Издержки предприятия в долгосрочном периоде

ИЗДЕРЖКИ: БУХГАЛТЕРСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

В процессе производства взаимодействуют основные факторы производства (экономические ресурсы) – труд, капитал, земля и предпринимательские способности. Расходы предприятия в денежной (стоимостной) форме на приобретение различных экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых средств) с целью использования их в процессе производства и сбыта товаров называются издержками (C). Эти расходы зависят не только от количества использованных факторов, но и от цен каждого фактора, по которым предприятие приобретает их на рынке. В этом случае издержки предстают в виде выплат предприятиям-поставщикам ресурсов, которые фиксируются в бухгалтерских документах. Данный способ оценки издержек называется бухгалтерским, а сами издержки – бухгалтерскими. Бухгалтерские издержки включают в себя: 1) материальные затраты (оплата сырья, материалов, топлива, энергии покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов); 2) затраты на оплату труда (заработная плата наемных работников, а также другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами); 3) отчисления на социальные нужды (фонд социального страхования, Пенсионный фонд РФ и т.д.); 4) амортизация (отчисления по установленным законодательством нормам, отражающие износ основного капитала); 5) прочие затраты (проценты за кредит, арендные платежи, налоги и сборы, включаемые в издержки производства, и др.) Следовательно, бухгалтерские издержки – это затраты предприятия на приобретение ресурсов со стороны. Их называют явными или внешними издержками. Однако сумма издержек, если в них включать только бухгалтерские издержки, может быть заниженной. Для более точной картины деятельности предприятия в издержки следует включать не только явные (бухгалтерские), но и неявные. Неявными называются внутренние издержки использования ресурсов, являющихся собственностью предприятия. Например, предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их на депозит в банк и получать ссудный процент.

Сумма явных (внешних) и неявных (внутренних) издержек составляет экономические издержки, которые имеют определяющее значение для оценки деятельности предприятия. Итак, в отличие от бухгалтерских издержек экономические издержки охватывают как явные, так и неявные издержки. Действительно, тот доход, который предприятие может получить от альтернативного применения ресурсов, станет реальностью только тогда, когда предприятие готово нести как явные, так и неявные издержки. Поэтому экономический подход к оценке издержек предприятия является более широким, чем бухгалтерский.

ПРИБЫЛЬ: БУХГАЛТЕРСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И НОРМАЛЬНАЯ Анализ издержек дает возможность определить, что понимается под прибылью. В общем виде прибыль – это разность между общей выручкой от реализации продукции и суммарными издержками. Разность между выручкой и бухгалтерскими (явными) издержками образует бухгалтерскую прибыль. Разность между выручкой и экономическими (явными и неявными) издержками есть экономическая прибыль. Поскольку явные издержки совпадают с бухгалтерскими, правомерно считать, что бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных издержек. Критерием успеха предприятия является не бухгалтерская, а экономическая прибыль. Если бухгалтерские (явные) издержки превышают доход, то отрицательную прибыль называют убытками предприятия. Экономическая теория выделяет также нормальную прибыль. Нормальная прибыль (нулевая экономическая прибыль) появляется в том случае, когда общая выручка равна общим (явным и неявным) издержкам. Данная прибыль есть минимальная плата за удержание предпринимателя от альтернативного использования ресурсов. Величина нормальной прибыли во многом зависит от предпринимательских способностей владельца предприятия, который принимает основные управленческие решения и несет риски за вложение собственных и чужих средств. Эта прибыль также считаетс элементом неявных издержек. Когда экономическая прибыль равна нулю, такая ситуация является вполне удовлетворительной для предприятия, поскольку все ресурсы приносят доход, причем не меньший, чем они приносили бы, если бы их использовали альтернативным способом. Бывает так, что предприятие имеет бухгалтерскую прибыль и ему не грозит банкротство. Оно выплачивает владельцам дивиденды, платит налоги и т.п. Но экономическая прибыль отсутствует. Это означает, что ресурсы были вложены не лучшим образом. Занявшись иным видом деятельности, предприятие может получить большую прибыль. Таким образом, наличие положительной бухгалтерской прибыли свидетельствует о благополучии предприятия. Существование нормальной прибыли говорит о том, что бизнес идет не хуже, чем в среднем по экономике. Наличие положительной экономической прибыли означает, что данное предприятие лучше других распоряжается ресурсами. Следовательно, именно положительная экономическая прибыль является наиболее точным индикатором эффективности предприятия.

ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

В отличие от краткосрочного периода, в течение которого все факторы производства, используемые предприятием, являются неизменными, в долгосрочном временном интервале предприятие может менять все факторы производства. Все издержки будут выступать в качестве переменных, а средние переменные издержки будут равны средним валовым издержкам. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии предприятия в области масштабов своей деятельности. Например, стоит ли создавать для выпуска заданного объема продукции одно крупное предприятие или несколько мелких? Какой вариант позволит минимизировать издержки? Допустим, предприятие производит продукцию с минимальными издержками в количестве 1000 шт. Если предприятие будет производить большее количество продукции, то его средние валовые издержки возрастут. Устранить это негативное явление можно только, расширив масштабы производства, открыв новый цех с новым оборудованием. На этом новом, более крупном предприятии рост средних издержек произойдет при большем объеме выпуска, и минимальные средние издержки на одну единицу продукции будут достигнуты при производстве 2000 шт. Если предприятие будет дальше расширяться, то кривая средних издержек поднимется вверх и минимальные издержки при производстве 3000 шт. будут выше, нежели при производстве 2000 шт. продукции. Дуга АТС, описывающая кривые АТС 1, АТС 2, АТС 3, будет представлять собой кривую долгосрочных средних издержек предприятия при различных масштабах производства. Минимальными издержки будут при производстве 2000 шт. продукции В некоторых отраслях кривые долгосрочных средних издержек, быстро снижаясь, затем долго остаются горизонтальными. Здесь могут существовать как мелкие, так и средние, и крупные предприятия, например, в производстве одежды, обуви и т.д.

39. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ Своеобразным способом смягчения остроты недопроизводства в условиях чистой монополии без нарушения интересов монополиста является ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация предполагает политику установления разных цен на один и тот же продукт для различных категорий покупателей. Для ценовой дискриминации важны два основных условия: • отсутствие у покупателя возможности перепродажи продукта; • наличие у продавца возможности разделить покупателей на группы. В качестве примеров ценовой дискриминации могут служить разные цены на авиабилеты для отдельных групп потребителей, а также различные телефонные тарифы в зависимости от дня недели и времени суток. Спрашивается, почему же вообще существуют разные цены на один и тот же товар, если нет различий в затратах? Дело в том, что цены зависят не только от интересов продавцов-монополистов, но и от оценки товара покупателями. Как известно, в глазах разных покупателей одно и то же благо имеет разную полезность, поэтому и цены, которые они готовы платить, – разные. Поскольку существуют разные группы покупателей, постольку монополист выделяет эти группы и учитывает их готовность платить разные цены за одинаковый товар. Главная причина такой готовности – различные эластичности спроса: у богатых – более жесткий спрос, у менее обеспеченных – более эластичный. В итоге каждая группа покупателей приносит предприятию-монополисту, использующему ценовую дискриминацию, максимально возможные прибыли. Экономические последствия ценовой дискриминации двойственны. С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста. С другой стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличивать объем производства, поскольку кривая предельного дохода графически будет совпадать с кривой спроса. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти, и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: