Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной шкале:
5 — волевое качество очень сильно развито;
4 - сильно развито,
3 - слабо развито,
2 — очень слабо развито;
1 — волевое качество не присуще данному субъекту.
Общая оценка каждого волевого качества определяется как среднеарифметическое, полученное отделения суммы оценок данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно 4 и выше, данное качество проявляется сильно, в остальных случаях— волевое качество считается слабо проявляющимся. Так определяется сила каждого из изучаемых волевых качеств.
Оценка устойчивости того пли другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество считается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и более раза в неделю или если два и более признака проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более редком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.
|
|
Таким образом, если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к данной деятельности, если в двух и более видах деятельности — что это, скорее всего качество личности.
Наблюдение за учебной деятельностью ученика на уроке.
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ (Ф.И. ученика)
Примечание: Бланк следует распечатывать в альбомном формате на двух сторонах листа.
дата: | начало наблюдения | конец наблюдения | наблюдатель (Ф.И.О.) | Учитель (Ф.И.О.) | класс | предмет |
пяти-минутки урока | наблюдаемые действия учащегося | наблюдаемые действия учителя | содержание этапа урока | примеча-ния | |
относящиеся к учебной деятельности | не относящиеся к учебной деятельности | ||||
6. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В.Репкина, Е.В.Заика)
Источник: ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
// Давиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты.- М.: Бахрах-М., 2004, с. 52-72.
Цель: оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности
|
|
Материал:
а) качественное описание уровней; б)бланк опросника;
Форма проведения: индивидуально
Теоретическое обоснование: Структурные компоненты учебной деятельности:
1. Мотивы;
2. Цели и целеполагание;
3. Учебные действия;
4. Контроль;
5. Оценка.
Описание уровней сформированности учебной деятель-ности сможет помочь учителю или психологу обобщить накопленные ими наблюдения двумя способами:
1) изучив качественные характеристики уровней компонен-тов, использовать их как непосредственную основу для обобщения и оценки учебной деятельности каждого ученика;
2) использовать в качестве промежуточного средства оценки специальный набор вопросов (даётся в качестве дополнения к описаниям уровней) и делать выводы по содержанию ответов на них.
Приступая к анализу, сначала необходимо составить таблицу по приведённой схеме (в ней пока заполняется только графа с фамилиями и именами учеников).
Таблица 1а. Характеристика сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся
класса школы города ______ на_ _ _ _ _ (дата составления таблицы)
Фамилия, имя | Компоненты учебной деятельности | ||||
Учебный интерес | Целеполагание | Учебные действия | Контроль | Оценка | |
1 | |||||
2 | |||||
и т.д. |
Затем учитель вновь обращается к тексту, последовательно изучая описание основных параметров учебной деятельности и их уровней. После этого он, пользуясь таблицами 1— 5, выносит заключение о том, какому из описаний в наибольшей степени соответствует учебная активность каждого ученика, и выставляет в таблице 1а. соответствующий балл.
Таблица 1. Уровни сформированности учебно-познавательного интереса
уровень | название уровня | основной диагностический признак | дополнительные диагностические признаки |
1 | Отсутствие интереса | интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал) | безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые |
4 | Принятие познавательной цели | принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняет требование познавательной задачи | охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после выполнения задания |
5 | Переопределение практической задачи в познавательную | столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней | невозможность решить новую практическую задачу объясняет именно отсутствием адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа и может дать о них отчет |
6 | Самостоятельная постановка новых учебных целей | самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой-либо стимуляции извне, в том числе и со стороны новой практической задачи; цели выходят за пределы требований программы | по собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях |
Таблица 1.