Шкала однородности совокупности на основе коэффициента вариации

 

Коэффициент вариации vj, % Степень однородности совокупности Принимаемое значение показателя условной дисперсии Uj
До 30 Однородная 1
30-60 Слабо разнородная 2
60-90 Умеренно разнородная 3
Более 90 Высоко разнородная 4

 

Представленная шкала однородности совокупности применима ко всем видам товаров и услуг, входящим в расчет ИПЦ.

Пример определения показателя условной дисперсии по отдельным видам товаров (услуг)-представителей представлен в Таблице 3.

 

Таблица 3

Пример определения показателя условной дисперсии

По отдельным видам товаров (услуг)-представителей

 

№ п/п Наименование товаров (услуг)-представителей Объем выборки, n Средняя цена, j Средне-квадратическое отклонение, σj Коэффициент вариации в %, νj Условная дисперсия, Uj
1 2 3 4 5 6 = гр5/гр4*100 7
1 Картофель, кг 6 16,56 5,44 32,85 2
2 Капуста белокочанная свежая, кг 5 14,85 3,89 26,20 1
3 Печать цветных фотографий, шт. 5 7,10 0,22 3,15 1
4 Полотенце кухонное, шт. 7 47,56 17,03 35,81 2
5 Обувь домашняя с текстильным верхом для взрослых, пара 6 262,50 174,52 66,48 3

 

Показатель Wj соответствует доле товаров (услуг)-представителей в структуре потребительских расходов населения, которая используется для расчета ИПЦ в субъекте Российской Федерации.

Чем больше вес товара (услуги)-представителя в общей структуре потребительских расходов, тем больше будет влияние изменения его цены на итоговое значение ИПЦ, соответственно, для таких товаров (услуг) следует регистрировать большее количество котировок.

Показатель условной сложности регистрации котировки цены j-го товара (услуги) (Rj) является комплексным качественным показателем, зависящим как от характеристики самого товара (услуги)-представителя, так и от типа организации торговли (сферы услуг).

Значения показателя условной сложности регистрации оценивается экспертно по следующему принципу:

R j =1– «невысокая сложность регистрации» цен на товар (услугу)-представитель, имеющий простые характеристики, которые не подвергаются частым изменениям, и присутствующий в продаже практически в любойорганизации торговли (сферы услуг);

R j =2 – «средняя сложность регистрации» цен на товар (услугу)-представитель, имеющий несложные характеристики и присутствующий в продаже, как правило, в средних, мелких и специализированных организациях торговли (сферы услуг);

R j =3 – «высокая сложность регистрации» цен на товар (услугу)-представитель, имеющий сложные характеристики, которые часто подвергаются изменениям, и присутствующий в продаже в специализированных организациях торговли (сферы услуг)или в труднодоступных торговых точках.

Показатели условной сложности регистрации цены конкретного товара (услуги)-представителя определяются специалистами, осуществляющими регистрацию цен, для каждого базового города, по согласованию со специалистами территориальныхоргановРосстата.

В Таблице 4приведен пример расчета количества ценовыхкотировок на отдельные товары в городе N на основе данных об удельных весах в структуре потребления (Wj), условной дисперсии (Uj) и условной сложности регистрации (Rj).

Таблица 4

Пример расчета количества ценовых котировок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: