Барьеры входа и выхода (В отрасли)

Предприятия, потенциально готовые выйти на рынок товаров и услуг, должны четко представлять себе, что их появление на рынке неизбежно приведет к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых предприятий на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению. Характер барьеров может быть разным. Они могут быть обусловлены высоким уровнем капиталоемкости, вследствие чего предприятие экономит на масштабах производства (автомобильная промышленность), тарифными скидками (воздушные перевозки), территориальным размещением магазинов (розничная торговля), «естественной монополией», (газо- и водоснабжение, энергетика). К входным барьерам относятся контроль над ограниченными видами экономических ресурсов, лучшими каналами сбыта, криминогенное влияние на рынок, в том числе и раздел сфер влияния между криминальными структурами. Входные барьеры воздвигаются и при получении авторских прав, выдаче государством патентов и лицензий. Отсутствие патента лишает изобретателя всяких привилегий. Так проявляется правовая природа данного барьера: есть патент – есть право, нет патента – нет и прав. У барьеров, связанных с научно-техническими достижениями, есть не только правовая, но и экономическая составляющая. Их собственник обладает уникальными знаниями, которые недоступны конкурентам вне зависимости от правовых норм, а просто потому, что только изобретателю известны все детали новшества. Эти специальные знания («ноу-хау») оберегают монополию изобретателя на новшество. Породить монополию могут и определенные меры политики правительства. Так, введение импортных пошлин ограничивает конкуренцию со стороны иностранных фирм и стимулирует монополизацию внутреннего рынка Конкуренция принимает явно выраженный агрессивный характер, когда с появлением новых видов товаров формируются новые сегменты рынка, проникновение на которые может принести высокую прибыль. В этих условиях более крупные предприятия, стремясь увеличить свою долю на рынке, действуют наступательно, скупая более мелкие предприятия, внедряя на них новые технологии и расширяя выпуск продукции под своей торговой маркой. Входные барьеры удерживают новых конкурентов от попыток утвердиться на рынке. Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением на рынок, настолько высокими, чтобы под угрозу была поставлена сама окупаемость инвестированных капиталов. Таким образом, входные барьеры существуют для того, чтобы увеличить предпринимательский риск для потенциальных конкурентов.

Конкурентная борьба носит наиболее ожесточенный характер в депрессивных отраслях с высокими выходными барьерами, т.е. когда затраты на уход с рынка (консервацию производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д.) превышают расходы, связанные с продолжением конкурентной борьбы. Выходные барьеры также обусловливают сохранение монополий, так как принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где низкая рентабельность или отсутствуют доходы на капитал (судостроение, сталелитейная промышленность). Примерами выходных барьеров могут служить: • необходимость списания крупных инвестиций; • нежелание утратить свой имидж; • честолюбие менеджера;• вмешательство правительства;• профсоюзная оппозиция;• протесты поставщиков и клиентов. Таким образом, выходные барьеры могут иметь социально-политический, экономический и эмоциональный характер. Последний касается ситуации, когда предприятия, преуспевающие в новых отраслях, упорно держатся за свое прежнее дело, несмотря на потери. Такие случаи редки, но они обычно создают серьезные трудности для предприятий, образующихся в соответствующих отраслях.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Монополия влечет целый ряд отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, высокие цены, неэффективное производство, низкое качество продукции, ее устарелость (замедление технического прогресса), отсутствие сервиса, пренебрежение интересами потребителя – все это свойственно предприятию-монополисту. Кроме того, монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Низкокачественная и дорогостоящая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные явления могут носить лишь временный характер. Конкуренция быстро расставит все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами. Монополисту в силу непреодолимости барьеров входа в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Но и самостоятельно рынок не в состоянии разрешить данную проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводя антимонопольную политику. Вместе с тем проведение антимонопольной политики связано с рядом объективных трудностей. Известно, что для монополии характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних валовых издержек в долгосрочном периоде достигается при очень больших объемах производства. Следовательно, если демонополизировать отрасль путем дробления ее на множество мелких предприятий, то это будет означать снижение объема выпуска продукции, что приведет к возрастанию издержек и росту цен. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Искусственно сформированные мелкие предприятия окажутся неконкурентоспособными в международном плане: их «задавят» иностранные гиганты. Поэтому цель антимонопольной политики государства не к борьбе с монополистами как таковыми, а к ограничению монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эта цель достигается путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности путем принудительного установления цен и тарифов. В случае естественного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушения уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций. К ним относятся: запрет слияния крупных предприятий; штрафы за ненадлежащее поведение на рынке; принудительное раздробление монополи на несколько независимых предприятий. Основанием для проведения мер антимонопольной политики являются: • концентрация очень большой доли рынка в руках одного предприятия; • переплетение ведущего предприятия с конкурентами. При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство ориентируется на три показателя деятельности крупнейших предприятий: 1) доля оборота капитала на рынке; 2) число занятых; 3) величина капитала. Переплетение ведущего предприятия реализуется в трех формах: 1) создание картеля (соглашение предприятий одной и той же отрасли о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмен патентами); 2) система участия (все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга); 3) личная уния (одни и те же лица управляют разными предприятиями-конкурентами, входят в советы директоров предприятий-конкурентов). Все формы переплетения предприятий-конкурентов фактически имеют характер сговора и выступают заодно, нанося этим ущерб потребителю.

42. ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ Олигополия – рыночная структура, состоящая из небольшого числа предприятий, причем больших размеров. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть дифференцированным или стандартизированным (разнородным или однородным). Имеются существенные препятствия входа на рынок, некоторые ограничения к доступу информации, контроль над ценами ограничен взаимной зависимостью На олигополистическом рынке предприятия, обладающие большими долями в общем выпуске товара, обладают способностью влиять на цену товара. Особенностью олигополии является взаимозависимость решений предприятий по ценам и объему производства. Ни одно решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия предприятий-конкурентов – это дополнительное ограничение, которое они должны учитывать при определении оптимальных цен и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Единой теории олигополии не существует. Однако впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно. Его модель основывается на следующих предпосылках: • на рынке присутствуют только два предприятия; • каждое предприятие принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение. Пусть на рынке действуют два предприятия – A и B. Как будет определять предприятие A цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит предприятие B. Однако что будет делать предприятие B, предприятию A неизвестно. Оно может только предположить возможные варианты его действий и соответственно планировать собственный выпуск. Поскольку рыночный спрос есть величина данная, расширение производства предприятием B вызовет сокращение спроса на продукцию предприятия A. Если B начнет расширять продажи, то график спроса на продукцию предприятия A сдвинется влево. Цена и объем производства, устанавливаемые предприятием A, исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться от P 0, Q 0 до P 1, Q 1 и до P 2, Q 2 Если рассматривать ситуацию с позиции предприятия B, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий предприятия A. Объединив оба графика, получим кривые реакций обоих предприятий на поведение друг друга Кривая A отражает реакцию предприятия А на изменения в производстве предприятия B, кривая B – соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обоих предприятий. В этой точке предложения предприятий совпадают с их реальными действиями. В теории Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение предприятием цены определенным образом. Когда предприятие B выходит на рынок и отнимает у предприятия A часть спроса, последнее вступает в ценовую игру, снижая цену и объем производства. Однако предприятие A может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить предприятие B на рынок. Такие действия предприятия A не описываются теорией Курно. «Ценовая война» снижает прибыли обеих сторон. Так как решения одной из них влияют на решения другой, существуют основания договориться о фиксации цен, разделе рынка с целью ограничения конкуренции. Но поскольку всякого рода сговоры подпадают под антимонопольное законодательство и преследуются государством, то предприятия в условиях олигополии предпочитают от них отказаться. Существуют и другие модели олигополии, основанные на теории игр. Так, при определении собственной стратегии предприятие оценивает вероятные прибыли и убытки, которые будут зависеть от того, какую стратегию выберет конкурент. Предположим, что предприятия А и B контролируют основную долю продаж на рынке. Каждое из них стремится увеличить объем продаж и тем самым обеспечить себе рост прибыли. Достигнуть результата можно снижением цен, привлечением дополнительных покупателей, активизацией рекламной деятельности и т.д. Однако результат для каждого предприятия зависит от реакции конкурента. Если предприятие А начнет снижать цены, а предприятие B последует за ним, то ни одно из них не увеличит своей доли на рынке, а их прибыли сократятся. Однако если предприятие А снизит цены, а предприятие B не сделает того же, то прибыль предприятия А увеличится. Разрабатывая свою стратегию в области цен, предприятие А просчитывает возможные варианты ответной реакции со стороны предприятия B. Если предприятие А решит снизить цену, а предприятие B последует за ним, прибыль предприятия А сократится на 1000 р. Если предприятие А снизит цену, а предприятие B не сделает этого, то прибыль предприятия А возрастет на 1500 р. Если предприятие А не предпримет никаких шагов в области цен, а предприятие B снизит свои цены, прибыль предприятия А сократится на 1500 р. Если оба предприятия оставят цены без изменений, их прибыли не изменятся. Стратегия Реакция предприятия B предприятия А Снизить цену Оставить цену без изменения Наилучшим вариантом для предприятия А является вариант, представленный в верхнем правом углу таблицы, при котором прибыль возрастает на 1500 р. Однако этот вариант является наихудшим с точки зрения предприятия B. Для обоих предприятий было бы целесообразно оставить цены без изменения, их прибыли остались бы при этом на прежнем уровне. Вместе с тем, опасаясь наихудшего из возможных вариантов, предприятия снизят свои цены, теряя при этом по 1000 р. прибыли. Стратегия предприятия А на снижение цены называется стратегией наименьших потерь. Ни одна из приведенных выше моделей олигополии не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением предприятий на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности предприятия в условиях олигополии.

РЫНОК КАПИТАЛА

Термин «капитал» используется в двух основных значениях: как мерило всей собственности (имущества) предприятия и как название фактора производства. Капитал как фактор производства выражает совокупность производственных ресурсов, созданных людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли. В состав капитала входят: здания, сооружения, оборудование, инструменты, технологии, разработки, материалы, сырье, полуфабрикаты. Различные элементы капитала в процессе производства участвуют по-разному. Одна составная часть капитала используется однократно и полностью потребляется в ходе каждого цикла производства. Другая часть функционирует в течение нескольких лет и постепенно потребляется на протяжении ряда производственных циклов. Первая часть капитала называется оборотным капиталом, а вторая – основным. К оборотному капиталу относят сырье, материалы, топливо, энергию, полуфабрикаты и т.д. Рынок оборотного капитала является типичным рынком ресурсов. В принципах его организации и в механизме установления на нем равновесия имеется много общего с рынком трудовых ресурсов. Максимизация прибыли на рынке оборотного капитала достигается в точке равенства предельного продукта в денежной форме и предельных издержек соответствующего материального ресурса. Другими словами, при оптимизации предприятием спроса на оборотный капитал действует правило МRР = МRС. Важной особенностью оборотного капитала является то, что его элементы трансформируются в денежные средства. Поэтому оборотный капитал называется оборотными средствами. Создание любых ценностей предполагает использование основного капитала. Организация нового производства невозможно без капиталовложений в сооружения, здания, оборудование. Функционирование предприятия требует также затрат на обновление и восстановление действующего основного капитала. Поскольку основной капитал участвует в хозяйственной деятельности в течение нескольких лет, особую важность в функционировании рынка основного капитала приобретает фактор времени.

 ФАКТОР ВРЕМЕНИ И ДИСКОНТИРОВАНИЕ

Деятельность предприятия связана с необходимостью осуществления капиталовложений (инвестиций), под которыми понимаются затраты денежных средств в объекты предпринимательской деятельности в данное время в расчете получить определенный доход в будущем. Предприятию нужно сравнить предстоящие затраты с отдачей, которая будет получена от этих капиталовложений. Принципиальное значение здесь имеет фактор времени. Расходы осуществляются сегодня, а доходы они принесут лишь в будущем. Следовательно, для принятия инвестиционного решения надо сопоставить текущую стоимость (сегодняшние затраты) с будущей стоимостью (потенциальные доходы), потому что одна и та же сумма денежных средств имеет большую ценность в данный момент времени по сравнению с будущим. Сопоставлять денежные суммы, получаемые в разное время, позволяет метод дисконтирования (слово «дисконт» означает скидка). Дисконтирование делает возможным сравнить денежные потоки, получаемые в разное время, путем приведения (пересчета) их к текущему периоду, т.е. сопоставить величину сегодняшних затрат и будущих доходов. В общем виде формула расчета будущего дохода выглядит так: FV = РV (1 + r) t, где FV – совокупный доход t года; РV – текущая стоимость; r – процентная ставка; t – число лет. Используя ее, можно также решить обратную задачу – определить текущую стоимость будущего дохода: t d FV K Капитальные вложения осуществляются в форме инвестиционного проекта. Важным показателем при оценке эффективности инвестиционного проекта является чистая дисконтированная (приведенная) стоимость (NРV). Она представляет собой разницу между дисконтированной суммой ожидаемых доходов и инвестициями, т.е. NРV = РVI. Инвестирование имеет смысл только тогда, когда NРV ≥ 0. Положительное значение чистой дисконтированной стоимости (NРV > 0) означает наличие спроса предприятия на капитальные ресурсы. Поэтому объем спроса предприятия на инвестиции будет тем выше, чем большее число проектов будут удовлетворять критерию положительной чистой дисконтированной стоимости. Поскольку NPV = (PVI) = (FV (1 r) t  то величина NPV зависит от трех основных факторов: 1) объема предполагаемого дохода FV (прямая положительная связь); 2) уровня ставки процента (обратная связь); 3) величины стоимости необходимых капиталовложений (отрицательная зависимость – дорогостоящие проекты менее привлекательны). Наиболее универсальным фактором, влияющим на деятельность всех предприятий, является второй – ставка процента. В то же время ставка процента едина для всей экономики. Именно потому инвестиционная активность связывается в первую очередь с уровнем процента в экономике. При более высокой процентной ставке размер инвестиций уменьшается. Снижение процента вызывает увеличение инвестиционных вложений. Механизм влияния процента на инвестиционную активность состоит в следующем. Вне зависимости от того, какие средства использует предприятие при инвестировании – собственные или заемные, рыночная процентная ставка выступает в качестве издержек, которые придется нести при реализации инвестиционного проекта. В случае, если предприятием привлекаются средства со стороны, дело обстоит совсем просто. Процент как плата за использование заемных средств будет фигурировать в виде внешних издержек предприятия. Чем выше ставка процента, тем меньше найдется инвестиционных проектов, которые своей доходностью могут окупить издержки по выплате процента. Если же предприятием задействованы собственные средства, процентная ставка принимает форму внутренних издержек. В данном случае процент есть упущенная выгода от предоставления инвестиционных ресурсов другим участникам рынка, например банку. Если спрос на инвестиционный капитал предъявляется со стороны предприятий, то предложение заемных средств, необходимых для закупки капитальных ресурсов, формируется и предприятиями, и домашними хозяйствами. Часть своего дохода домашние хозяйства используют на текущее потребление, а предприятия – на текущие нужды. Другая же часть дохода сберегается для будущего потребления (домохозяйствами) или инвестирования (предприятиями). Именно эта часть поступает на рынок в виде предложения инвестиционных ресурсов. Любой субъект экономики стремится максимизировать свое благосостояние, исходя из имеющихся возможностей. Относится это правило и к определению пропорции, в которой доход делится на потребление и сбережение. Решающим фактором для принятия решения в пользу сбережений выступает величина процентной ставки. Предложив свои сбережения по рыночной процентной ставке r, через t лет можно получить за это вознаграждение в виде дохода, выросшего в (1 + r) t раз. Взаимодействие спроса и предложения на рынке инвестиционных средств (рис. 13.8) определяет равновесное значение объемов инвестирования и цен на инвестиционные ресурсы (процентная ставка). Пересечение кривых совокупного спроса на инвестиционные средства и совокупного предложения инвестиционных средств в точке Е дает уровень рыночной процентной ставки , который складывается не в рамках отдельной отрасли, как на большинстве рынков, а в рамках всего народного хозяйства в целом..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: