История волонтерского движения

Волонтерское движение в школе как один из путей профилактики злоупотреблений в молодежной среде

Автор: Немудрякина Анастасия

ученица 10Б класса

МОУ «Средняя школа №8»

Рузаевского муниципального района

Руководитель: Антонова Л. В.

учитель химии

Саранск

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    3-4

ИСТОРИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ                                   5– 12

1.1. История мирового волонтерского движения                                    5 – 7

1.2. История развития волонтерского движения в России                   7 – 12   

 2. НАРКОМАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ                     12 – 15

2.1. Перспективы решения                                                                           12 – 13

2.2. Анализ программ профилактики наркомании, используемых зарубежными педагогами и психологами                                                                                                    13 – 15

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ                        15 - 19

3.1. Программа развития волонтерского движения                                15 – 17

3.2. Роль и значение волонтерства в антинаркотической работе      17 – 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             20 – 22

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ                                                                            23 – 24

ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                                                          25

ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                                                          25

ПРИЛОЖЕНИЕ 3                                                                                          26 – 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 4                                                                                          29

ПРИЛОЖЕНИЕ 5                                                                                          30

ПРИЛОЖЕНИЕ 6                                                                                          30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                      31

 

 

"В сердце волонтерства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше. В этом смысле можно сказать, что добровольчество - это конечное выражение главной цели существования ООН"[1]


 

Кофи Анан,

генеральный секретарь ОО Н


Введение

Актуальность темы исследования. В данный момент одной из актуальных проблем общества является наличие гражданской позиции у молодёжи, как и под влиянием чего она формируется. Само слово “позиция” подразумевает наличие собственного мнения, точки зрения по какому – либо вопросу. Таким образом, “гражданская позиция” – это осознанное мнение человека о жизни общества, участие в ней, осознание себя как части этого общества, разумное соотношение личных и общественных интересов и ценностей.

Мордовская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. 

Многие исследователи – педагоги, психологи, социологи полагают, что движение и развитие социально-экономических и политических процессов, нестабильность общества отражаются на подрастающем поколении таким образом, что приводит к ослаблению социальных связей, распаду традиций, устоявшихся нравственных норм и жизненных ценностей. И это осложняет процессы воспитания и самовоспитания гражданской позиции старшеклассников.

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в нормативно-правовых документах: «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Президентской программе «Дети России» и др., а также в письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».

Страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Суть гражданского воспитания заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей.

Сегодня уровень проявления гражданской позиции старшеклассников недостаточно высок. По результатам исследования высокий уровень гражданской позиции старшеклассников не выявлен, 73,6 % респондентов имеют средний уровень ее сформированности. Среди приоритетных личностных качеств гражданская позиция лишь на четвертом месте. Получается, что современное молодое поколение не обладает общественной и политической активностью. Мы не согласны с этим. Мы можем смело утверждать, что молодежь – это мобильная часть общества способная внести значительный вклад в развитие нашей республики и страны в целом.

Кроме этого, одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс. Особое место по формированию здорового образа жизни занимает систематическая работа с учащимися. В настоящее время в системе школьного воспитания накоплен достаточный опыт в утверждении позитивного отношения к здоровому образу жизни, но возникла необходимость применения новых форм работы в этом направлении.

На наш взгляд решить обе вышеизложенные проблемы поможет идея волонтерского движения.

Волонтерское движение – институт воспитания семейственности, честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, вдохновения, ответственности, созидательности, терпимости, трудолюбия, умеренности, добра. Волонтерское движение представляет собой добровольную консолидированную социально полезную деятельность самоуправляемых, открытых объединений молодежи. По определению словаря, волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других, потому волонтерское движение широко распространенно во многих странах. С каждым годом труд добровольцев становится все более значимым для экономики стран мира и для духовного развития каждого человека. Волонтерская деятельность - общечеловеческая ценность и показатель социального здоровья общества.

Меня всерьез заинтересовало усиление роли волонтерского движения в современном обществе. Актуальность этого вопроса подтверждают и документальные факты. Например, один из них. 12 февраля 2010 года состоялось заседание Совета по координации молодежных программ и поддержке молодежного движения при Главе Республики Мордовия. В ходе мероприятия были заслушаны выступления по многим вопросам. Особо была отмечена огромная работа муниципальных районов в сфере молодежной политики за 2009 год: I место отдано Рузаевке, II и III места – Атяшево и Ковылкино соответственно. На этом заседании был освещен еще один вопрос: развитие и состояние волонтерского движения в республике: «Развитие волонтёрского движения создает благоприятные условия для развития молодежных инициатив, формированию стойкой гражданской позиции юношей и девушек». Волонтерское движение в Мордовии развивается стремительно, и на совете при главе РМ получило высокую оценку.

Задачи своего социологического исследования мы определили следующими вопросами:

Ö Какова история развития волонтерского движения в мире и России?

Ö Каково положение волонтеров в современном обществе?

Ö Какова роль волонтерского движения школьников в профилактике антисоциальных явлений?

Для ответа на поставленные вопросы использовались такие методы исследования как:

§ Анализ научной литературы.

§ Работа с Интернет – материалами, прессой.

§ Социологические опросы.

§ Наблюдение общественных процессов.

§ Сравнительный анализ.

История волонтерского движения

1.1. История мирового волонтерского движения

Как все начиналось

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу.

Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие “социум”. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить.

Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие "социум". В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться или жить. Однако только в ХХ веке, на пропахшем войной и индивидуализмом европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена.

После Первой Мировой, в 1920 во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности. Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных, гендерных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих НКО (некоммерческих организаций) привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.[2]


Статистика

Несколько цифр из развития добровольческого движения 80-90-х гг прошлого столетия. 1987 г. - 80 миллионов волонтеров, в 1995 - более 93 миллионов, 1998 г. - более 109 миллионов людей участвовали в волонтерском движении.

Восемь человек из десяти говорят, что они стали волонтерами из чувства глубокого сострадания к нуждающимся людям. Более трех четвертых от всех опрошенных были заинтересованы в конкретной задаче, поставленной в добровольческом проекте. Около 70% добровольцев участвуют в волонтерских программах с целью получить новый взгляд на жизнь, людей, работу.

19% взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Из них 60 % регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. 46 % опрашиваемых сказали, что они стали волонтерами, потому что они чувствуют в себе большое желание помогать другим.

Каждый третий немец, - что составляет 34 % населения Германии - является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. % населения считают волонтерство уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта.

26% японцев имеют опыт волонтерства в прошлом. Из них 48 % уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом.

Около 33% населения Ирландии является волонтерами. Общее количество времени, отданное на волонтерскую работу, равняется 96,454 рабочим часам в год. 72 % населения считает, что волонтеры делают нечто такое, что никогда не может быть сделано руками оплачиваемых сотрудников.

Некоторые международные волонтерские объединения. [3]

UNV (United Nations Volunteers)

Волонтеры ООН - организация непосредственно подчиняющаяся ООН, занимающаяся поддержкой устойчивого глобального развития на планете путем продвижения идей добровольчества и мобилизации добровольцев для решения конкретных практических задач на нашей планете. Около 4000 Волонтеров ООН насчитывалось на апрель 2003 г., работающих с беженцами, ВИЧ-инфицированными, детьми, инвалидами; в области детского и взрослого образования, здравоохранения, городского развития, выборного права и защиты прав избирателей, гендерного равенства и прав женщин и т.д. и т.п. практически во всех странах-участницах ООН.

SCI (Service Civil International)

Международная волонтерская организация, основанная в 1920 г., имеет 33 отделения по всему миру. В ее задачи входит продвижение идей мира, международного взаимопонимания и солидарности, социальной справедливости и защиты окружающей среды. Основная деятельность SCI сосредоточена на организации международных волонтерских проектов, семинаров, коротких, средних и долгосрочных волонтерских программ, образовательных тренингов и международных обменов.

NB: World4U является партнерской организацией SCI с 2000 г (обмен в рамках краткосрочных волонтерских проектов)

YAP (Youth Action for Peace)

Молодежная международная организация начала свою деятельность в 1923 г., продвигая идеи мира и сотрудничества между странами и активно выступая против военных конфликтов. YAP имеет отделения в 15 странах и объединяет политически активную молодежь в добровольческом движении. YAP занимается организацией волонтерских антивоенных проектов, пацифистских семинаров и тренингов, разработкой методов ненасильственного решения военных конфликтов, работой с беженцами, социально незащищенными группами, лоббированием антивоенных и миротворческих идей среди политических партий и организаций.

NB: World4U является ассоциированной группой YAP с 2000 г. (полный спектр участия в совместных акциях и международной деятельности)

ICYE (International Cultural Youth Exchange)

Федерация ICYE начала свою деятельность 1949 г. ICYE насчитывает более 30 отделений в странах Африки, Азии, Европы и Латинской Америки. Миссия ICYE в продвижении молодежной волонтерской активности за международное взаимопонимание и мир. Глобальное образование и интеркультурное воспитание - два основных принципа программ ICYE по работе с детьми, престарелыми и инвалидами; по организации детских центров, экологических проектов.

Alliance (Alliance of European Voluntary Service Organizations)

Альянс европейских волонтерских организаций, основанный в 1982 г., представляет собой координационный центр европейских национальных волонтерских организаций, специализирующийся на координации краткосрочных и долгосрочных волонтерских рабочих лагерей, продвигающих идеи международного сотрудничества, мира и взаимопонимания.

NB: World4U является партнерской организацией Alliance с 2000 г (обмен в рамках краткосрочных волонтерских проектов)

CCIVS (Coordinating Committee for International Voluntary Service)

Координационный комитет международных волонтерских организаций был создан в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО. Комитет CCIVS координирует деятельность более 250 национальных волонтерских организаций в 100 странах мира.

NB: World4U косвенно представлен в CCIVS через централизованного уполномоченного от YAP.

AVSO (Association of Voluntary Service Organisation)

Ассоциация волонтерских организаций координирует деятельность европейских добровольческих организаций и продвигает интересы волонтерства на уровне правительств, социальных институтов и общественных организаций.

NB: World4U косвенно представлен в AVSO через централизованного уполномоченного от YAP. Добровольцы W4U участвуют в образовательных акциях AVSO.

 

1.2. История развития волонтерского движения в России

История волонтерского движения в России отличается от зарубежной.[4] В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры. Понятие “волонтер” сильно изменилось за последние 20 лет. Если в 80-е годы волонтеры ехали на целину или БАМ, то они получали за свою работу зарплату, и неплохую, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. Добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением. Никакого закона о добровольческом труде в советской России не было.

Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы), который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации.

Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: “Волонтеры - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации”.

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.

По словам директора молодёжного центра Дмитрия Соловьёва, в Мордовии серьёзно развито волонтёрское движение, которое приобретает все больший общественный резонанс в ПФО. "Руки, дающие помощь, светлее молящихся уст" - считают в агентстве волонтёрской службы Мордовии "Пиэтас" Вообще Пиэтас - это богиня благочестия, олицетворяющая почитание детьми своих родителей. А Аист на эмблеме волонтёров - один из её атрибутов. Всего десять лет отметили 17 октября Агентство волонтёрской службы "Пиэтас", а как много добра они уже успели сделать, как много сердец согрели своим душевным теплом! Сейчас цели и задачи агентства значительно расширились:

-Совершенствование социально-бытового, социально-медицинского, социально-психологического патронажа пожилых и престарелых граждан, одиноких и одиноко проживающих, обеспечиваемых домов-интернатов.

-Объединение студенческой молодёжи с целью развития волонтёрского движения в Республике Мордовия.

В частности положительную оценку получила программа обучения детей с ограниченными возможностями на дому или с помощью Интернета с последующим трудоустройством. Эта идея нашла поддержку в других регионах округа.

Кто же такие волонтеры? [5]

Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, — добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.

Мы называем волонтерами не-профессиональных добровольных помощников, которые прошли обучение по нашей программе и помогают осуществлять профилактическую деятельность (проведение тренингов, подготовка и проведение массовых акций, станционных игр, участие в разработке полиграфической продукции и т.п.) Как правило, наши волонтеры являются равными по возрасту и социальному статусу целевой группе (то есть в основном это подростки и молодежь).

Почему люди становятся волонтерами?

Причины могут быть разными, и вот основные:

· Самое главное — ИДЕЯ, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.

· Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.

· Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтера.

· Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.

· Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.

· Финансовые соображения. Возможность что-то заработать тоже может быть стимулом. Автор обращает внимание, что безвозмездности как таковой не бывает, волонтер все равно что-то получает, будь то моральное удовлетворение или финансовые компенсации. Точно одно — волонтер в настоящем его понимании работает не ради денег. Но он может получать какие-либо материальные выгоды в той или иной форме, если это этично и позволительно для проекта или организации.

· Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера психолога и педагога начинается именно в волонтерском движении. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.

· Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии — журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.

· Решение своих проблем. Если профиль организации совпадает с твоими проблемами — то это выход. Если чувствуешь себя никчемным замухрышкой — иди в волонтеры, там можно изменить ситуацию. Есть проблемы с общением — иди в волонтеры, найдешь новых друзей и единомышленников.

· Досуг. Время можно тратить двумя способами — с пользой и без. Первый вариант — это волонтерское движение.

· Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди, слезшие с иглы, прекратившие пить, пережившие кризис, могут точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем, которые ранее случились с ними самими или их близкими. Вместо озлобления можно вынести свою энергию на борьбу с тем злом, которое довелось пережить.

· Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.

· Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и. оригинальность.

· Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ — поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернет-ресурсов, компьютеров и.т.п.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: