обучения основное содержание настоящей типовой программы представлено не по разделам и темам, а по блокам в соответствии с принятой в исторической науке периодизацией истории Казахстана.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

  Предмет, цели и задачи курса «История Казахстана».  Отечественная и зарубежная историография. Новые концептуальные подходы в изучении истории Отечества. Государственная Программа «Культурное анследие» и совершенствование источниковой базы изучения истории. Периодизация истории Казахстана. Формационный ицивилизационный подход в изучении истории Казахстана. Постмодернизм.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

БЛОК 1. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ ДРЕВНОСТИ

 

Каменный век на территории Казахстана

  Палеолит (древнекаменный век)

  Проблема происхождения человека (антропогенез). Основные антропологические находки на территории Африки и Азии. Природные условия Казахстана и среда обитания древних гоминид.

  Археологическая периодизация и хронология каменного века.

  История изучения палеолита Казахстана. Работы Каратауского отряда в Южном Казахстане под руководством Х.А. Алпысбаева. Открытие памятников нижнего палеолита. Значение работ А.Г.Медоева в Западном Казахстане и в Северном Прибалхашье. Исследования в Центральном Казахстане М.Н.Клапчука и В.СВолошина. Результаты работ палеолитического отряда Шульбинской археологической экспедиции и экспедиции по изучению памятников каменного века Казахстана под руководством Ж.К.Таймагамбетова.

  Новейшие открытия памятников палеолита совместной Казахско-Российской комплексной археологической экспедиции в Казахстане (1992-2002 гг.). Стратифицированные памятники Кошкурган, Шоктас и др.

Мезолит (среднекаменный век)

  Переход от плейстоцена к голоцену. Отступление ледников. Мезолитические памятники Южного Казахстана. Характеристика материальной культуры. Подтверждение археологическими источниками изменения хозяйства под влиянием природных условий и орудий труда. Появление лука со стрелами в быту. Каменные орудия труда: микролиты и макролиты. Памятники побережья рек Тобол, Нура, Иртыш. Различия в орудиях труда. Историческое место мезолита.

  Неолит (новокаменный век)

  Общая характеристика неолита. "Неолитическая революция". Переход от присваивающих к производящим формам хозяйства. Зарождение животноводства и земледелия. Неолитические стоянки Казахстана. Пещерная стоянка Караунгур. Технология обработки камня и изготовления керамики.

  Кельтеминарская культура на территории Западного Казахстана. Атбасарская культура Центрального Казахстана. Маханджарская культура Тургайской ложбины.

  Многообразие неолитического искусства: орнаменты глиняной посуды, наскальные рисунки и др. Развитие матриархально-родового общества.

Энеолит (медно-каменный век)

  Появление медных орудий, существовавших наряду с каменными орудиями труда. Распространение мотыжного земледелия и пастушеского скотоводства. Энеолит Урало-Иртышского междуречья. Ботайская культура. Материальная культура. Характер поселений и жилищ. Хозяйство. Погребальный обряд. Энеолитические" памятники Мангыстау. Способы изготовления глиняной посуды. Взаимодействие культур с культурами сопредельных территорий.

 

Древняя история Казахстана

Бронзовый век 

  Общая характеристика и периодизация эпохи бронзы. Переход к производящим формам хозяйства и принципы функционирования хозяйственно-культурной системы Великой степи в древности. Комплексный (скотоводческо-земледельческий) характер экономики населения Казахстана в эпоху бронзы. Природно-географические и социально-демографические факторы, лежавшие в основе перехода к новым формам хозяйства. Развитие и эволюция скотоводства: придомное пастушеское скотоводство, яйлажное отгонно-пастбищное скотоводство, возрастание роли кочевого скотоводства. Широкое использование коня под верховую езду и в качестве тягловой силы. Распространение боевых колесниц. Андроновская культура (XVIII – нач. VIII вв. до н.э.), основные признаки. Периодизация андроновской культуры: ранний, развитый, поздний этапы. Начало эры скотоводов-кочевников в позднеандроновский период. Бронза – основной материал для изготовления орудий труда и оружия. Богатство недр Казахстана полиметаллами как важная предпосылка возникновения мощного очага древней металлургии. Высокий уровень бронзолитейного производства. Выделение специалистов-ремесленников. Появление гончарного круга.

  Поселения эпохи бронзы. Переход к патриархату. Рост имущественного неравенства, выделение военной аристократии, распад родовой структуры, на экономически самостоятельные большие семьи. Формирование культурных общностей. Учащение межплеменных столкновений, войн. Контакты с культурами Средиземноморья и Малой Азии, зарождение предпосылок Великого шелкового пути. Принадлежность «андроновцев» к протоевропеоидной расе и место «андроновского» компонента в дальнейшем расогенетическом процессена территории Казахстана. Вопросы языка и мифологии населения Казахстана в эпоху бронзы: арийские (восточно-иранские) корни культуры.

  Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Джезказган – важнейший металлургический центр древности. Эволюция архитектурно-строительных форм жилых и культувых сооружений. Некрополи. памятники Северного, Запрадного и Восточного Казахстана. Протогорода казахстана: поселение Аркаим. Культура населения Южного Казахстана и Жетысу. Тагискенские мавзолеи – выдающиеся памятники поздней бронзы Казахстана. Петроглифы Казахстана: Тамгалы-тас, Ешкмольмес и др. и их место в культурном наследии страны. 

Ранние государственные образования

Письменные источники о племенах Казахстана в эпоху раннего железа. Скифо-сакская общность (VIII – III вв. до. н.э.). Прогрессирующая аридизация. климата как главная причина генезиса номадизма. Нач. 1 тыс. до н.э. – превращение кочевого скотоводства в господствующую форму хозяйства и рождение конно-кочевой цивилизации евразийских номадов. Номадизм как адекватный ответ человека на вызов природы и крупный экономический прогресс в конкретно-исторических условиях древнего Казахстана. Резкое возрастание мобильности и миграционной активности населения, военных предприятий пассионарных групп кочевников. Высокий уровень военной организации. Вооружение воина-всадника. Этнопсихология и традиции носителей номадической цивилизации. Появление юрты – переносного жилища кочевников.

Политическая история саокв: перманентные войны с Ахеменидским Ираном (VI в. до н.э.), отражение завоеваний Александра Македонского (IV в. до.н.э.).

Сакская культура – оригинальный синтез достижений культуры и искусства номадов и древних цивилизаций Востока. Письменность, искусство «звериного стиля», мифология и религия. социальное устройство: рост имущественного и социального неравенства, сложение письменных союзов и их консолидация в этнопотестарную общность, признаки протогосударства. Земледелие, ремесло, торговля. Селения и городища. Связи с Ассирией, Мидией, Парфией, Ираном. Савромато-сарматская культура Западного Казахстана. Особенности развития племен Арало-Каспийского региона. Курганы Иссык, Чиликты – яркие памятники сакского наследия Казахстана.

    Гунны. (Хунну). Этнолингвистическая ситуация в Центральной Азии в середине и1 тыс. до н.э. Сложение прототюркских языков в среде «алтайских» племен Восточной Сибири и восточной части Центральной Азии. Правительство Модэ и создание первой кочевой империи в Центральной Азии (ІІІ в. до н.э. - І в. н.э.). Информация о кочевых племенах, северо-восточных соседях Китая и «Исторических записках» Сыма Цяня, династийных хрониках. Взаимоотношения с ханьским двором: войны, периоды перемирия, дипломатия и торговля. Покорение юечжийских племен. Гунно-китайские войны. Общественное и государственное устройство гуннского общества. Правящая династия. Иерархия родов и племен. Десятичная система военной организации. Скотоводство, ремесло, земледелие. Письменномть и города. Покорение Тенгри. Кризис государства, раскол гуннов на северных июжных. Миграция гуннских племен в Восточный Казахстан и Жетысу. Создание государства Юэбань (ІІ-V вв. н.э.). Усиление процесса этнокультурного взаимовлияния, метисация и начало доминирования тюркского языка на территории Казахстана.

  Усуни и кангюи. (ІІ в. до н.э. – V в. н.э.). Известия об усунях и кангюй в китайских источниках. Преемственность с этно-культурным наследием саков. Государство усуней с центром в Жетысу. Государственное объединение кангюев в Южном Казахстане. Взаимоотношения с Китаем, гуннами. государствами Средней Азии. Экономика, преобладание полукочевого скотоводческого хозяйства, коневодства у усуней. Земледелие и оседлость. Материальная культура. Родоплеменная структура – основа военной и государственной организации. Политические и этнокультурные связи усуней и кангюев с Китаем, гуннами, государствами Средней Азии. Зарождение Великого Шелкового пути. Дискуссия о языковой принадлежности саков, усуней, кангюев, юечжи.

 


БЛОК 2. КАЗАХСТАН В СРЕДНИЕ ВЕКА

  Государства раннего средневековья (VI-X вв.)

  Древнейшие ареалы тюркского этно- и глоттогенеза – территория от Алтая до Хингана. Изменение этноязыковой среды в евразийских степях в 1 тыс. н.э. Термин «тюрк» и его значение в разные эпохи (VI-IX вв.). Этапы этногенеза тюрков-туцзюе, преемтвенность с историей позднегунской конфедерации племен. Создание союза десяти племен на Алтае. Политическое усиление древних тюрков и образование государства (каганата). Бумын-каган и его брат Истеми. Великий Тюркский каганат (552-603 гг.) - первая Евразийская кочевая империя. Борьба с жужанями, завоевания и миграция на запад. интеграция территории Казахстана в новую центральноазиатскую империю и процессы ее окончательной тюркизации.

  Период наивысшего могущества при Муган кагане и Таспар кагане. Взаимоотношения с Византией, Ираном и Китаем. Международное признание Тюркской империи. Кризис и распад государства как следствие комплекса внутренних и внешних факторов (династийная борьба, централизация Китая, джут и пр.). Сосуществование и смена однотипных в плане социально-политической организации и культуры государственных образований (каганатов), идентифицируемых с раннефеодальными – характерная черта эпохи после распада Великого Тюркского Эля. Направленность миграционных потоков и постепенного смещения центров тюркского этно- и культурогенеза с востока на запад и возрастание роли контактов с «внешним миром».

Западно-Тюркский каганат (603-704 гг.) – «Он ок ели» - и его ядро в Жетысу. Военно-административная система, этносоциальная структура. Тюрко-согдийский синтез как основа раннесредневековой городской культуры Южного Казахстана и Жетысу. Межплеменные усобицы. Китайская агрессия и утрата политической самостоятельности (период правления каганов-марионеток). Реставрация западно-тюкской государственности тюргешами.

Тюргешский каганат (704-756 гг.). Начало государственности тюргешей в контексте сложной геополитической ситуации в Центральной Азии VIII в. Прокитайские и антикитайские тенденции в среде тюргешской аристократии Завоевание арабами Средней Азии (Мавераннахра). Факторы, побудившие тюргешей к участию в антиарабской борьбе населения Согда: традиции патроната и взаимных обязательств, подстрекательство танского Китая, участие в качестве наемников и др. Поражение Сулук-кагана от арабов, 20-летняя борьба между кара-тюргешами и сары-тюргешами, китайская военная интервенция и оккупация Жетысу.

Карлукское государство (766-940 гг.). Переселение тюркоязычньх карлуков из Джунгаро-Алтайского региона в Жетысу. Обострение мусульманско-китайских противоречий в Центральной Азии. Участие карлуков в Таласской битве 751 г.: переход на сторону арабов. Историческое значение битвы - расширение в регионе политического и культурно-цивилизационного влияния ислама и мусульманской культуры.

Образование Карлукского государства в Жетысу. Захват карлукам Кашгара, распространение влияния на Фергану. Племенной состав и расселение карлуков. Военно-административное управление. Хозяйство. Города и поселения. Борьба с Саманидами и объективное втягивание карлуков в орбиту культурного влияния Саманидского государства. Расширение границ ислама до Таласской долины. Постепенная ориентация военной знати карлуков на ислам. Принятие титула кагана карлукским ябгу Бильге Кюль Кадыром в 840 г. Карлуки — этническая основа нового тюркского государства — Караханидского каганата.

Огузское государство (конец ІХ-нач. XI в.). Вытеснение огузамя печенежских племен с бассейна Сырдарьи и Приаралья. Образование государства приаральских огузов. Сведения об огузах в сочинениях мусульманских авторов: «Мафазат аль гузз» - Степь Огузов. Этнополитические связи огузов с кимеками, кипчаками, карлуками, хазарами и булгарами. Участие огузских джабгу в важнейших событиях евразийской истории - разгроме Хазарского каганата, борьбе с Волжской Булгарией, походах на Хорезм. Состав огузской конфедерации племен. Общественный строй,  хозяйство, города и поселения. Развитие торговли и ремесла. Борьба с Сельджуками и усиление междоусобиц. Ослабление политических устоев огузских джабгу. Этнодемографические аспекты огузской истории: волны миграции в западном направлении (Восточная Европа и Малая Азия), ассимиляция в среде кыпчаков и др.

Кимекский каганат (конец IX- нач. XI вв.) Формирование кимекского союза племен в Прииртышье. Гипотезы о происхождении, племенной состав,

расширение территории кимеков. Политическая зависимость племенных объединений кыпчаков и куманов от кимекского кагана. Этнополитические и

культурные связи с сопредельными народами. Общественный строй, хозяйство, преобладание скотоводства и охоты. Города и торговля. Миграции и взаимные столкновения кочевых племен Центральной Азии, обусловленные созданием на востоке империи Ляо, центробежные тенденции кыпчакской военной знати как причины падения каганата.

Экономическая и культурная жизнь Казахстана VI-X вв.

Расцвет номадической культуры, взаимодействие с оседло-земледельческими цнлизациями. Хозяйственно-культурная характеристика: скотоводство, земледелие, города и поселения. Степь и Город. Роль Великого Шелкового пути для экономического процветания и культурно-цивилизационного развития средневекового Казахстана. Тюрко-иранские, тюрко-китайские, тюрко-арабские, тюрко-славянские контакты в системе международных отношений раннего средневековья. Древнетюркская письменность: проблема генезиса и датировки, изучения и дешифровки, значение. Рост этнического и исторического самосознания тюрков, идеи единства и независимости в содержании памятника Культегину и других орхонских надписях (VIII в.). Мифы и легенды, сказания о Коркут ата.

Тенгризм как автохтонная религиозная система центральноазиатских
кочевников. Приобщение тюрков к христианству (несторианству), буддизму,
манихейству и др. религиям. Объективные основы и предпосылки
распространения среди тюрков ислама. Академик В.В. Бартольд о научно-
образовательном и технологическом превосходстве мусульманской
цивилизации в эпоху раннего средневековья как главной причине массового

перехода тюрков в ислам. Формирование региональных форм ислама, синтезирующего принципы ислама с доисламскими традициями тюрков-кочевников

Государства развитого средневековья (XI - нач. XIII в.)

Караханидское государство (942-1210 г.) - первое мусульманское тюркское государство Центральной Азии. Место Караханидского государства в эволюции государственности и цивилизационном развитии тюркоязычного мира: формирование исламской идентичности, «начало нового этапа политической, социальной и этнической истории Великой Степи» (С. Кляшторный), расширение международных связей, контактов с

восточноиранским миром. Образование каганата на территории Жетысу и Кашгара. Сатук Богра хан (Абд аль Карим) и начало массового обращения
тюрков в ислам. Распространение политического влияния караханидов на
Мавераннахр. Политические связи с Сельджуками, Хорезмшахами, кыпчаками. Иерархическая система властных структур. Кочевые традиции и вовлечение караханидов в орбиту оседло-земледельческой и городской цивилизации.

Расцвет городов. торговли, культуры. Развитие оседлости и земледелия. Военнo-племенная и административная система управления. Кризис и распад государства. Подчинение восточных Караханидов каракитаями в начале XII в.|

Государство Каракитаев (1128-1213 гг.). Кидани - восточные кочевники монгольского происхождения, подчинившие северный Китай. Термины «Кидань», «Китай», «Каракитай». Проникновение каракитаев — конгломерата разноэтнических племен (включавшего тюрков-немусульман Алтая и Тарбагатая) во главе с Елюй Даши в Жетысу: мирная инфильтрация, военное давление, захват Баласагуна. Катванская битва (1141 г.) и распространение политического влияния каракитаев на Мавераннахр. Южный Казахстан и Жетысу в составе государства гурханов. Усиление духовного и налогового гнета, междоусобиц местных правителей, рост недовольства населения. Зависимость каракитаев от местных государственных традиций, тенденций этнической ассимиляции завоевателей. Борьба с каракитаями хорезмшахов, вторжение найманов Кучлука как предпосылки ликвидации власти каракитаев. |

Улусы найманов и кереитов (ХІ-нач. XIII в.). Взаимосвязь  и преемственность этнополитических процессов на территории востока Центральной Азии и Казахстана. Общие этно-генетические корни тюркских  и монгольских кочевников, взаимовлияние языков, распространение двуязычия, Расселение тюркоязычных найманов и кереитов на территории современной западной Монголии, Алтая и Тарбагатая. Формирование конфедерации племен найманов и кереитов в Центральной Азии. Образование государства (улусов); Хозяйственно-экономический уклад. Принятие христианства несторианского толка. Борьба с монголами. Разгром Чингиз-ханом кереитов и найманоа. Миграции найманов, кереитов и джалаиров на территорию Казахстана, Покорение найманами во главе с Кучлуком каракитаев и установление господства в Жетысу.

Кыпчакское ханство (нач. XI - 1224). Переход военно-политической гегемонии в степях Казахстана в руки кыпчакских ханов (нач. XI в.). Движение кыпчакских племен на запад и юго-запад. Вытеснение огузов из Сырдарии. приаральских и прикаспийских степей. Сведения арабо-персидских авторов о кыпчаках. Термин «Дешт-и-Кыпчак». Этапы формирования кыпчакской этнической общности. Состав кыпчакской конфедерации, иерархия племен. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Номадизм особенности мировоззрения, погребального обряда. Распад государства на два этнотерриториальных объединения.

Взаимоотношения с Хорезмом: противостояние, сближение, династийные браки, переход на службу, начало исламизации. Складывание этнического ядра казахского народа в ХІ-ХІІ вв. s Кыпчакской степи; возникновение слова « қазақ » в регионе обитания кыпчаков. Кыпчаки - «пассионарный» субэтнос средневековья: внешние экспансии, переход через Волгу, миграции, активное участие в политической истории Евразии. Ближнего Востока.

Развитие экономики и культуры Казахстана в XI - начале XIII вв. Сведения письменных источников о хозяйстве и быте тюрков-кочевников. Симбиоз оседлой, городской культуры с кочевой, степной культурой. Очаги земледелия. Урбанистическая культура присырдарьинского региона. Рост городов, их функции, изменения в структуре городской культуры под влиянием ислама. Ранние мечети на юге Казахстана: сведения Макдиси (конец X в.), городища Куйрук-тобе, Орнек (Х-ХІ вв.). Архитектурные памятники караханидского времени - минарет Бурана, мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша- Биби. Ремесла, торговля, денежное обращение. Трассы Великого шелкового пути на территории Казахстана. Установление и расширение культурных и политических связей народов и племен Казахстана с народами мусульманского Востока, Руси и Восточной Европы.

Духовная культура населения Казахстана. Сохранение элементов древних верований и культов, распространение несторианства в Жетысу. Пропаганда ислама среди кочевников суфийскими объединениями яссавия, кубравия и др. Миссия Ходжи Ахмеда Яссауи и его школы. Интеграция Южного Казахстана и Жетысу в систему раннеисламской цивилизации, частичная исламизация Дешт-и Кыпчака (X - нач. XIII вв.). Формирование центров местного тюркского ислама и его традиций.

Распространение наряду с тюркским языком арабского и персидского языков, мультилингвизм и универсализм сознания новой тюркской элиты. Феномен Абу Насра аль Фараби. Расцвет науки, философии, теологии, литературы. Появление арабографического тюркского наследия, Распространение мусульманских школ — мектеп, медресе. Отражение тюрко-исламского синтеза и высокой культуры Караханидской эпохи в трудах ученых и поэтов: Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни, Ахмед Югнаки, Ходжа Ахмед Яссауи.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: