Тема 3. Социально-педагогическое консультирование: понятие, принципы

УТВЕРЖДЕНА

Ученым Советом Института истории, гуманитарного и социального образования

________________О.Н. Катионов

 «______»______________ 20___ г.

 

 

Обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии

Протокол № ____ от «___»________20___г.

________________ Т.А. Ромм

 

ПРОГРАММА по дисциплине  

 

Опд.Р.3.14 Социально-педагогическое консультирование

Специальность 050711.65 Социальная педагогика

Специализация: Социально-психологическое консультирование населения

Квалификация: Социальный педагог

Форма обучения: очная

 

Опд.Р.1 Социально-педагогическое консультирование

Специальность 050711.65 Социальная педагогика

Специализация: Социально-психологическое консультирование населения

Квалификация: Социальный педагог

Форма обучения: заочная

 

Составлена:

А.О. Катионовой,

к.п.н., доцент кафедры

педагогики и психологии ИИГСО

 

 

Новосибирск 2013



Пояснительная записка

 Дисциплина «Социально-педагогическое консультирование» логично дополняет структуру курсов образовательной программы высшего профессионального образования по Специальности 050711.65 Социальная педагогика, Специализация: Социально-психологическое консультирование населения, Квалификация: Социальный педагог, акцентируя свое внимание на организации консультационной поддержки ресурсами социального педагога.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса: освоение содержания и методики социально-педагогического консультирования.

В соответствии с целью в рамках программы курса решаются следующие задачи:

- проанализировать социально-педагогическое консультирование как направление социально-педагогической деятельности;

- установить теоретико-методологические основания социально-педагогического консультирования;

- охарактеризовать виды социально-педагогического консультирования;

- обозначить этапы социально-педагогического консультирования;

- рассмотреть методику социально-педагогического консультирования;

- определить специфику организации социально-педагогического консультирования, обусловленного различными проблемами успешной социализации и социального воспитания.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Социально-педагогическое консультирование» относится к дисциплинам общепрофессионального цикла учебного плана (ОПД. Р.3. 19), предлагаемой студентам на V курсе (10 семестр), и (ОПД.Р.1), предлагаемой студентам на VI курсе (11 семестр).

Студенты, приступающие к изучению дисциплины «Социально-педагогическое консультирование», должны прежде освоить такие учебные дисциплины, как «Педагогика: Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Правоведение», «Социальная психология».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения курса студенты должны:

знать отечественные теоретико-методологические основания социально-педагогического консультирования;

уметь классифицировать виды и этапы социально-педагогического консультирования;

владеть методиками организации социально-педагогического консультирования, обусловленного различными проблемами успешной социализации и социального воспитания.

Студенты должны знать и уметь квалифицированно определять противоречия социализации и социального воспитания клиента и обладать информационным ресурсом организации социально-педагогического консультирования.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 «Социально-педагогическое консультирование»

I. Раздел.

Тема 1. Социально-педагогическое консультирование как направление социально-педагогической деятельности.

Социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Содержание одного из основных направлений деятельности социального педагога – социально-педагогического консультирования. Организация и проведение индивидуальных консультаций для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Консультирование и специализированная помощь в профессиональном определении. Консультирование несовершеннолетних, родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.

Тема 2. Теоретико-методологические основания социально-педагогического консультирования.

Дискуссионность объекта и субъекта социально-педагогической деятельности в современной социальной педагогике.

Теория М.А. Галагузовой: объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития.

Социализация актуализируется А.В. Мудриком, констатирующего особую ценность ресурсов социального воспитания.

Подход В.А. Сластенина предполагает, что объектом профессиональной деятельности социального педагога выступает, с одной стороны, растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности.

Позиция В.А.Никитина определяет объектом деятельности социального педагога социально-педагогический процесс как целенаправленную последовательность действий, обеспечивающая оптимальное достижение цели.

Применение классификации проблем социального воспитания как основание причинности и выбора консультационной работы (М.В. Шакурова).

Обусловленность теоретико-методологического основания социально-педагогического консультирования выбором объекта социально-педагогической деятельности в целом.

Тема 3. Социально-педагогическое консультирование: понятие, принципы.

Понятие «Социально-педагогическое консультирование». Социально-педагогическое консультирование как квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальные функции выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

Цель деятельности социального педагога.

Принципы социально-педагогическогоконсультирования: добровольность, уважение личности клиента, компетентность и профессионализм, конфиденциальность, равноправия, уважения и учёта интересов, обязательности и ответственности сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: