При регистрации потребительских цен

Для осуществления расчетов ИПЦ необходимы непрерывные ряды цен по каждому виду товаров (услуг)-представителей.

В ходе наблюдения за потребительскими ценами в отдельных случаях не представляется возможным осуществлять их регистрацию на одни и те же товары (услуги) с конкретными потребительскими свойствами на протяжении длительного времени в базовой организации торговли (услуги).

В этом случае возникает необходимость восполнения недостающей цены в отчетном периоде, в частности путем замены товара (услуги) или базовой организации торговли (сферы услуг).

 

4.5.1. Замена товара (услуги)-представителя в случае:

исчезновенияего из продажи в базовой организацииторговли (сферы услуг) заключается в замещении товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами исчезнувшего в текущем периоде в наблюдаемой организации торговли (сферы услуг) на товар аналогичного, максимально близкого по качеству и другим потребительским свойствам товара (услуги) в той же базовой организации.

Отсутствие реализации товара (услуги) в конкретной организации торговли (сферы услуг), в которой производится сбор ценовой информации, может быть связано с рядом причин, в том числе с прекращением его производства или поставок, а также с изменением предлагаемого к реализации ассортимента.

Исчезновение товара (услуги) из продажи может носить как временный, так и постоянный характер.

Информация о ценах на товар (услугу) может считаться постоянно отсутствующей, если длительное время (более двух месяцев) не осуществляется реализация наблюдаемого товара (услуги) в базовой организации без перспективы ее возобновления в будущем.

Таким образом, этот товар (услуга) становится постоянно недоступным для наблюдения за ценами на него.

В целях обеспечения сопоставимости временных рядов цен для заменяемых товаров (услуг) должна быть получена ценовая информация за предыдущий период.

Товар может рассматриваться как временноотсутствующий, если есть вероятность возобновления реализации товара (услуги) в базовой организации торговли (сферы услуг).

Товары с конкретными потребительскими свойствами, участвующие в наблюдении за ценами, могут временно отсутствовать вследствие причин, связанных с прекращением их выпуска из-за перебоев в поставке сырья, отсутствием спроса на продукцию, трудностей с транспортными перевозками и т.п. В этих случаях данные о ценах на указанные товары могут отсутствовать в отчетном периоде, но при этом имеются сведения о том, что их реализация может быть возобновлена в будущем.

Временно могут отсутствовать товары, имеющие сезонный характер производства и реализации. Такие товары ежегодно исчезают примерно в одно и то же время, благодаря чему их отсутствие в большей степени предсказуемо. Примерами этого являются некоторые виды овощей и фруктов, одежды и обуви, спортивного инвентаря и т.д., в этом случае используются методы определния недостающих цен.

замены морально устаревшего товара (услуги)-представителя, реализация которого существенно сокращается, на новый в базовой организации торговли (сферы услуг).

Наиболее часто подобная замена требуется при наблюдении за ценами на товары наиболее динамично развивающихся секторов потребительского рынка: средства связи, вычислительная техника, телерадиотовары, сложная бытовая техника, а также одежда и обувь, подверженные изменениям в связи с требованием моды.

Для товаров, характеризующихся быстрой обновляемостью моделей и совершенствованием потребительских характеристик, рекомендуется производить целенаправленные замены, не ожидая полного исчезновения товара из продажи.

Так, например, для товаров-представителей, входящих в группы: средства связи, бытовая техника, телерадиотовары и т.п., необходимо осуществлять частичную ротацию наблюдаемых товаров с конкретными потребительскими свойствами несколько раз в год, например, ежеквартально.

Как правило, новые товары поступают в продажу по высоким ценам. Затем по мере насыщения рынка цены на них снижаются, а их заключительная распродажа может проходить по особенно низким ценам.

Начинать наблюдение за ценами на новую модель товара целесообразно с момента появления ее на потребительском рынке, а включать в расчеты средних цен и индексов цен данные о зарегистрированных ценах на нее– в период массовой продажи, т.е. когда реализация товара производится повсеместно, а не в отдельной наблюдаемой организации торговли. При этом необходимо проводить своевременную замену устаревших (в том числе и морально) моделей, потерявших свою стоимость вследствие появления на рынке новых товаров такого же функционального назначения.

Принимать решение о замене устаревшей модели товара на новую, аналогичного потребительского назначения, рекомендуется на основании консультации с продавцом этого товара.

В ходе наблюдения за потребительскими ценами в рамках товара (услуги)-представителя следует собирать данные о ценовых котировках на более широкий, чем включается в расчет ИПЦ, круг товаров (услуг) с конкретными потребительскими свойствами. Эта дополнительная совокупность товаров (услуг) может быть использована в качестве информационной базы при подборе замены в случае прекращения реализации наблюдаемого товара (услуги).

замены товаров (услуг), признанных постоянно отсутствующими, или при введении в наблюдение новых товаров (услуг), заменяющих морально устаревшие их виды, необходимо учитывать изменения качественных характеристик этих товаров (услуг), которые находят свое отражение в цене.

При проведении замены товара (услуги) из цены заменяющего товара исключается та ее часть, которая связана с изменением качественных характеристик, с последующей корректировкой цен заменяемого или заменяющего товара.

Игнорирование проблемы учета изменения качества в цене, заменяющего и заменяемого товаров (услуг) может привести к систематической ошибке в собираемой ценовой информации и искажению индекса потребительских цен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: