Учет оплаты труда и удержаний из сумм начисленной оплаты труда

Удержания из начисленной заработной платы отражают по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счетов:

· 68 "Расчеты по налогам и сборам" - на сумму налога на доходы физических лиц;

· 28 "Брак в производстве" - на суммы удержаний с виновников брака;

· 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - на суммы за товары, проданные в кредит, по ссудам банков, по предоставленным займам, на суммы, взысканные в возмещение недостач, уплаченных штрафов;

· 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на суммы по исполнительным документам и других счетов.Погашение задолженности перед бюджетом по удержаниям отражают по дебету счета 68 с кредита счета 51 "Расчетные счета", а по алиментам - по дебету счета 76 с кредита счетов 50 "Касса" (при выдаче удержанных сумм из кассы), 51 "Расчетные счета" (при переводе по почте или зачислении на счет получателя в Сберегательном банке).Учет расчетов по возмещению материального ущерба осуществляют на счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".В дебет счета 73 относят суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, с кредита счетов 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" (на балансовую стоимость недостающих и испорченных ценностей), 98 "Доходы будущих периодов" (на разницу между балансовой стоимостью указанных ценностей и суммой, взыскиваемой с виновных лиц, - как правило, рыночной стоимостью), 28 "Брак в производстве" (за потери от брака продукции) и др.

По кредиту счета 73, субсчет 2, отражают погашение сумм материального ущерба в корреспонденции со счетами:

· 50, 51 - на сумму внесенных платежей;

· 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму удержаний из заработной платы;

· 26 "Общехозяйственные расходы" - на суммы, которые по решению суда не могут быть взысканы с виновного лица.

 

36. Учет выплат начисленной оплаты труда

 

Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. Эти расчеты производят обычно в расчетно-платежной ведомости (форма N 49), которая, кроме того, служит и документом для выплаты заработной платы за месяц. В ряде организаций (особенно крупных) вместо расчетно-платежных ведомостей применяют отдельно расчетные ведомости (форма N Т-51) и платежные ведомости (форма N Т-53). В расчетной ведомости содержатся все расчеты по определению сумм заработной платы, подлежащих выплате работникам. Платежную ведомость используют лишь для выплаты заработной платы.

Аванс за первую половину месяца обычно выдают по платежным ведомостям. Сумму аванса обычно определяют из расчета 40% заработка по тарифным ставкам или окладам с учетом отработанных работниками дней.Заработную плату выдают из кассы в течение трех дней. По истечении этого срока кассир против фамилий работников, не получивших заработную плату, делает отметку "Депонировано", составляет реестр невыданной заработной платы и на титульном листе ведомости указывает фактически выплаченную и не полученную работниками сумму заработной платы. Суммы не выплаченной в срок заработной платы по истечении трех дней сдают в банк на расчетный счет.На выданную сумму заработной платы составляется расходный кассовый ордер (форма N КО-2), номер и дата которого проставляются на последней странице ведомости. Журнал регистрации платежных ведомостей (форма N Т-53а) применяется для учета и регистрации платежных ведомостей по произведенным выплатам работникам организации. Выплаты, не совпадающие со временем выдачи заработной платы (внеплановые авансы, отпускные суммы и т.п.), производят по расходным кассовым ордерам, на которых делают пометку "Разовый расчет по заработной плате".Выдачу сумм заработной платы и пособий оформляют следующей бухгалтерской записью:Дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - Кредит счета 50 "Касса" |Не полученная в срок заработная плата оформляется следующей бухгалтерской записью:Дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" -Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по депонированным суммам" |Остатки не выданной в срок заработной платы (задепонированных сумм) по истечении трех дней должны быть сданы в банк на расчетный счет. При этом составляют следующую бухгалтерскую запись:Дебет счета 51 "Расчетные счета" - Кредит счета 50 "Касса" |Учет расчетов с депонентами ведут в книге учета депонированной заработной платы, заполняемой по данным реестра невыданной заработной платы. Книгу открывают на год. Для каждого депонента в ней отводят отдельную строку, в которой указывают табельный номер депонента, его фамилию, имя, отчество, депонированную сумму и отметки о ее выдаче. Суммы, оставшиеся на конец года невыплаченными, переносят в новую книгу, открываемую также на год.Последующую выплату депонированной заработной платы осуществляют по расходному кассовому ордеру и отражают по дебету счета 76 и кредиту счета 50 "Касса".

 

 

37. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Учет расчетов с подотчетными лицами

В соответствии со второй частью Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 г. вводится единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Россий­ской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и со­циальное обеспечение и медицинскую помощь. Объектом налогообложения для исчисления налога признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодате­лями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаг­раждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной по­мощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков. Детальный перечень объектов налогообложения, налоговая база, доходы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы изложены во второй части Налогового кодекса РФ.Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процент­ная доля налоговой базы.Налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу еже­месячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц» но не позднее 15-го числа следующего ме­сяца. Банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику сред­ства на оплату труда, если последний не представил платежных пору­чений на перечисление налога.Налогоплательщики должны вести учет отдельно по каждому ра­ботнику о суммах выплаченных им доходов и суммах налога, относя­щихся к этим доходам.Налогоплательщики представляют в Пенсионный фонд Россий­ской Федерации сведения в соответствии с федеральным законода­тельством об индивидуальном персонифицированном учете в систе­ме государственного пенсионного страхования.Сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьше­нию налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, преду­смотренные законодательством Российской Федерации.В сроки, установленные для уплаты налога, налогоплательщики обязаны представить в Фонд социального страхования Российской Федерации сведения о суммах:1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;2) использованных на выплату пособий по временной нетрудо­способности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до дос­тижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;       3) направленных ими на приобретение путевок;4) расходов, подлежащих зачету;5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.     

В течение 2001 г. указанные ставки единого социального налога применяются налогоплательщиками при условии, что фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и прини­мавшихся за базу при расчете платежей в государственные внебюд­жетные фонды во втором полугодии 2001 г., превышал 25 000 руб. При расчете фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете платежей в государственные внебюджетные фонды, в организациях с численностыо работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10% ра­ботников, имеющих наибольшие по размеру выплаты» а в организаци­ях с численностью работников до 30 человек (включительно) — вы­платы 30% работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты.Налогоплательщики, не соответствующие указанному критерию, уплачивают налог по ставкам, предусмотренным п. 1 ст. 241 Налого­вого кодекса РФ при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб. независимо! от фактической величины на­логовой базы на каждого отдельного работника.В соответствии с Федеральным законом от 12.02.01 г. № 17-ФЗ (23) для страхователей установлены тарифы на обязательное социаль­ное страхование от несчастных случаев на производстве и професси­ональных заболеваний в зависимости от класса профессионального риска в размере от 0,2 (I класс) до 8,5 % (XXII класс) к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соот­ветствующих случаях — к сумме вознаграждения по гражданско-пра­вовому договору. В 2001 г. для ряда категорий работодателей (по ра­ботникам, являющимся инвалидами I,'П» Ш групп, общественным организациям инвалидов и т.п.) указанные страхввые взносы установ­лены в размере 60% размера установленных страховых взносе».Указанный Закон разрешает Фонду социального страхования РФ направлять до 20% сумм страховых взносов на медицинскую, соци­альную и профессиональную реабилитацию пострадавших, финанси­рование санаториев-профилакториев и медицинских учреждений, на­ходящихся в собственности страхователей. Для учета расчетов по взносам на социальное страхование, в Пен­сионный фонд и на медицинское страхование используется пассив­ный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет имеет следующиесубсчета:1 «Расчеты по социальному страхованию»;2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Начисленные суммы в Фонд социального страхования, Пенсион­ный фонд, в фонды обязательного медицинского страхования относят в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда, и в кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию». При этом составляют следующую бухгалтерскую запись:Дебет счета 20 «Основное производство»;        Дебет других счётов производственных затрат (23, 25, 26 и др.);Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспе­чению», субсчета 1, 2,3.Часть сумм, начисленных в Фонд социального страхования, Пен­сионный фонд, используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, бере­менности и родам, пособий на детей и др.Начисление работникам организации указанных пособий оформ­ляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию иобеспе­чению», субсчета 1 и 2;Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Остальную часть сумм отчислений по социальному страхованию перечисляют в Фонд социального страхования, отчислений в Пенси­онный фонд — в указанный Фонд, а отчисления в фонды медицинс­кого страхования — в соответствующие фонды. Перечисление оформ­ляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспе­чению», субсчета 1, 2, 3;Кредит счета 51 «Расчетный счет».Следует отметить, что отчисления на социальное страхование, пен­сионное обеспечение и обязательное медицинское страхование произ­водят от сумм оплаты труда не только работников, занятых производ­ством продукции (работ, услуг), но и работников непроизводственной сферы (жилищно-коммунального хозяйства, детских дошкольных уч­реждений, объектов культурно-просветительной работы и др.).Начисленную оплату труда работников непроизводственной сферы и указанные отчисления на нее относят на счета целевых источни­ков, предусмотренных сметами на содержание соответствующих объектов.Обычно начисленную оплату труда и отчисления на социальные нужды отражают по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (с кредита счетов 70, 69). По окончании месяца учтен­ные на счете 29 затраты списывают в зависимости от имеющихся ис­точников финансирования в дебет счета 91 «Прочие доходы и расхо­ды» или счета 86 «Целевое финансирование» и др. Учет реализации продукции.В соответствии с Новым Планом счетов учет выручки от реализации ведется на счете 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка». Данный субсчет предназначен для обобщения информации о доходах, связанных с обычными видами деятельности организации.. На этом счете отражаются, в частности, выручка по:готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;работам и услугам промышленного характера;работам и услугам непромышленного характера;покупным изделиям (приобретенным для комплектации);строительным, монтажным, проектно — изыскательским, геолого — разведочным, научно — исследовательским и т.п. работам;товарам;услугам по перевозке грузов и пассажиров;транспортно — экспедиционным и погрузочно — разгрузочным операциям;услугам связи;предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка» отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов).Аналитический учет по субсчету 90-1 «Выручка» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, предприятие может организовать аналитический учет по этому счету по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

 

 

38. Учет прибыли и убытков

Систематическое наблюдение за процессом формирования фи­нансового результата деятельности организации в течение отчет­ного периода осуществляется на счетах 90 «Продажи» и 91 «Про­чие доходы и расходы», а также на счете 99 «Прибыли и убытки». Конечный финансовый результат слагается из финансового ре­зультата от обычных видов деятельности, прочих доходов и расхо­дов, включая чрезвычайные. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» учитывают убытки (потери, расходы), а по кредиту — прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.Счет 99 «Прибыли и убытки» может иметь кредитовое или де­бетовое сальдо на конец года. В случае превышения кредитового оборота над дебетовым образуется положительный результат (прибыль). Если дебетовый оборот больше, чем кредитовый, то результат деятельности организации отрицательный (убыток).На счете 99 «Прибыли и убытки» отражается финансовый ре­зультат от продажи продукции, выполненных работ, оказанных услуг, который формируется на счете 90 «Продажи» как финансо­вый результат от экономической деятельности, составляющей ос­новную цель создания организации. Он представляет собой раз­ницу между выручкой от продажи и себестоимостью проданной продукции (работ, услуг). На субсчетах счета 90 «Продажи» име­ются дебетовые или кредитовые сальдо, их величина накапливает­ся с января отчетного года. До конца отчетного года списаний по субсчетам счета 90 «Продажи» в сельскохозяйственных организа­циях не должно быть, так как не определена фактическая себесто­имость продукции (работ, услуг).По итогам отчетного года после списания финансового резуль­тата на 31 декабря по счету 90 «Продажи» производятся заключи­тельные записи. Финансовый результат от обычных видов дея­тельности, учтенный на счете 90 «Продажи», перечисляется на счет 99 «Прибыли и убытки» проводками: Дт 90/9 Кт 99 — прибыль; Дт 99 Кт 90/9 - убыток.Финансовый результат от прочих доходов и расходов, включая результат от продажи и прочего выбытия основных средств, а так­же прочих активов в течение года формируется на счете 91 «Про­чие доходы и расходы». По итогам отчетного периода производят­ся записи: Дт 91/9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кт 99 «Прибыли и убытки» — прибыль; Дт 99 Кт 91/9 — убыток.Методика учета прибылей и убытков от обычных видов дея­тельности, от прочих доходов и расходов отличается от методики учета потерь, доходов и расходов в связи с чрезвычайными обстоя­тельствами. Последние учитывают непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки». Так, в состав доходов включают материалы, полученные от аварий, после пожара, и учитывают их по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки»; на сумму полученных наличных денежных средств дебетуют счет 50 «Касса»; на суммы поступивших денежных средств для ликвида­ции стихийных бедствий, пожаров, аварий —51 «Расчетные сче­та», 52 «Валютные счета», а также 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операци­ям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты». По кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» учитывают суммы, направленные на ликвидацию чрезвычайных обстоятельств и их последствий из нераспределенной прибыли (дебет счета 84), за счет резервов предстоящих расходов (дебет счета 96).Расходы и потери от гибели имущества в связи с чрезвычайны­ми обстоятельствами отражают по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счетов: 01 «Основные средства», 07 «Оборудо­вание к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценнос­тей», 11 «Животные на выращивании и откорме», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 20 «Ос­новное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства», 41 «Товары», 43 «Готовая про­дукция», счетов по учету денежных средств, счетов по учету расче­тов, расходов будущих периодов (счет 97).По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» учитывают также на­численные платежи по налогу на прибыль и платежи по перерас­четам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Кроме рассмотренного (типового) варианта учета прибылей и убытков сельскохозяйственные организации к счету 99 «Прибыли и убытки» могут открыть субсчета:99/1 «Прибыли и убытки от обычных видов деятельности»;99/2 «Прибыли и убытки от операционной деятельности»;99/3 «Прибыли и убытки от внереализационных операций»;99/4 «Чрезвычайные доходы»;99/5 «Чрезвычайные расходы»;99/6 «Платежи по налогу на прибыль и финансовым санкци­ям»;99/7 «Прибыли и убытки отчетного года».На субсчете 99/1 учитывают прибыли и убытки от обычных ви­дов деятельности (от продажи продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг и др.).На субсчете 99/2 отражают прибыли и убытки от операционной деятельности, выявленные на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (например, от продажи и прочего списания основных средств, не­материальных активов, от продажи материалов, ценных бумаг и др.).

На субсчете 99/3 показывают прибыли и убытки, выявленные от внереализационных операций на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (путем сопоставления внереализационных доходов и внереализационных расходов на счете 91 «Прочие доходы и расхо­ды»).На субсчете 99/4 учитывают чрезвычайные доходы по видам или группам (от пожаров, наводнений и др.), 99/5 — чрезвычай­ные расходы (в результате пожаров, гибели скота в связи с эпизоотией, гибели посевов сельскохозяйственных культур в результате засухи и др.).На субсчете 99/6 отражаются операции по начислению сумм налога на прибыль и финансовым санкциям (суммы налога на прибыль, налоговые штрафы и пени).Субсчет 99/7 предназначен для учета прибыли или убытка от­четного года, выявленного путем сопоставления совокупной при­были и совокупного убытка на субсчетах 99/1 — 99/6.По окончании отчетного периода счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительной записью 31 декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается с дебета счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит счета 84 «Нераспределенная при­быль (непокрытый убыток)».В действующем Плане счетов бухгалтерского учета не предус­мотрено применение балансового счета «Использование прибы­ли»; исключено также понятие «авансовое использование прибы­ли». Авансовые платежи налога на прибыль в течение года учиты­вают по кредиту счета 51 «Расчетные счета» и дебету счета 68 «Рас­четы по налогам и сборам». Суммы фактически причитающихся с организации платежей согласно расчетам отражают по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с де­бетом счета 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, на счете 99 «Прибыли и убытки» выявляется чистая прибыль организации, которая служит основанием для объявления дивидендов и распре­деления по другим направлениям.Построение аналитического учета по счету 99 должно обеспе­чивать формирование данных, необходимых для составления от­чета о прибылях и убытках. Ведется он в отдельной ведомости, за­писи в которой осуществляют на основании выписок банка, сче­тов-фактур, актов на списание затрат и материальных ценностей, решений судебных органов, расчетов бухгалтерии, других доку­ментов. Синтетический учет прибылей и убытков ведут в журнале-ордере формы № 15-АПК и Главной книге.

39. Классификация затрат на производство

Понятие «затраты» более емкое, чем понятие «издержки производства и обращения». При хар-ке издержек произ-ва и обр-ния в их состав не включают з-ты, связанные с упущениями в хоз-ной деят-ти, и расходы будущих периодов. З-ты, относящиеся к выпущенной пр-ции, характеризуют ее себестоимость. Их еще называют текущими з-ми на производство и расходами на продажу. В зарубежной литературе з-ми наз-тся стоимостные значения использования или расхода материальных благ и услуг, привлекаемых п/п для достижения его целей или поддержания работоспособности.

З-ты представляют собой средства, израсходованные в целях обеспечения реализации продукции, получения доходов и прибыли.

Классиф-я затрат:1. по экон. эл-там: материальные з-ты, з-ты на оплату труда, отчисления на соц. нужды, амортизация, прочие з-ты; Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов) - один из основных элементов, отражающий стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции. Затраты на оплату труда (все виды оплаты труда и другие выплаты) - отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии работникам за производственные результаты, компенсации и т.д. Не включаются выплаты: мат. помощь, пособия уходящим на пенсию работникам, оплата путевок на лечение и отдых, з/плата персонала непроизводственной сферы. Отчисления на соц. нужды. В с/сть продукции вкл-ся отчисления во внебюджетные фонды от расхода труда работников, занятых в производстве продукции. Амортизация основных фондов - отражается сумма аморт - х отчислений на полное восстановление ОПФ, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и норм. Прочие денежные затраты. Прочие з-ты - налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды (резервы) и другие отчисления, производимые в соответствии с установленным законом порядком, платежи за выбросы отравляющих веществ, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, затраты на командировки, плата за пожарную и сторожевую охрану и т.д.Классификация затрат по экон. эл-там дает возможность знать структуру себестоимости и позволяет проводить целенап-равленную политику по улучшению экономики предприятия на основе экономии затрат.2. по статьям кальк-ции: цеховая с/сть, производственная с/сть, полная с/сть; В отличие от группировки по экон. эл - там калькуляция позволяет учесть расходы, непосредственно связанные с производством конкретного вида изделия. В калькуляции основные виды затрат исчисляются в зависимости от конкретных видов продукции: 1) на сырье и материалы, 2) топливо и энергию, 3) на технологические цели; 4) на заработную плату производственных рабочих и 5) отчисления на социальное страхование; 6) на подготовку и освоение производства; 7) на содержание и эксплуатацию оборудования, в том числе его амортизацию, текущий ремонт и т.д.; 8) цеховые расходы, 9) общезаводские расходы; 10) потери от брака и 11) коммерческие расходы.В цеховые расходы входят: з/плата аппарата управления цехов с отчислениями на соц. нужды; затраты на амортизацию зданий, сооружений, инвентаря, содержание и ремонт зданий, сооружений, обеспечение нормальных условий труда и др.Общезаводские расходы связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамках п/п - издержки на содержание работников аппарата управления предприятием, з/плату, отчисления на социальные нужды, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, затраты на командировки; содержание и обслуживание технических средств управления, освещение, отопление и т.д.В состав коммерческих расходов включают расходы на транспортировку продукции; комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту.Первые восемь статей затрат образуют цеховую себестоимость, цеховая себестоимость плюс общезаводские расходы и потери от брака составляют производственную себестоимость. Все статьи образуют полную себестоимость.3. по хар-ру связи с объемом произв-ва: переменные (общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации, а также их структуры при производстве и реализации нескольких видов пр-ции. К ним отн-тся затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, большая часть трудовых ресурсов и т.д.), условно-пост-е з-ты (величина которых не меняется с изменением объемов производства. Они должны быть оплачены, даже если предприятие не производит продукцию (отчисления на амортизацию, аренда зданий оборудования, страховые взносы); Валовые изд-ки – это переменные+условно-пост-е.4. по способу отнесения на с/сть: прямые и косвенные з-ты. Прямые - непосредственно связанные с изготовлением определенной пр-ции и относимые к отдельным ее видам или заказам; косвенные - связанные с работой цеха или п/п. Последние относятся к с/сти отдельных видов пр-ции в порядке распределения по какому-либо установленному признаку (пропорционально объему производства или затратам и т.п.).

 

40. Общая схема учета затрат на производство

Общая схема учета затрат на производство представляет собой определенную последовательность выполнения учетных работ и включает пять этапов.

Этап I. На первом этапе все фактически произведенные затраты в течение отчетного периода (месяца) на основании первичных документов по расходу материалов, начислению оплаты труда с отчислениями на социальное страхование, начислению амортизации основных средств отражаются на счетах следующим образом: ДЕБЕТ 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" КРЕДИТ 10 "Материалы",

69 "Расчеты с персоналом но оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.

- отражены прямые затраты по изготовлению продукции (выполнению работ, оказанию услуг) основного и вспомогательных производств;

ДЕБЕТ 25 "Общепроизводственные расходы" КРЕДИТ 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.

- отражены расходы на обслуживание и организацию структурных производственных подразделений (цеха, производства, мастерской и т.п.);

ДЕБЕТ 26 "Общехозяйственные расходы" КРЕДИТ 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.

- отражены расходы на общее обслуживание и организацию производства и управление предприятием в целом;

ДЕБЕТ 28 "Брак в производстве" КРЕДИТ 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.

- отражены расходы по исправлению брака;

ДЕБЕТ 97 "Расходы будущих периодов" КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.

- отражены расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам (уплаченная вперед арендная плата, подписка на периодическую печать и др.);

ДЕБЕТ 96 "Резервы предстоящих расходов и платежей" КРЕДИТ 10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.

- отражены расходы, произведенные за счет созданных резервов (на ремонт основных средств, оплату отпусков работников и др.).

Этап II. На втором этапе затраты распределяются по назначению после окончания отчетного периода.

Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, отраженная по дебету счета 23 "Вспомогательные производства", списывается с кредита данного счета в дебет счетов 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы". Затраты вспомогательного производства между потребителями распределяются в специальном расчете (ведомости) пропорционально количеству отпущенной продукции (объему работ, услуг) на основании данных счетчиков и других измерителей.

Расходы будущих периодов списываются с кредита счета 97 "Расходы будущих периодов" в дебет счетов 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" в доле, относящейся к отчетному периоду.

Этап III. На третьем этапе распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Учтенные предварительно на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы" расходы сначала распределяются между выпущенной продукцией и остатками незавершенного производства пропорционально нормативной их величине. При небольшом удельном весе и стабильности остатков незавершенного производства общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся на остатки незавершенного производства в плановом (сметно-нормализованном) размере. В таком же размере они включаются в себестоимость забракованных изделий.

Затем общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются между отдельными видами продукции, работ, услуг. Базой для распределения этих расходов могут' использоваться прямая заработная плата производственных рабочих, прямые материальные затраты и др. Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляются специальные расчеты (ведомости).

Расходы, учтенные на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы", списываются по окончании отчетного периода в дебет счета 20 "Основное производство" с кредита счетов 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы".

Таким образом, по продукции, работам и услугам определяется полная себестоимость.

Если же косвенные расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", будут отнесены в дебет счета 90 "Продажи" субсчет 2 "Себестоимость продаж", то будет сформирована неполная себестоимость.

Этап IV. На четвертом этапе при наличии производственного брака на счете 28 "Брак в производстве" выявляются окончательные потери от брака путем сопоставления себестоимости забракованной продукции и затрат по исправлению брака с суммами стоимости его по цене возможного использования и удержанными с виновников брака возмещений. Окончательные потери от брака списываются с кредита счета 28 "Брак в производстве" в дебет счета 20 "Основное производство".

По завершении данного этапа на счете 20 "Основное производство" собираются все прямые и косвенные затраты на производство продукции (работ, услуг) за отчетный период.

Этап V. На пятом этапе определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции. Для расчета фактической себестоимости выпущенной продукции определяется незавершенное производство на конец периода, т.е. затраты на продукцию, не прошедшую всех стадий обработки, испытаний, приемки, некомплектованную. Уточнять остатки в незавершенном производстве рекомендуется на основании данных инвентаризации.

Стоимость незавершенного производства остается как сальдо на начало следующего месяца на счете 20 "Основное производство" в разрезе каждого изделия. Полученная сумма с кредита счета 20 "Основное производство" списывается в дебет счета 43 "Готовая продукция".

Основным источником информации о величине расходов на производство продукции, работ, услуг служат данные из журнала-ордера № 10 по кредиту счетов 02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов", 10 "Материалы", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Кроме того, в организациях составляется ведомость сводного учета затрат на производство за месяц.

 

41. Синтетический учет затрат на производство

Начало формы

Синтетический учет затрат на производство - раздел Промышленность, Тема 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ Для Учета Затрат На Производство Используются Активные Счета: 20 «Основное производство»

Для учета затрат на производство используются активные счета:

20 «Основное производство» - калькуляционный;

21 «Полуфабрикаты собственного производства» - инвентарный (используют предприятия, которые практикуют полуфабрикатный вариант учета производственных затрат);

23 «Вспомогательные производства» - калькуляционный (для транспортного, строительного, ремонтного цеха, котельной, компрессорной);

25 «Общепроизводственные расходы» - собирательно-распределительный (ведут предприятия с цеховой структурой управления);

26 «Общехозяйственные расходы» - собирательно-распределительный;

28 «Брак в производстве» - калькуляционный;

29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - калькуляционный (для отражения затрат по объектам непроизводственной сферы:ЖКХ, столовые, дома отдыха, спортивные сооружения);

97 «Расходы будущих периодов» - бюджетно-распределительный.

 

42. Сводный учет затрат на производство

При журнально-ордерной форме учета сводный учет затрат на производство осуществляют в журнале-ордере № 10.

Журнал-ордер № 10 составляют на основании итоговых данных ведомостей учета затрат цехов (ф. № 12), учета затрат обслуживаю­щих производств и хозяйств (ф. № 13), учета потерь в производстве (ф. № 14), учета общехозяйственных расходов, расходов будущих пе­риодов и коммерческих расходов (ф. № 15) и др.

Указанные ведомости составляют на основании ведомостей и разработочных таблиц распределения сырья и материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств и непромышленных хо­зяйств, расчетов по амортизационным отчислениям, листков-расшиф­ровок по прочим денежным расходам.

В журнале-ордере № 10 отражают все производственные затраты по их элементам с кредита соответствующих материальных и расчет­ных счетов. При этом в журнал-ордер № 10 записывают лишь те сум­мы кредитовых оборотов материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет одного из счетов затрат на производство.В журнале-ордере № 10 отражают также все внутренние обороты по счетам затрат на производство (списание общепроизводственных и общехозяйственных расходов, услуг и работ вспомогательных про­изводств и т.п.).В журнале-ордере № 10 используется шахматная форма записей затрат на производство, что обеспечивает получение сводных данных о затратах — и по отдельным элементам затрат, и по статьям кальку­ляции.Данные журналов-ордеров № 10 и 10/1 используют для составле­ния расчета затрат по элементам и расчета себестоимости продукции по статьям калькуляции.Аналитический учет затрат по счету 20 «Основное производство» ведут по статьям калькуляций по объектам учета затрат (отдельные виды продукции, однородные группы продукции, заказы и др.) и под­разделениям предприятия (цех, участок, бригада) в карточках, свобод­ных листах или книгах различных форм.При наличии ЭВМ вся информация о затратах на производство продукции (о движении материалов, начислении амортизации, зара­ботной платы и др.) группируется в ЭВМ по корреспондирующим сче­там и составляетсяведомость оборотов по счету 20 «Основное про­изводство».Затраты группируют по видам продукции (группам однородной продукции) и цехам.


При первом варианте ограничиваются учетом затрат по каждому цеху (переделу). В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражают, а контроль за их движением от одного цеха к другому осуществляет бухгалтерия по данным оперативного учета в натураль­ном выражении. В соответствии с таким порядком учета затрат себе­стоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта.

При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформ­ляют бухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полу­фабрикатов после каждого передела.При этом бухгалтерские записи на счете основного производства столько раз повторяют ранее учтен­ные производственные затраты, сколько фаз обработки проходят сы­рье и основные материалы. В практике организаций нередко применяется смешанный, или частично полуфабрикатный, вариант, при котором полуфабрикаты от­ражаются в учете на первых стадиях по полуфабрикатному, а на пос­ледующих стадиях — по бесполуфабрикатному варианту.Затраты на производство продукции входят в себестоимость про­дукции того отчетного периода, к которому они относятся, независи­мо от времени оплаты — предварительной (арендная плата и др.) или последующей (оплата отпусков рабочих и др.).Непроизводительные расходы и потери от брака отражают в учете в том отчетном месяце, в котором они выявлены.Остатки и обороты по всем сводным ведомостям учета затрат на производство должны соответствовать остаткам и оборотам синтети­ческого счета 20 «Основное производство».Переменные расходы учитывают на калькуляционных счетах 20, 23 и 29. Условно-переменные расходы предварительно учитывают на счете 25, а затем списывают на счета 20 и 23. Условно-постоянные расходы в части производственных затрат учитывают на счете 26. В конце отчетного периода условно-постоянные расходы списывают со счета 26 в дебет счета 90 «Продажи».Таким образом, при вновь введенной методике группировки и спи­сания затрат на производство на счетах 20,23,29 отражают неполную производственную себестоимость продукции (без общехозяйственных расходов). По окончании отчетного периода неполную фактическую себестоимость продукции списывают с кредита счетов 20, 23 и 29 в дебет счетов 43, 40 и других счетов.При использовании новой методики группировки и списания зат­рат на производство отечественная система учета затрат на производ­ство и калькулирование себестоимости продукции становится близ­кой к системе «директ-костинг», широко используемой в странах с развитой рыночной экономикой.

Поделиться…

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: