24. Учет хоз. операций по формир-ю уставного фонда и созданию предприятия. Учет операций по формированию уставного капитала. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета обобщение информации о состоянии и движении уставного фонда организации производится на счете 80 «Уставный капитал». Он по экономическому содержанию относится к счетам источников собственных хозяйственных средств, по структуре и назначению является основным, пассивным, фондовым. По кредиту счета отражают остаток средств на счете и их поступление, по дебету — выбытие, списание средств. Сальдо на счете может быть только кредитовым. На данном счете учитывается как первоначальное формирование уставного капитала и его разновидностей, так и его дальнейшие изменения. Уставный фонд в сумме вкладов учредителей (участников) отражается по кредиту счета 80 «Уставный капитал» в корреспонденции с дебетом счета 75 «Расчеты с учредителями».Счет 80 также применяется для обобщения информации о состоянии и движении вкладов в общее имущество по договору простого товарищества. В этом случае счет 80 именуется «Вклады товарищей». Имущество, внесенное товарищами в простое товарищество в счет их вкладов, приходуется по дебету счетов учета имущества (51 «Расчетные счета», 01 «Основные средства», др.) и кредиту счета 80 «Вклады товарищей».Внесение в уставный фонд денежных средств (в кассу организации, на расчетный, валютный, специальный счет) отражается в бухгалтерском учете следующим образом: Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» К-т 75 «Расчеты с учредителями».
25.Учет затрат в процессе снабжения. Сущность в том, что организация за имеющиеся у нее денежные средства приобретает для своей деятельности все необходимые материальные ценности: сырье, материалы, топливо, товары и другое имущество. Всю работу по их заготовлению в организации выполняет отдел снабжения. Учет материалов ведется на синтетическом счете 10 «Материалы», счёт 41 «Товары». А также на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и на счете 16 «отклонение в стоимости материальных ценностей». В бухгалтерском балансе материалы учитываются только по фактической себестоимости. Основные задачи учёта снабжения: 1). Своевременное и точное отражение фактического объёма снабжения в натуральном и денежном измерении; 2)определение фактической себестоимости приобретаемых предметов труда; 3)контроль соблюдения норм складских запасов, сохранности сырья, материалов и др. мат-х ценностей
26. Учет затрат в процессе производства продукции. Процесс производства – это совокупность операций по изготовлению продукции, выполнению работ и оказанию услуг. От правильной организации процесса произ. зависит объём выпуска продукции, её качество и конкурентоспособность.Основными задачами бух учёта процесса производства являются: 1)формирование своевременной, полной и достоверной информации о фактических затратах, связанных с производством продукции; 2)определение полной фактической себестоимости (общая сумма расходов предприятия) всей изготовленной продукции и отдельных её видов; 3)выявление резервов снижения себестоимости продукции. Прямые основные затраты учит-ся на счёте 20 «основное проз-во» и счёте 23 «вспомогательное производство». Косвенные расходы учитыв-ся на счёте 25 «Общепроизводственные расходы» и сч. 26 «Общехоз-е расходы». В течение месяца: Дебет сч. 25, 26, а Кредит – сч. 10 «материалы», 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», сч. 02 «амортизация основных средств». В конце месяца дебетовый оборот по сч. 25 подсчитывабт в разрезе отдельных цехов и производств, а по сч. 26 – в целом по предприятию. Собранные суммы общепроизводственных и общехоз-х расходов распределяют по тем видам выпускаемой продукции, с производством кот. они косвенно связаны, и списывают полностью с кредита сч. 25, 26 в дебет 20 «Основное производство».
27 Учет реализации продукции, товаров и определения финансовых результатов хозяйственной деятельности. Процесс реализации – совокупность операций, в результате кот. произведённая предприятием продукция (работы, услуги) передаётся в собственность покупателю (заказчику) за плату. Основные задачи учёта процесса реализации: 1) полный учёт готовой продукции на складе; 2) определение фактического объёма реализации, чёткая организация расчётов с покупателями; 3)выявление финансовых результатов от реализации. Сущ-т два подхода к определению момента момента, с кот. готовая продукция считается реализованной: 1) момент отгрузки продукции предприятию-покупателю и передачи ему платёжных док-в; 2) момент поступ-я денег на расчётный счёт или в кассу предприятия-продавца. «По отгрузке» в учёте делаются след. записи: 1)Д.-62 К.-90/1; 2) Д.-90/2 К.-43; 3)Д.-90 К.-44; 4)Д.-90/3 К.-68; 5)Д.-90/9 К.99; 6)Д.-51 К.-62. «По оплате»: 1) Д.- 45 К-43; 2)Д.-51 К-62; 3)Д.-90/2 К.-45; 4)Д.-90/2 К.44. Финансовый результат от реализации продукции выявляется на сч.90 «Реализация» путём вычитания из выручки совокупных затрат. Если сумма выручки больше сумме затрат (К-т больше Д-та), то разница, представляющая собой прибыль предп-я, списывается проводкой: Д.-90/9 К.-99. Если Д-т больше К-та убытки списываются корреспонденцией счетов.
28. Учет и распределение прибыли. Финансовые результаты от реализации продукции определяются на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и списываются на счет 80 "Прибыли и убытки". Полученные прибыли или убытки в бухгалтерском учете отражаются следующими проводками: а) прибыль от реализации продукции (работ, услуг) - Д-т 46 и К-т 80; б) убытки от реализации продукции (работ, услуг) - Д-т 80 и К-т 46. Таким образом, на счете 80 "Прибыли и убытки" по дебету отражаются убытки и потери, по кредиту — прибыли (доходы) предприятия. Сальдо (конечный финансовый результат) может быть кредитовым, если предприятие в результате своей деятельности получило прибыль, или дебетовым, если предприятие получило убытки. При этом финансовые результаты показываются в пассиве баланса: прибыль — положительной записью, убыток — отрицательной. Для обобщения информации об использовании прибыли отчетного года в течение этого года предназначен синтетический счет 81 "Использование прибыли. По дебету счета 81 "Использование прибыли" учитываются начисленные в течение года налоговые платежи в бюджет (налог на прибыль и на недвижимость), отчисления в резервные и другие фонды предприятия и формирование средств целевого финансирования за счет прибыли, а по кредиту — списанные суммы, числящиеся на дебете этого счета. Счет 87 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации. Указанный счет записывается в пассиве баланса: нераспределенная прибыль отражается положительной записью, а непокрытый убыток — отрицательной.
29. Учетные регистры. После проверки,приемки и бух.обработки все первичные документы подлежат регистрации в специальных таблицах, называемых регистрами. Учетные регистры — это специальные таблицы (бланки) для отражения в них хозяйственных операции, зафиксированных в первичных документах. Классификация: по назначению и объему информации (объему содержания): синтетические, аналитические, совмещающие синтетический и аналитический учет; по видам учетных записей: хронологические, систематические, комбинированные; по внешней форме: свободные листы, карточки, книги, машинограммы; по строению (форме графления): односторонние, двусторонние, многографные; по материальной основе: бумажные и безбумажные регистры. Хронологические регистры используются для записей операций в хронологическом порядке, т.е. в порядке их совершения без группировки их по счетам. В систематических регистрах однородные хозяйственные операции систематизируются по счетам синтетического и аналитического учета. Примером является главная книга, в которой регистрируются обороты по всем синтетическим счетам с указанием корреспондирующих счетов.
30. Характеристика основных форм бухгалтерского учета. Под формой бухучета поним-ся процесс обработки учетной инфо-и при различном сочетании регистров аналитич-го и синтетич-го учета, их взаимосвязь и последоват-сть записи в них. Признаками, отлич. одну форму бух.учета от др., явл-ся кол-во применяемых регистров, их назнач., содержание и внешний вид. Упрощенная форма бух.учета примен-ся организац., где соверш-ся небольш.кол-во хоз.операций независимо от сферы деят-сти. Основным регистром данной формы бух.учета явл-ся Книга учета хоз.операций, в кот.каждая отдельная хоз.операция отражается одной строкой. Наряду с Книгой учета хоз.операций реком-ся использ. ведомости. На основании этих данных сост-ся оборотная ведомость и баланс. Основным регистром журнально-ордерной формы учета является журнал-ордер. В нем формируется вся информ.по синтетич.счетам. Эта форма бух.учета основана на принципе накапливания данных первичных док-ов для получения необход. показателей синтетич-го и аналитич-го учета, т.е. ведения группировочных и накопительных ведомостей. Итоговые суммы записей за месяц из журналов-ордеров переносят в Главную книгу. На основе Главной книги заполняется отчетный баланс.Сущность мемориально-ордерной формы учета состоит в том, что на основе док-ов, сгруппированных в накопительных ведомостях, сост-ся мемориальные ордера, в кот.указ-ся корреспонденция счетов. К мемориальному ордеру прилаг-ся все док-ты, на основании кот.он сост-ся. Мемориальные ордера после их составления запис-тся в Регистрационный журнал. Автоматизированная форма учета означает ведение учета на ПЭВМ. Сведения о соверш.хоз.операциях вводятся в память машины с первичных док-ов.
31. Общие принципы организ-и бух.учета. Методологич-е и правовое обеспечение. Методологич-е обеспеч.бух.учета предст.собой совок-ть НПА, регламентир. его организацию в рамках гос-ва и отдельн. организаций. Основным док-ом явл-ся Закон РБ«О бух.учете и отчетности» от 01.01.2002г., в кот.определены правовые и методологич-е основы организации и ведения бух.учета, установлены требования, предъявляемые к состав-ю и представ-ю бух.отчетности. Закон регул-ет взаимоотнош.по вопросам бух.учета и отчетности в РБ. В Законе закреплена обязательность ведения бух.учета во всех организациях независ.от подчиненности и форм собственности. В кач-ве объектов, подлеж.учету, указ-ся конкретные ср-ва (активы) и их источники (пассивы), составляющие имущество организаций. Международные стандарты бух учёта и финансовой отчётности – это документы, определяющие общий подход к составлению финансовой отчётности и предполагающие варианты учёта и оценки активов, обязательств и операций по их изменению. Преимущества МС перед национальными стандартами: чёткая экономическая логика; обобщение мировой практики в области учёта; простота восприятия для пользователей финансовой информации во всём мире. Недостатки МС: обобщённый характер стандартов предполагает большое многообразие методов учёта; отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретной ситуации. Внедрению МС препятствуют традиции стран и национальные различия в уровне развития.
32. Понятие осн.ср-в, их классификация и оценка. Осн.ср-ва –совок.матер.-вещественных ценностей, использ.в кач-ве ср-тв труда при производстве продук.(работ, услуг). К ним относ.здания, сооружения, машины, оборудование и др.орудия труда, использ. продолж. время, стоимостью>30 б.в., и сроком службы более 1г. По назначению и роли на: производ-ные (функ-ют в сфере производства) и непроизвод-ные (средства жилищно-бытового назнач., ср-ва здравоохран.). По видам на: здания; сооружения; передаточные устройства, рабочие и силовые машины, механизмы и оборудование; транспортные ср-ва; вычислит.техника; инструмент; инвентарь и принадлежности; многолетние насаждения и др. По принадлежности (праву собственности)на: собственные и арендованные. По степени использ-я на наход-ся: в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии реконструкций и частичной ликвидации; на консервации.
33. Учет поступл-я и выбытия осн.ср-в и нематер.активов. Осн. ср-ва в организацию поступают:1)в результ. строительства (сооружения) Д-т 01 и К-т 08; 2)в результ. приобретения за плату:на стоимость приобретенных осн.ср-тв и с учетом НДС – Д-т 08, 18/1 и К-т 60; оприходование основных средств в эксплуатацию – Д-т 01 и К-т 08; 3)в результ.внесения осн.ср-тв учредителями в виде вклада в уставный фонд Д-т01 и К-т75; 4)в результ.безвозмезд.получения от др.организац.и лиц: в кач-ве субсидии правител-го органа - Д-т 01 и К-т 80;Списание отражается по активно-пассивному счету 47«Реализация и прочее выбытие основных средств. Выбывают осн.ср-ва вследствие: 1)ликвидации их в результате физического и морального износа: списание первоначальной стоимости – Д-т 47 и К-т 01; начислены налоги и отчисления на зарплату – Д-т 47 и К-т 68,69; 2)при передаче в уставный фонд другой организации; 3)при безвозмездной передаче: списание первоначальной стоимости объекта дарения – Д-т 47 и К-т 01; списание начисленного износа – Д-т 02 и К-т 47; списание убытка от дарения – Д-т 81-2, 87,88 и К-т 47. 4)при реализации: списание первоначальной стоимости – Д-т 47 и К-т 01; списание износа – Д-т 02 и К-т 47; поступление выручки на расчетный счет – Д-т 51 и К-т 47. 5) при недостачах и хищениях: отнесение недостачи на счет 84 (остаточная стоимость) – Д-т 84 и К-т 47; отнесение на виновных лиц – Д-т 73,76 и К-т 84; погашение недостач, хищений – Д-т 50, 51,70 и К-т73,76; списание на убытки при отсутствии виновных лиц или отказе суда во взыскании – Д-т 80 и К-т 84, 73, 76.
34.Учет амортизации осн.ср-тв и нематер.активов. Амортизация - процесс систематич. ежемесяч. перенесения стоимости осн.ср-в на издержки произ-ва или обращения либо отнесения ее за счет собственных источников организации. Суммы начислен. амортизации по объектам осн.ср-в отражаются на пас.счете 02. Сумма начисленной амортизации по объектам осн.ср-в, использ.в предприним.деят-сти- Д-т 20, 23, 25, 26, 44 и К-т 02., а не использ.- Д-т 29, 88 и К-т 02. Счет имеет субсчета:02/1 “Амортизация собственных основных средств”;02/2 “Амортизация долгосрочно арендуемых основных средств”. Начисление амортизации производится след. способом: линейный способ; нелинейный способ; метод (способ) уменьшаемого остатка; производительный способ. Начисление амортизации не производится: по объектам, находящимся в реконструкции, модернизации; по объектам, не введенным в эксплуатацию или находящимся в запасе. Одновременно с начислением амортизации производится формирование амортизационного фонда. Он учитывается на забалансовом счете 010. По дебету забалансового счета отражаются суммы, равные величине амортизационных отчислений (по всем объектам). По кредиту забалансового счета отражается использование средств амортизационного фонда.
Суммы начисленной амортизации по объектам нематериальных активов отражаются на пассивном счете 05: Д-т 20 (25, 26), 44 и К-т 05.
35. Инвентаризация осн.ср-в и нематер.активов. Инвентаризация (от лат. – нахожу, обнаруживаю) – это способ периодической проверки фактического наличия имущества и финансовых обязательств организации и сопоставление полученных данных о них с данными учетных показателей и их уточнения в случае выявленных расхождений на определенную дату. Она проводится путем пересчета, перемеривания, взвешивания, а также путем сверки расчетов на основании документов. Проведение инвентаризации относится к основным способам контроля за хозяйственной деятельностью организации. Инвент-ция назнач-ся после акта директора. На основании акта бухгалтер заполняет инвентарную карточку на весь период эксплуатации объекта. инвентарный объект основных средств, то есть объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет. Ежегодно проводится инвентаризация основных средств, ближе к составлению годового отчета.Выявленные излишки: оприходованы излишки основных средств: Д-т 01 К.-92. Выявленные недостачи: списана первоночальная стоимость основного средства Д.-01 К.-01; списана амортизация по основному средству Д-02 К01; списана остаточная стоимость основного средства Д-94 К-01; начислен НДС от остаточной стоимости основного средства Д-94 К68.






