Тема 16. Текст. Понятие о тексте. Типы текстов.
План
I Рассмотрение теоретических вопросов.
1. Обязательные признаки текста. Классификация текстов по степени самостоятельности и способам развертывания.
2. Абзац.
3. Способы распространения темы или мысли в абзацах.
4.Текстовый зачин.
II Практические задания для самостоятельной работы.
Обязательные признаки текста. Классификация текстовпо степени самостоятельности и способам развертывания.
Текст – это результат мотивированной и целенаправленной речевой деятельности,реализованной в виде конкретного речевого произведения, адресованного читателю илислушателю.
К обязательным признакам текста можно отнести следующие текстовые категории:
1) категория информативности, реализующаяся в формах актуальной,тематической, концептуальной (смысловой) и жанр о воспецифическойинформации;
2) категория связности, обнаруживающая себя во всех видах связи,обеспечивающих последовательность и взаимосвязь отдельных частей, фактов иположений в тексте;
3) категория коммуникативности, реализующаяся в многочисленных способах исредствах ориентации на интересы коммуниканта-читателя или слушателя;
4) категория целостности, понимающая под собой отнесенность текста копределенной речевой ситуации и через нее – к тому или иному конкретномутипу текстов, типичные компоненты, структура и композиционные формыкоторых осознаются читателем или слушателем как жанровопостоянные ивоспроизводимые;
5) категория отдельности, или замкнутости, определяющаяся формальнымиграницами начала и конца текста и реализующаяся в различных видах зачинов иконцовок текстов.
По степени самостоятельности тексты разделяют на:
• первичные – текст-оригинал;
• вторичные – тексты, созданные на основе содержания первичных(например, конспект, пересказ, аннотация, реферат и т.д.);
• первично-вторичные – обзоры литературы, школьные сочинения,сообщения на основе различных материалов, отчеты и т.д.
По способам развертывания содержания тесты относят к моноперспективным, еслиосновой структурной организации содержания текста является одна какая-нибудьперспектива. Полиперспективным называется текст, если основой структурной организациисодержания текста являются несколько перспектив сразу. Таких текстов, естественно,больше.
К перспективам развития темы относят приемы и средства развертывания содержаниятекста. Текст-автобиография, например, развертывается во временной и пространственной
перспективе, текст-описание картины – в пространственной и т.д.
Единицами, из которых строится целое, в языкознании считаются такие элементы,которые обладают всеми или большинством главных признаков, присущих целому.Точкой отсчета в этом смысл является текст и его признаки: связность, смысловое истилистическое единство и другие категориальные признаки текста.Большинством из этих признаков обладают абзацы, сложные синтаксические целые иотчасти – предложения.
Абзац.
Рассмотрим подробнее абзац.
Очень важным для структуры текста является абзац. Абзац – это типографскаяединица текста, представляющая собой, как правило, единство тематическиобъединенных предложений. В одном из предложений абзаца обычно указывается тема.Нередко в абзаце формулируется и его главная мысль. Предложение, в котором формулируетсяглавная мысль абзаца, называется концептуальным.Тематическое предложение в абзаце позволяет определить тему абзаца и строгопридерживаться ее развития в других предложениях абзаца, а читателю или слушателю онопомогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменитсядругим предметом речи.
Правильно построенный абзац должен удовлетворять следующим требованиям:
1. В абзаце должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, чтонеобходимо для развития темы, намеченной в тематическом предложении, и не должно бытьничего, что не относится к этой теме.В художественной литературе тема абзаца может получить выражение не в одном, анескольких предложениях. Если в абзаце нет своего тематического предложения, то это значит,что он является материалом обеспечения темы или какого-нибудь положения, получившихотражение в предшествующей части текста.
2. Расположение предложений внутри абзаца должно быть продуманным. Для читателядолжна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением абзаца, и каждоепредложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.
3. Предложения внутри абзаца должны быть расположены таким образом, чтобы самоеглавное предложение было позиционно выделено и подчеркнуто. В этом смысле начало и
конец абзаца в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следуетстремиться выразить главную мысль в начале или в конце абзаца.Тематическое предложение абзаца выделяет предмет речи и очерчивает границы темыв абзаце. Оно содержит, как правило, слово, словосочетание или часть предложения,требующие распространения, детализации тем или иным способом путем приведенияподробностей, примеров, указания причины, следствия, путем сопоставления,противопоставления и т.п.
Нередко тематическое предложение в абзаце отсутствует, это значит, что абзац являетсяпродолжением распространения (детализации) темы, обозначенной в предшествующем абзаце.
Концептуальное предложение абзаца - это предложение, передающее главную мысльабзаца. Оно может сосуществовать в абзаце с тематическим предложением, но чаще в абзаценаличествует либо тематическое, либо концептуальное предложение.
Способы распространения темы или мысли в абзацах.
Способы распространения темы или мысли в абзацах могут быть представленыследующими наиболее распространенными приемами:
1. Детализация.
Например: «Сражение началось. Восемь тысяч африканских всадников с левого фронтаобрушились на правый фланг римлян и рубили их конницу. После этого, промчавшись в тылулегионов, они рассеяли конницу противника на левом фланге» (По А. Митяеву).
2. Приведение примеров, подтверждающих мысль, высказанную в тематическомпредложении.
3. Сопоставление и противопоставление.
4. Объяснение тезиса, получившего отражение в тематическом или концептуальномпредложении.
Например: «Вулканы здесь не причиняют вреда людям. Города и поселки построены напочтительном расстоянии от огнедышащих гор, да и сами извержения стали более редкими иперестали быть сюрпризами – ученые научились довольно точно их предсказывать» (По А.Шилову).
5. Причинное обоснование содержания тематического предложения.
6. Указание на следствие из содержания тематического предложения абзаца.
7. Определение понятий, введенных тематическим предложением.
Например: «некоторые люди смешивают слова аффект и эффект. Между тем это два разныхпонятия. Дадим их определение. Аффект – это нервно-психологическое возбуждение с утратойволевого контроля вследствие временного торможения деятельности коры головного мозга. Аэффект – это 1) действие какой-либо причины, силы, результата, следствие чего-либо; 2)сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо.
8. Аналогия – распространение темы путем указания на аналог.
9. Выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков и т.д., обозначенных втематическом предложении абзаца, одного какого-нибудь с последующей его детализацией.
10. Формулирование вывода из содержания тематического предложения.Например: «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни и выпосмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, неудовлетворение желаний – то, что обыкновенно называется счастьем, - а цель жизни являетсясердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. И чем охотнее и полнее выбудете удовлетворять стремление человека к наслаждениям, отняв у него цель жизни, темнесчастнее и ничтожнее вы его сделаете» (По К.Д. Ушинскому).
11. Вопросно-ответный способ распространения тематического предложения в абзаце.
12. Дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении абзаца.
13. Нагнетание, усиление темы абзаца.
14. Подтверждение главной мысли абзаца.
15. Предположение, не противоречащее смыслу тематического или концептуальногопредложения абзаца.
Например: «Справедливо говорят, что в языке отображается мудрость народа. Вероятно,поэтому он покоряет чувствительностью и логичностью, щедростью и бережливостью,поражает своей, если хотите, своеобразной находчивостью» (По Г. Клаусу).
16. Указание на условие осуществления или истинности утверждения (отрицания),сделанного в тематическом предложении абзаца.
Например: «Но что может помешать человеку добиться своей цели в науке, если он этого
очень хочет? Ничто! Если есть одержимость и работа до самозабвения» (По В. Макарову).
Довольно часто в тексте абзацев есть слова и словосочетания, которые подсказывают способраспространения темы. Такими словами и словосочетаниями могут быть следующие:
Речевые подсказки способовраспространения темы. Способы распространения темы:
...вот почему... указание на следствие
...так, например,... приведение примеров
...сравним... сопоставление и противопоставление
...приведем в подтверждение... подтверждение
...объясним это тем, что... объяснение
...укажем детали... детализация
...как и..., здесь мы обнаруживаем аналогия
По функции – назначению в тексте – можно выделить два вида абзацев: самостоятельные,
служащие для передачи фактуальной и концептуальной информации, и служебные, которыеможно разделить на однонаправленные (суммирующие или резюмирующие содержание тогоили иного фрагмента текста) и двунаправленные (суммирующие и резюмирующиесодержание предшествующего фрагмента текста и одновременно переводящие к новой теме).
Текстовый зачин.
Зачин – начальная часть текста. Назначение зачина во многом совпадает с функциейэкспозиции: он содержит указание на время и место действия, называет персонажей, а в текстахнехудожественных жанров вводит фоновые сведения, необходимые для незатрудненногопонимания основной информации о предмете речи.
Самыми распространенными типами зачинов являются следующие их виды:
1) фактуальные;
2) тематические;
3) концептуальные.
Фактуальный зачин
Фактуальный зачин представляет собой такой тип зачинов, в котором:
1) текст начинается с сообщения фактов, тем или иным образом сгруппированных вопределенной последовательности;
2) текст начинается с истории вопроса или введения фона для основной информации.Фактуальные зачины представлены на практике различными фоновыми сведениями,призванными способствовать незатрудненному восприятию основной информации.Фактуальные зачины такого типа характеризуют либо время, отраженное в произведении, либоисторию вопроса, либо различные совокупности фактов, так или иначе (по смежности, поассоциации и т.д.) связанных с основным содержанием.
Концептуальный зачин
Концептуальные текстовые начала представляют собой такой тип зачинов, в котором:
1) формулируются основные положения текста;
2) приводятся цитаты, содержащие такие концептуальные положения, которыестановятся главной мыслью (идеей) текста;
3) вводятся сентенции (какие-либо общеприемлемые жизненные обобщения) илиоценки, которые затем детализируются в тексте;
4) формулируются гипотезы, которые становятся предметом обсуждения.
Тематический зачин
Тематический зачин представляет собой такой тип начальной части текста, в котором:
1) осмысляется, уточняется или переформулируется тема, названная в заголовкетекста;
2) определяется предмет или аспект обсуждения темы;
3) устанавливаются проблемы, которые составляют содержание и объем темы.
Функции текстовых зачинов
В литературе отмечаются следующие функции зачинов:
1. Фоновая (или релятивная) функция, характеризующая зачины:
• создающие баланс общих (у автора и его читателей) знаний о сфере, предмете иаспектах обсуждения темы;
• дающие представление об известном и общепринятом, о спорном или неизвестном всфере обсуждения и на этой основе подводящие к предмету речи;
• констатирующие те или иные факты, явления или тенденции с последующимвыделением предмета речи.
2. Констатирующая функция – функция, служащая констатации фактов, которыеопределили оценки и интерпретационные версии того или иного художественногопроизведения.
3. Функция создания текстового ожидания (т.н. катафорическая функция).
4. Функция создания эмоционального настроя у читателя или слушателя.
5. Проспективная функция, характеризующая зачины, упреждающие основную частьтекста характеристикой порядка обсуждения проблем, составляющих содержание и объем
темы текста.