Имеющих нарушения в развитии

 устной и письменной речи

(Выписка из Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000(№ 2)).

Группы

 обучающихся

Предельная наполняемость (чел.)

Общеобразовательное учреждение, расположенное в городе Общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской  местности
С общим недоразвитием речи (ОНР) до 4 до 3
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) до 5 до 4
С фонетико - фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонетическим недоразвитием речи (ФН) до 6 до 5
С недостатками чтения и письма, обусловленными ОНР до 4 до 2
С недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным ОНР до 5 до 4
С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико - фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи (ФФН) до 6 до 5
Заикающиеся до 4 до 3
С недостатками произношения отдельных звуков до 7 до 6

 

Содержание III этапа (диагностического)

(2-я неделя)

1. Закрепление у студентов умений самостоятельно проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с речевой патологией, анализировать и оформлять результаты, составлять перспективный план коррекционной работы:

а) наблюдение за процедурой обследования младшего школьника с нарушением речи (задачи, разделы, приемы, формы обследования, используемый наглядный и дидактический материал, инструкции логопеда, виды помощи и т.д.);

б) самостоятельное под руководством учителя-логопеда психолого-педагогическое и логопедическое обследование студентом закрепленного за ним младшего школьника (приложение 6);

в) обсуждение студентами с учителем-логопедом и методистом кафедры результатов обследования. Занесение данных обследования в речевые карты (приложение 7);

г) составление развернутого перспективного индивидуального плана работы с закрепленным за студентом учеником (приложение 8);

2. Предоставление старостой методисту кафедры графиков проведения зачетных логопедических занятий с точным указанием даты и времени проведения, вида и темы занятий (к концу 2-й недели).

 

Приложение 6

Примерная схема психолого-педагогического обследования

1. Фамилия, имя ребёнка.

2. Дата рождения (число, месяц, год).

3. Речевое развитие  (графа может заполняться в ходе обследования, если ребёнок легко вступает в контакт и быстро отвечает на вопросы, или по окончании обследования на основании общего впечатления о речи). Обследуется у детей с общим недоразвитием речи III уровня, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с нарушением произношения у заикающихся детей:

1) понимание обращённой речи ребёнком  (при хорошем понимании ставится знак "+", при недостаточном - "-");

2) связная речь  (ребёнку предлагается составить рассказ по сюжетной картинке или по серии картин, или из опыта. Если ребёнок справился с заданием, то ставится знак "+", если нет - "-". Можно ввести дополнительные обозначения или вписать особенности речи ребёнка);

3) словарный запас  (заключение делается на основе беседы или составления рассказа. Графа заполняется словами: достаточный, недостаточный, резко ограничен и т. п.);

    4) грамматический строй  (заключение делается при проверке употребления предлогов и различных грамматических форм слов, выделяются аграмматизмы. При заполнении графы пишется предлог (простой или сложный) и форма его употребления (активная или пассивная). При наличии аграмматизма графа заполняется словами: грубый, незначительный; знаком "+", если ребёнок справляется со всеми предложенными заданиями;

5) произношение звуков  (в графе перечисляются нарушенные звуки или группы звуков и характер их нарушения, например, "боковые свистящие", "межзубный сигматизм");

6) различение оппозиционных звуков   (заполняется знаком "+", если ребенок справляется с заданиями, знаком "-", если не справляется и указывается характер нарушения, например, за-за-за - (жа - за);

     7) навыки пользования ситуативной речью   (при заикании) (графа заполняется знаком "+", если у ребёнка есть заикание, знаком " - ", если  

речь без заикания. Форма и степень заикания не указываются).

4. Состояние слуха  (проверяется у тех детей, которые переспрашивают вопросы, оглушают звонкие согласные, если сохранность слуха вызывает сомнение. Соответствующая графа заполняется знаком "+" (норма), если слух не нарушен. При нарушении слуха фиксируется заключение оториноларинголога).

5. Умственное развитие  (при обследовании детей с I и II уровнями речевого развития, а также в сомнительных случаях): 

1) количественный счёт и счётные операции ( указывается "счёт до 5", "до 3" или "соотносит до 3 предметов", "до 5" и т.д., если ребёнок выполняет задания; если нет, то пишется знак " - ");

2) конструктивная деятельность  (графа заполняется знаком " + " или " - " в зависимости от того, справляется ребенок с данными заданиями (+) или нет (-));

3) простейшие обобщения   (заполняется так же, как предыдущая графа).

6. Состояние интеллекта  (заполняется на основании данных, полученных при проверке умственного развития ребёнка, пишется или знак N (норма); при нарушении интеллекта " умственная отсталость в степени дебильности " или " ЗПР ". Тип нарушения интеллекта определяет психоневролог или психиатр).

7. Примечание  (вносятся различные пометки, которые имеют значение для диагностики интеллекта, слуха. В графе отмечаются контактность ребёнка, его работоспособность, умение сосредоточиться, психические реакции, например: не контактный, быстро утомляется, повышенная отвлекаемость и т.д.).

 




double arrow
Сейчас читают про: