Оценка силы волевых качеств

    Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной шкале:

5 — волевое качество очень сильно развито;

4 - сильно развито,

3 - слабо развито,

2 — очень слабо развито;

1 — волевое качество не присуще данному субъекту.

 

Общая оценка каждого волевого качества определяется как среднеариф­метическое, полученное отделения суммы оценок данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно 4 и выше, данное ка­чество проявляется сильно, в остальных случаях— волевое качество считается слабо проявляющимся. Так определяется сила каждого из изучае­мых волевых качеств.

Оценка устойчивости того пли другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество счи­тается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаружи­вается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и бо­лее раза в неделю или если два и более признака проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более ред­ком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.

Таким образом, если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к данной деятельности, если в двух и более видах деятельности — что это, скорее всего качество личности.



Наблюдение за учебной деятельностью ученика на уроке.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ (Ф.И. ученика)

Примечание: Бланк следует распечатывать в альбомном формате на двух сторонах листа.

дата: начало наблюдения конец наблюдения наблюдатель (Ф.И.О.)   Учитель (Ф.И.О.) класс предмет

 

 

пяти-минутки урока

наблюдаемые действия учащегося

наблюдаемые действия учителя

содержание этапа урока

примеча-ния

относящиеся к учебной деятельности не относящиеся к учебной деятельности
           
           
           
           
           
           
           
           
           

6. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В.Репкина, Е.В.Заика)

 

Источник: ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

// Давиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты.- М.: Бахрах-М., 2004, с. 52-72.

 

Цель: оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности

Материал:

а) качественное описание уровней; б)бланк опросника;

  Форма проведения: индивидуально

Теоретическое обоснование: Структурные компоненты учебной деятельности:

1. Мотивы;

2. Цели и целеполагание;

3. Учебные действия;

4. Контроль;

5. Оценка.

Описание уровней сформированности учебной деятель-ности сможет помочь учителю или психологу обобщить накопленные ими наблюдения двумя способами:

1) изучив качественные характеристики уровней компонен-тов, использовать их как непосредственную основу для обобщения и оценки учебной деятельности каждого ученика;

2) использовать в качестве промежуточного средства оценки специальный набор вопросов (даётся в качестве дополнения к описаниям уровней) и делать выводы по содержанию ответов на них.

Приступая к анализу, сначала необходимо составить таблицу по приведённой схеме (в ней пока заполняется только графа с фамилиями и именами учеников).

 

Таблица 1а. Характеристика сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся

        класса      школы города ______ на_ _ _ _ _ (дата составления таблицы)

 

Фамилия, имя

Компоненты учебной деятельности

    Учебный  интерес Целеполагание Учебные действия Контроль Оценка
1          
2          
и т.д.          

 

Затем учитель вновь обращается к тексту, последовательно изучая описание основных параметров учебной деятельности и их уровней. После этого он, пользуясь таблицами 1— 5, выносит заключение о том, какому из описаний в наибольшей степени соответствует учебная активность каждого ученика, и выставляет в таблице 1а. соответствующий балл.

 

Таблица 1. Уровни сформированности учебно-познавательного интереса

 

уровень название уровня основной диагностический признак дополнительные диагностические признаки
1 Отсутствие интереса интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал) безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые
4 Принятие познавательной цели принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняет требование познавательной задачи охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изме­няя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после вы­полнения задания
5 Переопределение практической задачи в познавательную столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней невозможность решить новую практическую задачу объясняет именно отсутствием адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа и может дать о них отчет
6 Самостоятельная постановка новых учебных целей самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой-либо стимуляции извне, в том числе и со стороны новой практической задачи; цели выходят за пределы требований программы по собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях

Таблица 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: