II Практические задания для самостоятельной работы

 

Задание 1. Прочитайте рассказы И.А. Бунина «Сны», «Последнее свидание», «Худая трава». Попробуйте определить, почему автор выбрал именно такие заголовки для своих произведений.

 

Задание2. Прочитайте приведённые ниже школьные сочинения. Соответствует ли содержание сочинений их заголовку? Обоснуйте ответ.

На рыбалке

В воскресенье я с ребятами пошёл на рыбалку. Мы пошли в пять часов утра. Когда мы шли к остановке, было очень темно, мы долго ждали автобус. Наконец автобус приехал. Мы сели и поехали на речку. Когда приехали на речку, уже светало. Мы, положив удочки, стали закидывать. У Саши клюнула рыба. Он подсек её и вытащил на берег. Это был большой карп. И так мы поймали около пяти килограммов. Домой возвращались усталые, но довольные своим уловом.

Один из дней моих летних каникул

На каникулах я с мамой ездили в Брест. В Бресте я была в музее, там я видела пушку, фотографии. На улице возле музея мы видели развалины домов. На камнях были написаны имена бойцов. Ещё я видела Вечный огонь. Как входить в Брестскую крепость, были подвалы, они были закрыты решётками, а на этих решётках были привязаны красные галстуки пионеров из разных городов. Ещё я видела памятник: солдат хотел набрать воды в каску, но его убили немцы. Мне эта поездка запомнилась навсегда.

 

Задание 3. Прочитайте отрывок из книги Ю.М. Лотмана, посвящённой анализу романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Можно ли отнести его к одному сложному синтаксическому целому? Обоснуйте ответ с опорой на те признаки текста, что перечислены выше. Придумайте заглавие. Составьте план. Выделите зачин и концовку. Сформулируйте основную мысль. Укажите средства связи фраз в сверхфразовое единство.

   Отношение текста реалистического произведения к миру вещей и предметов в окружающей действительности строится по совершенно иному плану, чем в системе романтизма. Поэтический мир романтического произведения был абстрагирован от реального быта, окружающего автора и его читателей. Если явления быта и вводились в текст, то это был чужой быт: экзотический быт других народов или старинный быт своего могли восприниматься поэтически, современный простонародный, чиновничий или светский – лишь сатирически. Но в любом случае это был не «свой», а «их» быт, с которым читатель соприкасался именно как читатель, то есть только в литературе. Мир поэзии возвышенной и благородной, сливаясь с миром лирических переживаний автора и читателя, был очищен от ассоциаций с низменными реалиями окружающей жизни, а мир поэзии сатирической, погружённый в быт, был удалён от интимно-лирических переживаний автора. В результате между поэтическим текстом и лежащей за пределами текста жизнью сознательно создавалась пропасть. С точки зрения комментария это приводит к тому, что поэтическое восприятие поэтического произведения возможно и без детальных сведений о быте эпохи, в которую оно написано.

Пушкинский текст в «Евгении Онегине» построен по иному принципу: текст и внетекстовый мир органически связаны, живут в постоянном взаимном отражении, перекликаются намёками, отсылками, то звуча в унисон, то бросая друг на друга иронический отсвет, то вступая в столкновение. Понять «Евгения Онегина», не зная окружающей Пушкина жизни – от глубоких движений идей эпохи до «мелочей» быта, – невозможно. Здесь важно всё, вплоть до мельчайших чёрточек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: