В первые две недели пребывания детей в группе проводится логопедическое обследование их речи. Выявляется:
1) наличие у детей фразовой речи;
2) понимание речи;
3) правильность лексико-грамматического анализа;
4) готовность к звуковому анализу и синтезу слов;
5) фонетическое оформление;
6) сформированность слоговой структуры;
7) строение и сохранность артикуляционного аппарата.
В речевой карте приводятся примеры образцов детской речи с лексическими, грамматическими и фонетическими ошибками.
На основе анализа полученных данных формулируется логопедическое заключение с учётом лингвистической структуры дефекта и формы речевой патологии.
Приложение 7
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт)
1. Фамилия, имя, возраст.
2. Класс.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
|
|
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.: какие части речи преимущественно употребляет: ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков;отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.
|
|
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя-логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).
Приложение 8
Виды планов, составляемых логопедом на основе
Результатов обследования
1. Годовой план работы учителя-логопеда. Общий план работы на учебный год. Разделы плана:
- обследование обучающихся (сроки, количество классов);
- комплектование групп/общее количество детей, их речевые дефекты, организуемые группы (продолжительность занятий с каждой группой);
- взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами-педагогами, посещение уроков, занятий, консультаций и т.д.);
- просветительская работа (распространение логопедических знаний);
- мероприятия по улучшению оснащенности логопедического пункта учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом;
- самообразование.
Перспективный план работы на каждую группу обучающихся.
При составлении перспективного плана работы на группу учителю-логопеду следует отметить следующее:
- состав обучающихся каждой группы и дать характеристику проявлений речевого недоразвития;
- основную последовательность работы: примерные сроки прохождения каждого этапа, учебно-наглядные пособия.
Индивидуальный перспективный план работы с детьми со сложной речевой патологией.
Перспективный индивидуальный план работы на каждого ребенка с ОНР второго уровня по Р.Е. Левиной с дизартрией, с ринолалией составляется на основе результатов обследования. В этом плане следующие направления:
1. Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений в зави симости от дефектных звуков;
2. Коррекцию произношения дефектных звуков (с указанием приблизительности сроков исправления);
3. Коррекцию фонематической стороны речи (слух, процессы);
4. Коррекцию слоговой структуры слова;
5. Коррекцию лексико-грамматической стороны речи, связной речи;
6. Развитие навыков языкового анализа и синтеза;
7. Коррекцию нарушений письменной речи.
Ежедневный план работы на каждую группу обучающихся.
Он содержит в себе: дату проведения занятия, тему занятия, цели, этапы занятия, учебный материал (лексический, дидактический).
Ежедневные планы работы составляются с учетом положений перспективного плана работы с каждой группой обучающихся.
Например, конспект занятия, подготовленный для учащихся, имеющих оптическую дисграфию может выглядеть следующим образом.
Тема: Дифференциация А — О
Цель:
· обучить учащихся различать звуки и буквы «а» и «о».
· закрепить навыки пространственной ориентировки и ориентировки в схеме тела;.
· развить навыки звукового анализа и синтеза;
· пополнить словарь, формировать фразовую речь.
Дидактические средства: схемы графического различения гласных, зеркала, картинки с гласными А и О, буквы А и О для работы у доски, раздаточные картинки из набора по математике с машинами, едущими в разные стороны, элементы букв.
Ход занятия
1. Организационный момент. Посадка на пространственную ори-
ентировку.
Инструкция: Сначала сядут те, у кого машины едут вправо, затем те, у кого они едут влево.