Общественные сооружения их особенности и принципы

Ансамбли Древнегреческих святилищ в Олимпии и Дельфах. Ос-сти планировки. Главные памятники.

Святилище в Олимпии «Альтис», - небольшое плато среди леса, с двух сторон ограничено портиками и сокровищницами, стоящие у подножия холма. Здесь же, у подножия, храм Геры. Середину участка занимал алтарь Зевса и могильный холм царя Пелопса. В 5в до н. э главенствующее место занял храм Зевса. Вокруг священного участка расположен стадион, ипподром и др.

 Священный участок в Дельфах расположен по крутому склону горы. Главным зданием был храм Аполлона со знаменитым оракулом судьбы (жрица Пифия). По террасам, вдоль дороги, зигзагами поднимавшейся к храму, было разбросано множество сокровищниц и скульптур. Прибавляя к ансамблю новый храм или сокровищницу, архар учитывал окруж застройку. Поэтому они не случайны и хаотичны, а каждая из них занимает самое удобное место, подчёркивая значение главн храмов.

 

 

Греческие ордена.

В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки: основание — стереобат, несущие опоры — колонны и несомую конструкцию — антаблемент.                           

Дорический ордер (возник в начале VII в. до н.э.) имел три основные части (см. выше). Ему свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами, сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простой капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп.

Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) резко отличается от дорического стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой. 

И дорический и ионический ордера использовались в Древней Греции в широком диапазоне построек — от небольших галерей жилых зданий до грандиозных портиков храмов.

Но помимо дорического и ионического ордеров в Древней Греции существовали и другие. Вот некоторые из них.

  Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Басах, ныне — Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до

н.э. знаменитым зодчим Иктином).

Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. — в Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы.

   

 

 

                                   

 25  Греческие ордена.

В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки: основание — стереобат, несущие опоры — колонны и несомую конструкцию — антаблемент.                           

Дорический ордер (возник в начале VII в. до н.э.) имел три основные части (см. выше). Ему свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами, сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простой капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп.Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) резко отличается от дорического стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой. И дорический и ионический ордера использовались в Древней Греции в широком диапазоне построек — от небольших галерей жилых зданий до грандиозных портиков храмов. Но помимо дорического и ионического ордеров в Древней Греции существовали и другие. Вот некоторые из них. Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Басах, ныне — Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до

н.э. знаменитым зодчим Иктином). Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. — в Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы. Римские ордера:
а - римско-дорический, б - тосканский, в - римско-ионический,г - римско-коринфский, д - композитный

Римляне переняли греческие колонны. Они предпочитали коринфский стиль, как самый пышный. В римских постройках, однако, колонны стали утрачивать своё первоначальное назначение быть опорой для какой - либо части постройки. Они превратились в украшение, поскольку арки и своды держались и без них. Очень часто использовались полуколонны и прямоугольные в разрезе пилястры.

 

 

26       Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический ордер сформировался в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции, испытавших воздействие культуры Востока. Конструктивным прототипом ионического антаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля, уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находит свой прообраз высокая ионическая сила и зубчики, расположенные поверх архитрава. Ионический ордер встречается впервые в больших малоазийских диптерах середины VI в до н. э., возведенных из известняка и мрамора. Среди них наиболее прославлен храм Артемиды (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе. Подлинно гармонии удалось достичь строителям Парфенона, Иктику и Калликрату. Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность, изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь, — Пропилеев: ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив, в архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладают ионийские черты. Также в духе ионийских традиций сооружён был Эрейхтейон, расположенный весьма живописно.

Все эти замечательные творения Афинских зодчих расположены на Акрополе.

 

 

27 «Изобретение» регулярного города – милетский архар Гипподам

Сущность «гипподамова» города: города не следует сводить только к прямоугольной сети одинаковых по ширине улиц, членящих тер-ию независимо от конфигурации и рельефа, а также к расположению общ-ных зд-ий, агоры и святилищ на прямоугольных уч-ах, равных или кратных стандартному кварталу.

Хар-ые особ-сти:

1. регулярность

2. 2 главные улицы шириной 7-7,5м

3.остальные улицы 3-4,5м

4. Возможность организации водоснабжения и удаления сточных вод

5. Рациональное решение инсоляции

6. Удобная связь центра с периферией

7. Возможность перспективного развития города

 

 

28  Пергам представлял собой уникальный образец эллинистического градостроительного искусства. В отличие от большинства городов этого периода Пергам не имел регулярной планировки улиц, а свободно развивался у подножья акрополя. Пергам был хорошо благоустроенным городом. Улицы шириной 10 м были замощены камнем и снабжены водостоками. Город был окружен стенами с несколькими воротами, среди которых главными были южные ворота. В городе имелось две площади -- Верхний и Нижний рынки, а так-же три гимнасия и прекрасная библиотека, вторая после Александрийской по числу книг. Пергам был хорошо снабжен водой как за счет горных источников, так и за счет протекавшей в западной его части небольшой реки Селинус. Главная улица-дорога, начинавшаяся у южных ворот, следуя складкам рельефа, вела к акрополю. Пройдя рынок нижнего города и гимнасий, расположенный на трех террасах, она поднималась на верхнюю агору, находившуюся на высоте 250 м над уровнем моря. Преодолев подъем еще в 40 м, дорога подходила к входу в акрополь, за которым она продолжалась и оканчивалась у царских садов, позднее занятых арсеналом. По правую сторону от дороги располагались царские дворцы, славившиеся своим внутренним убранством и великолепными мозаичными полами. По левую сторону дороги располагалось святилище Афины с монументальным входом в виде пропилей. С севера к святилищу Афины примыкала Пергамская библиотека, уровень пола которой находился на уровне второго этажа галереи, окружавшей святилище. Святилище Афины было с трех сторон окружено двухъярусными белокаменными портиками, с четвертой же стороны оно было открыто на город. Храм Афины дорического ордера был несколько сдвинут к краю террасы святилища.
Спустившись из святилища на 25 м ниже, можно было попасть на террасу, на которой располагался Большой алтарь Зевса, воздвигнутый пергамским царем Атталом I в первой половине II в. до н. э. Алтарь был построен в память победы пергамских войск над племенами галатов. Он был украшен прекрасным скульптурным фризом протяженностью 120 м и высотой 2,5 м с изображением битвы богов с гигантами. Эта драматическая эпопея разворачивалась перед зрителями по мере кругового обхода алтаря.
Из святилища Афины можно было попасть также в театр, находившийся ниже по рельефу и вырубленный в скальном грунте. Театр в более поздний период получил пристройку в виде галереи, примкнувшей снизу к театральной сцене.
Таким образом, Пергамский акрополь представлял собой несколько совершенно изолированных друг от друга ансамблей, однако благодаря превышению одного над другим и возможности обозрения создавалась иллюзия пространственной целостности этих ансамблей.

 

29 В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. Строятся новые города и многочисленные торговые центры, строительство проводится в больших масштабах и быстрыми темпами. Появляется необходимость выработать технические приемы и теоретические основы для возведения бесчисленных зданий различного назначения. Они обобщаются в архитектурных трактатах, авторы которых на основе изначальных принципов древнегреческого искусства стремятся разработать пути рационального строительства и в архитектурно-планировочном, и в техническом отношениях. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения — народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. По контуру города опоясывались оборонительными стенами.

       

30          В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо. Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»). Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны. Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания. Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π — количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер. Существовал в Гредии еще один вид храма — круглый периптер, где святилище — целла — имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн. Греки применяли в своих сооружениях, в том числе и в храмах, балочные перекрытия. Расстояния между опорами были невелики и не превышали 10 м. Ордерная система греков представляет собой стоечно-балочную конструкцию. Ордера применялись не только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах зданий, в интерьерах.

   

     31  Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей — женская часть дома. Основное помещение — андрон — предназначалось для пиров и трапез. Жилой дом, как это показывают раскопки в Олинфе и находки в других местах, зачастю строился из сырца. Такой дом легко мог быть разрушен без остатка. Понятно, что самой прочной частью дома был пол: его-то и украшали наиболее богато и тщательно, например, мозаикой, выложенной из разноцветных камней. Обычно это был дом с внутренним двориком, в который открывались жилые помещения. На улицу такой дом выходит глухими стенами. Один дом примыкал к другому, и вся улица жилого района обрамлялась стенами. В старых городах, которые разрослись до середины V в. до н.э., жилые районы представляли собой целую россыпь таких построек, рассеченных узкими, кривыми улочками. С середины V в. до н.э. начала внедряться регулярная планировка: улицы стали прокладываться строгим шахматным порядком. Но многие города, и прежде всего Афины, сохраняли свой старый облик и позже. Не трудно представить себе, хотя бы в самых общих чертах, как соотносились друг с другом в древнегреческом городе непрочный сырцовый дом и мраморный храм. Низкая постройка из дешевых материалов — и могучий, возвышающийся над городом храм; замкнутая стенами ячейка дома на узкой улочке, где роится домашний быт грека, — и открытая галерея портика, выходящего на просторную площадь; или колоннада храма, увенчивающего собой акрополь, — и театр под открытым небом, на скамьях которого размещались тысячи и десятки тысяч человек. Разное назначение и разные меры лежат в основе этих построек. С одной стороны — отдельный человек и его частный быт, с другой — общественная жизнь всего города-государства, в которой принимает участие весь демос — то есть свободные граждане (рабы, разумеется, в расчет не принимались)…

 

  32 Акрополь

(греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителей данного города. АКРОПОЛЬ в Афинах, укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода. Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.).

История создания

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

 

     33       Ансамбль Акрополя

Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

 

       34 Парфенон

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн 10,5 м; 447 освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы.

К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

 

35   (эпоха эллинизма).

Для пластических искусств III – I вв. до н. э. ни в кое мере не были временами упадка. Примером может быть знаменитая скульптурная группа Лаокоона, шедевр эллинистической пластики. Группа была создана в первой половине I в. до н. э., т. е. тогда, когда греческая поэзия была уже охвачена творческим бесплодием.

В сакральной архитектуре эллинистической эпохи царил ионийский ордер. Немногочисленные дорические постройки отличались стройными колоннами и лёгкими балками перекрытий — это, как и появление некоторых других элементов, указывает на разложение старого дорического стиля, который лишь на греческом Западе ещё сохранял древние традиции. Если в сакральной архитектуре дорический орден был распространён мало, то в светском строительстве к нему прибегали часто, как это видно по колоннадам портиков.

О торжестве ионийского ордера говорит монументальный храм Дидимайон в Милете: храм был окружён двойной колоннадой, состоящей из 210 ионийских колонн. Ионийский стиль победил не только в жизни, но и в теории архитектуры. Особенно горячо работал за него зодчий и теоретик этого искусства Гермоген, работавший в середине II в. до н. э. и создавший новую архитектурную формулу — псевдодиптер: постройка, обнесённая двойной колоннадой, причём внутренний ряд колонн был до половины скрыт в стене здания. Эта форма — последнее творение ионийского стиля — воплощена была в большом храме Артемиды Левкофриены в Магнесии; позднее псевдодиптер был широко заимствован римлянами и на практике и в теории.   

Помимо прямоугольных в плане построек в эпоху эллинизма всё чаще появлялись памятники круглые, продолжавшие традиции IV в. до н. э. Из сохранившихся памятников этого типа заслуживают внимания, прежде всего Арсиноэйон на острове Самофракия, хореический памятник Фрасилла, постройки в Олимпии и Эретрии. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда — вознесённый на 100 м. с лишним в высоту морской маяк на острове Фарос близ Александрии. Александрийский маяк считался одним из семи чудес света, но до нашего времени не сохранился.

   36  Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж. "Жемчужиной" акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8х17 колонн с высотой 10,5м). Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно поэтому Парфенон является одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного и глубокого синтеза искусств. Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора — «орхестру», а актеры находились на эстраде, «скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей. Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей — женская часть дома. Основное помещение — андрон — предназначалось для пиров и трапез. о стадионах и театрах. Оба эти типа построек — едва ли не самое замечательное, что было создано в Древней Греции. Архитектура их поражает своей исключительной целесообразностью. Нет лучшего здания для массовых зрелищ,чем классический амфитеатр со сценической площадкой в центре. Существуя и поныне, традиция сохранять прямоугольные зрительные залы — результат предрассудка, косной неспособности расстаться с примером, возникшим несколько веков назад, когда под театр приспосабливали обычный дворцовый зал, использовали случайно подысканный сарай или конюшню. Созданный в античной Греции тип стадиона послужил основой для древних стадионов и цирков, для стадионов нашего времени. Архитектурная форма театров и стадионов определила их прямое функциональное назначение, стремление создать удобные площадки для состязаний и представлений и вместительные скамьи для многотысячной массы народа. Поэтому колоннады и иные ордерные мотивы не играют в архитектуре театров и стадионов значительной роли.Иначе обстояло дело в тех общественных сооружениях, которые создавали особую идейно-художественную среду в религиозно-политическом (акрополь) и государственно-хозяйственном (агора) центрах города. Здесь и оказывается необходимой ордерная архитектура, художественно выражающая общественные представления. Агора в Афинах украшается храмами и длинными портиками-стоями с открытыми колоннадами (храм Ареса, храм Гефестейон, стоя Зевса, стоя Пойкиле — все в V в. до н.э.; во II в. до н.э. здесь сооружаются средние и южная стои). От площади агоры, окаймленной стоями, шла на холм Акрополя дорога священных процессий, по которой раз в год в день праздника в честь Афины поднималась вверх многолюдная процессия. Главные события празднеств происходили на Акрополе. Он и венчал собой ансамбль города и был подлинным центром общественной жизни всей

страны…

 

 38   Строительные навыки и искусство этрусков — предположительно пришельцев из Малой Азии — смешивались с местными традициями и к тому же подвергались греческому влиянию. В VIII—VI вв. до н. э. у них складывается рабовладельческий строй, обеспечивший многочисленной рабочей силой крупные ирригационные работы на болотистых равнинах Средней Италии, строительство мостов, крепостей, протяженных дорог.На высоком уровне стояло у этрусков мастерство каменной кладки, использовалась клинчатая арка с перекатом (в два слоя), повышающим ее прочность. В перекрытиях гробниц и цистерн для запасов воды применялись ложные своды. Сами этрусские гробницы аналогичны малоазийсним и микенским. Тумулусы — погребальные курганы — включали в себя гробницы типа Атреевой. Урны с прахом воспроизводили формы жилого дома.Уже в период архаики строятся города с регулярной планировкой, с улицами, ориентированными строго по странам света. Культовые сооружения размещались на вынесенных за пределы города священных участках.В жилом доме этрусков комнаты группировались вокруг атриума — дворика или центрального помещения с отверстием в средней части конструкции крыши, под которым устраивался небольшой бассейн. Элементы атриума переходят в архитектуру римского жилого дома и общественных сооружений базиликального типа.Храмы этрусков посвящались обычно трем божествам. Рассмотрим особенности реконструкции храма в Орвьето (IV в. до н. э.): трехчастная целла, наличие глубокого с широко поставленными колоннами фасадного портика, отсутствие плоскости фронтона. Построенный на высоком подиуме, храм имеет лестницу только со стороны главного фасада; скаты кровли имеют большой вынос для защиты от дождей, поскольку храм сооружался из дерева и сырцового кирпича с облицовкой терракотовыми плитами.

 

39      История Рима делится на два этапа. Первый — эпоха республики, — наступивший в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и длившийся до середины I в. до н. э. Второй этап — императорский — начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до IV в. н. э.

небольшой храм в Тиволи близ Рима (1 в. до н. э.) Форум Романум акведук Аппия Клавдия

Форум Романум. Реконструкция

1. Храм Сатурна. 2. Священная дорога. 3. Храм Веспасиана. 4. Ростры. 5. Арка Септимия Севера.
6. Курия. 7. Базилика Эмилия. 8. Базилика Максенция. 9. Храм Антонина и Фаустины.
10. Колизей. 11. Круглый храм Ромула. 12. Колонна Фокаса. 13. Храм Юлия Цезаря.
14. Храм Венеры и Ромы. 15. Арка Тита. 16. Храм Весты. 17. Дом весталок. 18. Храм Кастора и Поллукса.
19. Санта Мария Антиква. 20. Палатин. 21. Храм Августа. 22. Базилика Джулия.

Алтарь Мира Мавзолей Августа в Риме. Римский храм в Ниме. Триумфальная арка Тита

     Колизей в Риме Форум Траяна в Риме. Пантеон в Риме. Мавзолей Андриана в РимеАрка Константина в Риме.

40  Возведение сложных по пространственному решению инженерных и гражданских сооружений стимулировало быстрое развитие строительной техники. Конструкция стены и арки, заимствованная у этрусков, получает дальнейшее развитие в римской архитектуре при строительстве мостов, акведуков. Растет пролет арок. Арочные пролеты мостов Фабриция и Цестия (I в. до н. э.) достигают 24,5 м.

Создание крупных общественных сооружений с внутренним пространством, свободным от опор, становится возможным благодаря применению сводчатых конструкций, выполненных из тесаного камня или обожженного кирпича. Наиболее экономичными и практичными в работе были своды смешанной конструкции из кирпичных арочных ребер, выложенных по деревянной опалубке, с последующим заполнением промежутков тонкой бетонной оболочкой. Но широкое использование красного кирпича начинается в эпоху империи, когда римляне знакомятся с принципами возведения сводов и куполов в архитектуре Востока.

Бетонная техника, не требующая дорогих обработанных каменных блоков, применялась наряду с регулярной квадровой кладкой. Сначала из притесанных камней неправильной или ромбовидной формы выводились две лицевые стенки; пространство между ними заполнялось бетонной массой - слои щебня заливались известково - пуццолановым раствором. Стены штукатурились под окраску или облицовывались камнем.

Применение бетонной техники позволяло силами малоквалифицированных рабочих в короткие сроки возводить огромные здания, например сохранившиеся до наших дней склады Эмилиев в Риме, протянувшиеся вдоль р. Тибра почти на 0,5 км.

 

 









Акведуки Рима

Акведуки – водопроводящие каналы, поднятые над землей и поставленные на столбы с арками (типичны только для Рима). Высота до 50 м, трассы акведуков превышали сотню км. Акведук состоял из системы водосбора, канала (спекуса), по кот. вода шла от источника к городу, отстойников и системы распред-я воды внутри Рима, водопроводной сети из свинцовых труб, подводящих воду непосредственно в дома.

Аква Аппиа – (самая древняя) был целиком подземный

Анио Ветус

Акведук Марция – первый прочный акв. 144 г. до н.э. (шедевр) – чистая вода, кот. подходила для питья.

Акведуки стали неотъемлемой частью римского пейзажа. Более ранние акв. прокладывали под землей или по стене.

 

42 43  В эпоху республики, особенно в V—II вв. до н. э., храм — основной тип общественного здания. Он сложился постепенно в результате скрещивания преобладающих местных италийско-этрусских традиций с греческими, приспособленными к местным условиям. Строились круглые и четырехугольные псевдопериптеры с входом лишь с главного фасада. Круглый храм —моноптер состоял из цилиндрической основы, окружённой колоннадой. Вход был по этрусскому обычаю  с одной, торцевой, стороны.

Круглый храм Сивиллы (или Весты) в Тиволи (I в. до н. э.), под Римом, окружён коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива —бычьих черепов, «букраниев», с которых свисают тяжёлые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличался жёсткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили присущую им в Греции пластичность. Греческий круглый периптер обычно имел ступенчатое основание и был рассчитан на круговое обозрение. Храм Сибиллы в Тиволи, как и этрусские храмы, сочетает фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Ось храма подчеркнута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное, со сводчатыми пролетами основание храма в Тиволи создает переход от каменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера с легким фризом из гирлянд. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.

Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих, как показывает хорошо сохранившийся храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме

(I в. до н. э)— уникальный образец раннего завершенного римского храма типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной осевой композицией. Греческий периптер в ней расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окруженную полуколоннами, сливающимися со стеной. Акцентируя главный фасад портиком со свободно стоящими колоннами и парадной лестницей входа, архитектор объединил его с замкнутой целлой ионическим ордером. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка. Фронтон совершенно «негреческий», без скульптур внутри его тимпана и с богатыми, строго вычерченными профилями.

 

 

44  Великая империя идет к концу, когда на трон садится Константин, первый император, официально принявший христианство. Античная религия окончательно изжила себя.

Завершающим памятником этого времени была базилика Максенция, победу над которым увековечил Константин на Римском форуме (306—312 гг. н. э.). Базилика была задумана настолько грандиозной, с такими колоссальными пролетами сводов, что даже мудрость римских инженеров не спасла ее от разрушения – вскоре после возведения она обрушилась. Сквозной каркасной конструкцией она предвосхищала средневековые христианские базилики Западной Европы. Базилика Максенция - одно из самых грандиозных сводчатых зданий Рима (площадь 6 тыс. кв. м). Прямоугольная в основании, она имела с восточной стороны крытый портик на столбах. Внутреннее пространство, разделенное на три нефа, завершилось в среднем нефе полукруглой апсидой. Средний неф был перекрыт крестовидными сводами, которые опирались на восемь мощных столбов и поддерживались снаружи контрфорсами и вертикальными выступами стены. Только короткая сторона базилики апсидой была решена сплошной стеной. В остальных частях здания своды опирались на столбы, служившие основанием всей конструкции. Тонкие наружные стены были прорезаны двумя ярусами широких арочных пролетов.

 

общественные сооружения их особенности и принципы.

· Форум. Тут сосредотачивались все стороны жизни римлян. Здесь нах. храмы богов – покровителей города. раннюю стадию представлял ф. Помпей. Храм Юпитера замыкал короткую сторону вытянутого с севера на юг форума.

· Храмы – осн. тип сооружений в 5 – 11 в до н. э.

Храм Юпитера Капитолийского в Риме. Осн. композиция подчеркивалась наличием трещин только со стороны главного фасада. Это приземистый храм с деревянным антаблементом и широко расставленными колоннами.

· Святилища – сложные комплексы- места культа. Наиболее др. св. Лация.

· Базилика – одно из необходимых сооружений форума (биржа, деловые встречи). Базилика в Помпеях – большое прямоуг. здание.

· Театры Большой и малый театр в Помпеях

· Амфитеатр – гладиаторские битвы. Амф. в Сутри вырублен целиком в скале.

· Цирки. Самый древний- Большой цирк Рима.

 

46  Форум Романум. Реконструкция

1. Храм Сатурна. 2. Священная дорога. 3. Храм Веспасиана. 4. Ростры. 5. Арка Септимия Севера.
6. Курия. 7. Базилика Эмилия. 8. Базилика Максенция. 9. Храм Антонина и Фаустины.
10. Колизей. 11. Круглый храм Ромула. 12. Колонна Фокаса. 13. Храм Юлия Цезаря.
14. Храм Венеры и Ромы. 15. Арка Тита. 16. Храм Весты. 17. Дом весталок. 18. Храм Кастора и Поллукса.
19. Санта Мария Антиква. 20. Палатин. 21. Храм Августа. 22. Базилика Джулия.

Общественная жизнь протекала на рыночной площади. Например, у греков она называлась агорой и обычно, как в Афинах, находилась у подножия акрополя. У римлян это был форум. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали, она служила ареной политической деятельности, народных собраний, военных триумфов. В архитектурный ансамбль входили храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Площади украшались статуями знаменитых граждан, политических деятелей и были окружены колоннами, портиками.

Древнейший форум в Риме — республиканский форум Романум (VI век до н.э.), к которому сходились все дороги. С его трибун раздавались речи крупнейших римских ораторов, военноначальников. В дальнейшем к этому форуму примкнули форум Цезаря, императоров Августа, Весисиана, Нервы и Траяна. Сейчас от Форума Романум остались лишь фундаменты построек; первоначальный его вид представляет реконструкция.

В последние века республики форум приобрёл законченный архитектурный облик. С одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива — Табуларий (от “Табула” – медная табличка с надписью), который стоял на сводчатых подземных этажах. Это был совсем новый тип общественного здания, и тот факт, что он появился впервые у римлян, говорит об их исключительном уважении к истории.

Снаружи Табуларий был декорирован греческим ордером, внутри же он состоял из системы сводчатых помещений. С форума на Капитолий вела длинная лестница Табулария из 67 ступений. Такие коридоры и лестницы часто встречаются в республиканских зданиях. Они создают впечатление огромности охваченного архитектурой пространства. Но при этом все формы ясно обозримы в их перспективном сокращении: самая маленькая арочка или ступенька отлично видны, самая дальняя цель достижима.

 

 

47  Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум Траяна, возведенный Аполлодором Дамасским (109—113 гг. н. э.).

Среди всех императорских форумов (Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы,Траяна), обраставших вокруг старого Форума Романум, это наиболее красивый и внушительный. Он состоял из прямоугольной площади, окруженной сквозной колоннадой с входом — Триумфальной аркой, а также с двумя мощными полукружиями по боковым сторонам. В центре площади возвышалась конная статуя Траяна из бронзы, покрытой позолотой. Не было ни кусочка голой земли, покрытой травой – весь Форум Траяна был вымощен красивыми мозаиками из драгоценных пород мрамора.

На площади так же стояла посвященная Траяну колонна. Она увековечила покорение Дакии (страны на территории современной Румынии). На высоту 38 метров по ней вился свиток с рассказом о двух походах в Дакию. Раскрашенные рельефы колонны изображали сцены жизни даков и пленения их римлянами. Император Траян фигурирует на их рельефах более восьмидесяти раз. Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.

На площади стояли так же статуи побеждённых противников, был устроен храм (пятинефная базилика) в честь божества — покровителя Марса Ультора, были две библиотеки — греческая и латинская. К правому от входа полукружию площади присоединялось пятиэтажное здание рынка. Композицию завершал двор и храм Траяна.

 

48  Воплощением мощи и исторической значительности императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях во славу Рима. Римские сооружения были там активными проводниками римской культуры, идеологии. Арки сооружали по разным поводам — и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом — торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира.

У входа на римский Форум в память победы римлян в Иудейской войне была воздвигнута мраморная Триумфальная арка Тита (81 г. н. э.), подавлявшего восстание в Иудее. Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором,правил сравнительно недолго (79—81 гг.). Арку воздвигли в честь правителя в 81 г., уже после его смерти. Совершенная по форме, сверкающая белизной однопролетная арка (15,4 м высоты, 5,33 м ширины) служила основанием скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива классическим ордером придало соразмерность и ясность формам. По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка - аттик, с посвящением Титу «От сената и народа римского». Выступающий антаблемент и аттик над ним, контрасты света и тени усиливают пластическую и живописную выразительность форм. Среднюю часть арки над архивольтом замыкают две летящие фигуры богини победы — Виктории, исполненные в невысоком рельефе. Они как бы венчают победителя. Пространство арочного пролета расширяется кассетами свода (небольшие углубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще всего квадратную форму) и настенными живописно трактованными рельефными композициями, изображающими торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями, захваченными в храмах Иерусалима. Построение высокого рельефа, его светотеневые эффекты усиливают ощущение глубины пролета арки. Бурные движения легионеров точно вырываются из плоскости рельефа в реальное пространство. Пафос их жестов как бы вторит триумфальной теме архитектуры. Раскраска и позолота усиливают живописность и жизненность сцены. Изображённые внутри арки сцены соответствуют моменту прохождения через неё, таким образом зритель невольно приобщается к действию, как бы становится участником сцены. Наверху статуя императора на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого — «милость»,божественный дар»), т. е. наделённых исключительными личными качествами — мудростью, героизмом, смелостью: Цезаря на Римском Форуме, Тита в его арке, Траяна в цоколе его колонны. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима. Позднее были воздвигнуты сложные трехпролетные триумфальные арки: Септимия Севера (конец II в. н. э.), Константина (VI в. н. э.).

 

 


49 Золотой век Августа не мог просто так уйти в небытие – ведь вокруг него создавался ореол бессмертия. И Рим начинает строить себе памятники. Себе и своему семейству Август соорудил на марсовом поле величественный мавзолей, около 90 метров в диаметре, состоявший из двух мощных концентрических стен и насыпного холма с вечнозелеными деревьями. Возможно холм венчался статуей правителя.

В Риме по указу Адриана был выстроен мавзолей, частично перестроенный в Средневековье и названный замком Святого Ангела. Сооруженный на правом берегу Тибра, он был доступен через специально наведенный мост, на котором стояли золоченые статуи, они были заменены в XVII в. работами известного итальянского скульптора Лоренцо Бернини. С другого конца моста в открытом вестибюле была видна статуя иимператора, захоронение же находилось высоко – на 10-метровой высоте. В отличие от мавзолея Августа, линию которого продолжал мавзолей Андриана, он еще в большей степени был усыпальницей, предвосхищая знаменитые мавзолеи В Риме ранних христиан.

 

50. Атриумио- перистильный дом. Схема. Часи, где получили распрстранение.

Атриум- широкий дом с бассейном – имплювием, крыша с комплювием. Главное помещение- таблинум, там супружеское ложеи трапезная. Италийский домус имел тосканский атрий (скат внутрь). Дождеотводящий атрий (скат наружу). С сер. 2 в. добавляется перистиль. Он совмещается с помещением атрия. Появл. бани и хоз. помещения. Жилой дом посепенно превращается из уютного в торжественно- просторный.

 

 

51. Общность и различия театральных сооружений античных Греции и Рима.

В древней Греции с 5 в до н. э. театры классич. периода строились в естественных ложбинах между холмами. аудитория сидела полукругом лицом к круглой площадке (орхестра), на кот. происходило действие. При эллинизме актеры выступали на приподнятой площадке за орхестрой. Наиболее сохранившийся- в Эпидавре на 12 000 зрит. В период римского театра, начиная с 1 в. акустика была значительно усоверш. Из-за уменьшения орхестра до полукруга и присоед. ее к зрит. залу. Одноуровневая сцена находилась значительно ниже, чем в эллинистическом театре. Конструкция высокого свода позволяла строить ярусные зрит. ряды на ровной земле, а не на склоне.

Театры: в Приене, т. Марцелла, в Мегалополе.

 Амфитеатры: древнейший в Помпеях, а. Флавиев (Колизей) рассчит. на 5000 зрит., сцена в центре, под ней механизмы и водные системы, 3 яруса, несколько выходов.

 

52   Разбивка городской территории начиналась с определения геометрического центра города, в котором устанавливался специальный инструмент («грома») для определения направления двух главных улиц: «кардо» (северо-южного направления) и «декуманус максимус» (западно-восточного направления). Однако в дальнейшем эта строгая ориентация главных улиц по странам света стала нарушаться, и мы знаем много примеров, когда римская прямоугольная планировочная система имела другую ориентацию.
После определения направления главных улиц, параллельно им проводились улицы второстепенного значения. Ширина улицы также имела определенную регламентацию. Так, во времена императора Августа ширина «декумануса максимуса» определялась в 40 футов (12м), ширина «кардо» в 20 футов (6 м), второстепенных улиц в 12 футов (4 м).
Главный перекресток города (тетранс) часто был отмечен специальным архитектурным сооружением -- тетрапилом, представлявшим собой кубическое здание со сквозными проездами, иногда тетрапил заменялся четырьмя монументальными столбами, расположенными на главном городском перекрестке. Въезды в город, в особенности главные, были отмечены триумфальными арками или особо архитектурно оформленными городскими воротами.

В Италии, за исключением Рима, города «превышали, как правило, 50 югеров (14,7 га). Античная Кремона насчитывала 50 югеров, тогда как античные Болонья и Флоренция имели территорию около 35 югеров, т. е. около 10 га. Исключение составлял лишь город Аоста, территория которого насчитывала 140 югеров.
Аоста, или Августа Преториа, была основана римлянами в Альпах в период завоевания этих территорий войсками императора Августа в 26-25 гг. до н. э. Местное племя салассов, обитавшее здесь не хотело покоряться завоевателям. Посланный сюда римский легион, состоявший из 3 тыс. солдат, смел с лица земли небольшое поселение салассов и за очень короткий срок воздвиг город-лагерь.
Размеры города были 724 х 572 м. Две улицы Кардо и Декуманус Максимус разделяли город на четыре части и соединяли главные крепостные ворота. Улицы параллельные главным, в свою очередь подразделяли территорию города на крупные кварталы (143х181м.), которые членились на еще более мелкие участки, предназначенные для жилых домов. На территории города находились: амфитеатр, театр, термы, храм. В городе поселились римские колонисты -- ветераны военных походов Августа.

 

 

                  

53. ансамбль в Баальбеке. Сновные части и мастабы. Арх. ордер.

 Ансамбль состоит из большого, малого и крупного храмов(1-3 в н. э.). вход с пропилеями и 6- угольным двором. В центре- алтарь (башня), за ней большой храм. В стороне нах. малый храм, окр. Портиками и апеидами.

Большой храм уступал по размерам только Олимпейнру и храму Венеры и Ромы в Риме. Храмы подняты субструкцией на 7.5 м. пролет пропилей расширен. Размер внутр. двора сопоставим с форумом Трояна. К алтарю ведут внутрь лестницы как в зиккурате. Колонны- коринфские. Главный алтарь в центре. Меньший храм- 8- колонный периптер. Круглый храм- поперечник 18м d внутр. 8.79 м.

 

 

54. строит. техника

Открытие залежей мрамора, широкий приток редких сртов цветного мрамора, гранита. Все это сужило для отделки базилик, дворцов … наиболее парадные сооружения украшались внутри золотом, слоновой костью. Распр. бетон. Стены с обеих сторон облицовывались камнем или кирпичом. Прим. цв. кирпич и цв. штукатурка. В 1-5 в. н. э. в Риме появл. сводчатые конструкции балконного пролета (из бетона). Развивается цилиндр. свод, полукруглый, крестовый, сомкнутый и купольный.С конца 1 в. н. э. поиск новых форм, усложняется планировка зданий, в нее вводят криволинейные эл-ты.

 

55 Большое место в жизни римлян занимали зрелища. Театры и амфитеатры характерны для античных городов. Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был всецело римским изобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города с местами на концентрически возведенных стенах. Амфитеатры предназначались для толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в дни празднеств разыгрывались сражения гладиаторов, морские бои и т. п.

В 70—80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от латинского colosseus — «громадный»). Он выстроен на месте разрушенного 3олотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному типу зданий. В Греции прежде были только театры, которые устраивали на естественных склонах холмов и полей. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, (замкнутую снаружи кольцевой элипсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления: морские бои (навмахии), сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес — велум, или веларий.

Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр его композиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики развертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. Членящие стену пилястры коринфского ордера не нарушают монолит здания, выложенного из серого травертина.

Внешний вид Колизея с его могучим упругим овалом исполнен суровой энергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами здания, но и обобщением основных форм, торжественной мощью простых ритмов. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н. э.

 

 

56 Пантеон — «храм всех богов» — стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству. Храм всех богов — это храм самой божественной идее.

Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Ротонда Пантеона снаружи производит впечатление торжественного каменного массива. Глади стен противопоставлен с севера мощный портик коринфского ордера с лестницей. Главное, поражающее зрителя в Пантеоне,— интерьер с огромным цельным подкупольным пространством, торжественно величавым и гармоничным. Пропорции Пантеона совершенны — диаметр купола (43,5 м) почти равен высоте храма (42,7 м), а поскольку высота стен равна радиусу его, в подкупольное пространство вписывается шар. Бетонный купол весом 46 тонн имеет форму полусферы, покоящейся на цилиндрической опоре. Круглое девятиметровое отверстие («Глаз Пантеона») в вершине купола—источник света, льющегося потоком и озаряющего нерасчлененное пространство интерьера. Сосредоточенность освещения в высшей центральной точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Уже в древности было отмечено, что покрытие гигантской ротонды куполом заключало в себе символическое воспроизведение небосвода. Это решение было продиктовано задачей создания «храма всем богам», не только жилища божества, как это было у греков, но и священного пространства, в котором пребывали молящиеся. Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства соответствует строгость убранства. Стены облицованы цветным мрамором, а их пластический декор рассчитан на постепенное облегчение архитектурных форм кверху. Интерьер имеет три яруса. Нижний расчленен колоннами коринфского ордера и высокими нишами со статуями. Расположенный над ним аттиковый этаж с ложными окнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятью кольцевыми рядами кассет, уменьшающимися кверху. Своими отвесными членениями кассеты перекликаются с пилястрами и колоннами и поднимаются кверху, по меридианам, замыкая купол, а горизонтали кассет как бы вторят линиям карниза. Выявляя глубиной рельефа толщу купольного перекрытия, кассеты усиливают впечатление его материальности. Ордер Пантеона создает как бы переход от величественного масштаба здания к человеку. Покой, внутреннюю гармонию. уход от земной суеты в мир духовности — вот что давал Пантеон посетителям.

 

 


57 Стремление к возрождению величия и мощи Римской империи внешне проявилось в тяготении к грандиозности, присущей архитектуре и изобразительному искусству III — первой половины VI в. н. э. Потребности римской городской жизни вызвали появление уже в I в. н. э. нового типа зданий: гигантских терм — общественных бань, рассчитанных на две-три тысячи человек. Это был целый комплекс разнохарактерных по своему назначению сооружений, предназначенных для всестороннего гармоничного развития человека. К залам холодных и теплых бань, образующих центральное ядро композиции, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и умственных занятий. Огромные сводчатые и купольные залы поражали роскошью отделки из мрамора и мозаик, равно как и дворы-сады с экседрами (полукруглые ниши больших размеров, завершенные полукупольным сводом) и площадками для игр. Наиболее знаменитые термы императора Каракаллы (нач. III в. н. э.), вторые по размеру в Риме, дошли до нас лишь в руинах. Они представляли собой своеобразную энциклопедию архитектурно-художественных и конструктивных приемов, применявшихся в римском строительстве. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы горячей, тёплой и холодной воды (калдарий, тепидарий, фригидарий). Они представляли собой сложные архитектурные сооружения, перекрытые сводами разных конструкций — высшее достижение инженерного гения. Их руины до сих пор поражают величием. А современники Каракаллы могли любоваться и блеском полудрагоценных камней, и позолотой, и мозайкой, и богатым декором, покрывавшим стены и своды терм. У стен в нишах стояли статуи и статуэтки.

Термы Диоклетиана в Риме превосходят колоссальными размерами термы Каракаллы.

 

        

58  В истории византийской куль­туры обычно выделяется несколько пери­одов:

раннехристианский, период так на­зываемой предовизантийской культуры (1-ш вв.)

ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I (527-565), архитектуры храма Св. Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII вв.)

иконоборческий период (VIII - первая половина IX вв.)

период Македонского Возрождения(867-1056)

период консерватизма при императо­рах династии Комнинов (1081-1185)

период Палеологовского Ренессанса, возрождения антикизирующих тенденций и элинистических традиций (1261-1453)

Сначала скажем вообще об архитектурных формах средневековых христианских церквей. Они сильно изменились по сравнению с античны­ми. В античных храмах классического типа очень большую роль играло их наружное пластическое решение и очень малую — внутреннее пространст­во. Внутри, в полумраке, стояла статуя божества, а все обряды и праздне­ства происходили снаружи, на площади.Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как оби­талище Бога (потому что ведь христианский Бог бестелесен; икона — это не сам Бог, а только его символ), но как место, где собирается для участия в таинстве община верующих. Организация внутреннего пространства становится главной задачей зодчих, а внешний вид здания решается, скорее, как производное, как оболочка. Причем внутреннее пространство церкви должно отвечать многим требованиям: быть вместительным, быть удоб­ным для совершения ритуала, разграничивать места священнослужителей и "паствы", выделять особое место для алтаря и, наконец, заключать в се­бе ту символику, которой пронизано во всех деталях церковное христиан­ское искусство. Две архитектурные формы возобладали в церковном зод­честве: базиликальная и крестово-купольная. Базилика —это прямоуголь­ное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять или да­же больше продольных нефов; средний неф обычно шире и выше боко­вых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым высту­пом (апсидой), помещался алтарь, в западной - вход. Продольные нефы пересекались поперечным — трансептом, расположенным ближе к восточ­ному концу и выступающим с обеих сторон, так что здание имело в плане форму креста - главного символа христианства.Другой тип конструкции храма - крестово-купольный, - по-види­мому, имеет восточные корни. Эти здания чаще всего квадратные в плане, четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Ку­пол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилинд­рические своды, пересекаясь, также образуют крест, но равноконечный. В дальнейшем тип храма-базилики утвердился в Западной Европе, а в самой Византии и на Востоке преобладал второй тип; его разновидностью явля­ются и русские храмы. Но, так или иначе, все культовые христианские со­оружения средних веков, при всей их непохожести, при всем различии стилей, техники, декора, приближаются к одному из этих основных типов — базиликальному, или купольно-центрическому.

 

 

59  Константинопольский храм Софии представляет собой пример редкого и блестяще решенного объединения обоих конструктивных прин­ципов, то есть базиликального плана с купольным перекрытием. Этот храм снаружи не кажется слишком большим, но внутри поражает своей прост-ранственностью, воздушностью гигантского (30 метров в диаметре), как бы парящего купола, богатством аспектов.Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два ма­леньких полукупола. Таким образом, все продолговатое пространство сред­него нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, и плавно перехо­дящих друг.в друга сферических форм. Их центр, то есть пространство под главным большим куполом, явственно акцентирован, все движение уст­ремляется к нему. Здесь, в подкупольном пространстве, стоял украшенный драгоценными камнями амвон и происходили мистерии богослужения, а зрители помещались, как в ложах, в боковых двухъярусных нефах, отде­ленных от среднего рядами колонн.

Интересно сравнить впечатления очевидцев от храма Софии с впе­чатлением, которое производит античный периптер. При созерцании, на­пример, Парфенона его конструкция вполне ясна зрителю, во всей ее про­стой логичности, а храм Софии казался созерцателю чем-то непостижи­мым и, как говорит современник, созданным "не человеческим могущест­вом, но божьим соизволением". Прежде всего такое чувство рождалось при взгляде на купол. Говоря словами того же современника (Прокопия Кесарийского), "кажется, что он не покоится на твердом сооружении, но, вследствие легкости строения, золотым полушарием, спущенным с неба прикрывает это место. Все это, сверх всякого вероятия искусно соединен­ное в высоте, сочетаясь друг с другом, витает в воздухе...".

Почему же кажется, что золотая громада купола висит в воздухе? Секрет здесь в том, что четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются про­сто как простенки. Отчетливо видны только арки и паруса - сферические треугольники между арками. Эти паруса своим широким основанием об­разуют окружность — основание купола, а узким обращены вниз. Так со­здается обманчивое ощущение, что купол легко возносится, под­держиваемый лишь парусами. Оно усили­вается благодаря то­му, что вдоль всего ос­нования купола идут окна, близко друг к другу поставленные, -почти сплошной све­товой круг, как бы отрезающий опроки­нутую чашу купола от архитектурного мас­сива. Конструктивные идеи зодчества пере­стали быть наглядными. Они сами себя скрывают и направляются на то, чтобы создать иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости.Представим себе для полноты картины еще беломраморное кру­жево капителей, инкрустацию цветными мраморами изысканных нежных оттенков, мерцание золотых и многоцветных мозаик, благозвучное пение хора, слышное благодаря превосходной акустике во всех уголках огромно­го храма, лучи солнца, льющиеся сверху и ярко озаряющие подкупольное пространство, оставляя в полумраке боковые обходы. Где-то в этих обхо­дах стояли тысячу лет тому назад и русские послы, ошеломленные и очаро­ванные действительно волшебным зрелищем.Собор Софии остался высшим достижением византийской архи­тектуры: ничего равного ему уже не было создано за последующие девять столетий истории Византии. А как развивались в эти столетия изобрази­тельные искусства?

 

 


 

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: