Примерная схема логопедического обследования

     В первые две недели пребывания детей в группе проводится логопедическое обследование их речи. Выявляется:

1) наличие у детей фразовой речи;

2) понимание речи;

3) правильность лексико-грамматического анализа;

4) готовность к звуковому анализу и синтезу слов;

5) фонетическое оформление;

6) сформированность слоговой структуры;

7) строение и сохранность артикуляционного аппарата.

В речевой карте приводятся примеры образцов детской речи с лексическими, грамматическими и фонетическими ошибками.

     На основе анализа полученных данных формулируется логопедическое заключение с учётом лингвистической структуры дефекта и формы речевой патологии.

Приложение 7

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт)

 

1.  Фамилия, имя, возраст.

2.  Класс.

3.  Домашний адрес, телефон.

4.  Дата зачисления в логопедический пункт.

5.  Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6.  Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7.  Заключение психиатра.

8.  Состояние слуха.

9.  Данные о ходе  развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.: какие части речи преимущественно употребляет: ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков;отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя-логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Приложение 8

Виды планов, составляемых логопедом на основе 

Результатов обследования

1. Годовой план работы учителя-логопеда. Общий план работы на учебный год. Разделы плана:

- обследование обучающихся (сроки, количество классов);

- комплектование групп/общее количество детей, их речевые дефекты, организуемые группы (продолжительность занятий с каждой группой);

- взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами-педагогами, посещение уроков, занятий, консультаций и т.д.);

- просветительская работа (распространение логопедических знаний);

- мероприятия по улучшению оснащенности логопедического пункта учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом;

- самообразование.

Перспективный план работы на каждую группу обучающихся.

При составлении перспективного плана работы на группу учителю-логопеду следует отметить следующее:

- состав обучающихся каждой группы и дать характеристику проявлений речевого недоразвития;

- основную последовательность работы: примерные сроки прохождения каждого этапа, учебно-наглядные пособия.

Индивидуальный перспективный план работы с детьми со сложной речевой патологией.

Перспективный индивидуальный план работы на каждого ребенка с ОНР второго уровня по Р.Е. Левиной с дизартрией, с ринолалией составляется на основе результатов обследования. В этом плане следующие направления:

1.  Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений в зави симости от дефектных звуков;

2. Коррекцию произношения дефектных звуков (с указанием приблизительности сроков исправления);

3. Коррекцию фонематической стороны речи (слух, процессы);

4. Коррекцию слоговой структуры слова;

5. Коррекцию лексико-грамматической стороны речи, связной речи;

6. Развитие навыков языкового анализа и синтеза;

7. Коррекцию нарушений письменной речи.

Ежедневный план работы на каждую группу обучающихся.

Он содержит в себе: дату проведения занятия, тему занятия, цели, этапы занятия, учебный материал (лексический, дидактический).

Ежедневные планы работы составляются с учетом положений перспективного плана работы с каждой группой обучающихся.

         

Например, конспект занятия, подготовленный  для учащихся, имеющих оптическую дисграфию может выглядеть следующим образом.

    Тема: Дифференциация А — О

Цель:

· обучить учащихся различать звуки и буквы «а» и «о».

· закрепить навыки пространственной ориентировки и ориентировки в схеме тела;.

· развить навыки звукового анализа и синтеза;

· пополнить словарь, формировать фразовую речь.
Дидактические средства: схемы графического различения гласных, зеркала, картинки с гласными А и О, буквы А и О для работы у доски, раздаточные картинки из набора по математике с машинами, едущими в разные стороны, элементы букв.


Ход занятия

1. Организационный момент. Посадка на пространственную ори­-
ентировку.

Инструкция: Сначала сядут те, у кого машины едут вправо, за­тем те, у кого они едут влево.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: