Содержание курса, его структура

   

Лекционный курс «История русской литературы XX века» рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра (38 часов лекционных, 10 часов практических, в конце семестра проводится экзамен.)

Введение

    

Осмысление истории русской литературы советского периода осложняется в начале ХХ1 века тем, что этот процесс протекает в период резкого кризиса русского общества, породившего в русской культуре серьезную переоценку ценностей, скепсис и нигилизм по отношению к прошлому. Между тем, в постреволюционный период советской культуры произошли события, не только изменившие ее инфраструктуру, но и показавшие всему миру, что эти изменения носили типологический и масштабный характер: после 1917 года именно в России произошла первая лобовая встреча двух цивилизаций - одной, уходящей корнями в христианскую нравственность (русская классическая культура), и другой - названной впоследствии большевистской, типологически открывающей ряд тоталитарных культур XX века. Поэтому представляется возможность ввести ракурс, который позволил бы рассмотреть историю русской литературы советского периода как целостную систему, механизм которой порожден важнейшим процессом в социокультурной жизни XX века, - “восстанием масс” (Хосе Ортега-и-Гассет).

Многие участники литературного процесса 1910-20-х годов предчувствовали появление «человека массы» в качестве главного действующего лица не только русской, но и европейской истории XX века. Среди них – Д.Мережковский, А.Блок, Кузмина-Караваева. Писал о массовом человеке и В.И. Ленин. Его появление, запросы, претензии на роль в истории описаны уже в 1930-е годы в философских трудах Хосе Ортеги-и-Гассета.

Курс ставит своей целью выяснить, как появление в качестве читателя «человека массы» изменило не только взаимодействие в системе «читатель-писатель», но сам характер литературного процесса, который, в свою очередь, отражал общие закономерности развития русской культуры пореволюционных лет.

Появление нового читателя, способного диктовать свои вкусы и свое видение литературы, породило, с одной стороны, и нового писателя, способного удовлетворить специфические литературно-художественные потребности «человека массы». С другой стороны, оно повлекло за собой переориентацию старых мастеров культуры, перед которыми встала задача самоопределения в отношении к новому читателю. В итоге это было самоопределением в отношении к прежней и новой культуре. Сходная ситуация выбора двух культурных влияний, когда перед творческой личностью стоит задача выбора собственного литературного амплуа, описана Ю. Лотманом в отношении литературы XVIII столетия. Подобная проблема выбора литературного амплуа встала перед писателем и в 1920-30-е годы.

     Итак, важнейшим следствием воздействия «восстания масс» на общественное сознание стал парадоксальный процесс демократизации культуры, вызвавший к жизни не только активность “писателей-рабочих”, но и деформировавший художественное творчество писателей из образованных слоев. С этой точки зрения оказывается важным исследование проблемы литературных репутаций различных писателей; особого внимания требуют внутренние противоречия “левого” искусства, нередко отождествляемого с “русским авангардом”; внимания требует феномен амбивалентности русской советской литературы и борьба в ней на уровне “идеи” и “образа” и др. Одной из главных для данного курса лекций, оказывается и задача, связанная с выяснением изменений в системе «читатель-писатель».

Наиболее адекватным решению поставленных задач представляется историко-культурный подход, который позволяет выявить исторический генезис процессов, протекавших в русской литературе после революции. Он позволяет проследить, как происходила “сшибка” утопии и реальности, как протекала смена кода в русской культуре, как формировались модели революционной культуры и как происходил процесс оттеснения гуманистической ценностной системы русской классики на периферию. Анализ этих вопросов невозможен без постановки теоретических проблем, объясняющих длительную жизнь многих произведений (И. Бабель, М. Зощенко, Б. Пастернак, М. Булгаков и др.) во времени, их непреходящий смысл.

В силу того, что инфраструктура советской культуры сложилась уже в 20-е годы, оказывается возможным на материале этого периода раскрыть процесс становления и стабилизации литературы тоталитарного общества, избегая грубой политизации, отождествления литературы советского периода с тоталитарной литературой. Отождествление политических, идеологических процессов с процессом художественного познания реальности приводит к тому, что вся русская литература советского периода зачастую сводится к литературе социалистического реализма. Между тем 1917 год не был “рождением” новой культуры; он был точкой встречи, разветвления “старой” и “новой” культур. После революции русская культура, как свойственно переломным временам, менялась, и в то же время обнаруживала устойчивость в своей приверженности ценностям русской классической литературы. Поэтому представляется необходимым начать курс с анализа кризиса в русской культуре 10-20-х гг. XX века, завершив его анализом процесса саморазрушения культуры социалистического реализма.

Данный лекционный курс имеет двоякую направленность: собственно литературоведческую, с одной стороны, и культурологическую - с другой. Русский литературный процесс метрополии 1920-30-х годов осмысляется с точки зрения того, насколько в нем отразился национальный характер и ментальность двух послереволюционных десятилетий.

Содержание курса

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА

     

Революция 1917 года и русская литература: периодизация исторического и литературного процесса. Дискуссии о периодизации. Условность термина «литература 20-х годов». Вопросы о границах периодов: 1917-1921 (гражданская война); 1922-1929 («восстановительный период»), 1930-1937 (реконструктивный период), 1937-1941 (предвоенный период).

Политика партии и государства в области русской литературы. Основные постановления партии по вопросам литературы. Высылка русских писателей и философов из советской России. Разрушение Русской православной церкви и борьба против «русского стиля» в искусстве 20-30-х г. Основные этапы формирования «интернационального стиля» в литературе, вытеснение понятия «русская литература» («пролетарская литература», «советская литература», «литература советского общества»). Цензура и репрессии.

Разъединение русской литературы после 1917 года. Два литературных процесса - одна литература. Общие тенденции в развитии русской поэзии и прозы 20-30-х годов. «Идея пути» как ключевая в поэтическом сознании двух десятилетий.

* * *

Критика. Литературные группировки. Пролеткульт. История организации, теоретики Пролеткульта (А.Богданов, А.Луначарский) и наиболее видные участники (М.Герасимов, В.Кириллов, В.Казин, А.Платонов). Издания пролеткульта («Горн», «Грядущее», «Твори»); опыт сотрудничества пролетарских и крестьянских писателей. Письмо ЦК РКП (б) о Пролеткультах. 1921 год - разгром рабочей оппозиции, закрытие всех изданий Пролеткульта. Организация Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Идеологи РАППА; основные этапы. Издания РАПП: «На посту», «На литературном посту», «Октябрь», «Молодая гвардия». Творческие программы и лозунги РАПП: «столбовая дорога пролетарской литературы», борьба против классики и «Учеба у Толстого», призыв ударников в литературу, создание образа «живого человека», «союзник или враг». Ведущие критики РАППА: Лелевич, Авербах, Ермилов, Фадеев, Селивановский. Борьба с «буржуазными тенденциями» в русской литературе на страницах изданий РАППА (оценки творчества Е.Замятина, А.Ахматовой, Б.Пильняка, М.Зощенко, М.Горького, Л.Леонова, К.Федина, А.Платонова и т.д.). Термин Троцкого «попутчики» в практике РАПП.

«Перевал». История организации. Издания («Красная новь», «Круг», «Романтики»). Работы А.К.Воронского 20-х годов, его полемика с РАПП. Эстетические лозунги Перевала на рубеже 20-30-х годов: искренность, моцартианство, эстетическая культура, гуманизм.

РАПП и Перевал в год великого перелома. Дискуссии о Перевале в Комакадемии (1930). Разгром Перевала и социологической школы Переверзева. Дискуссии о формах литературной жизни во Всероссийском союзе советских писателей.

Имажинизм и футуризм в искусстве первых лет революции. Футуризм и ЛЕФ. История ЛЕФа; издания. Эстетические теории «искусства-жизнестроения», «литература факта», социального заказа, производственного искусства. Теоретики и практики ЛЕФа (Маяковский, Третьяков, Шкловский, Арватов, Брик и др.). Споры о путях развития новой литературы, ее месте в общественной жизни, особенностях содержания и формы ее произведений в манифестах, критике и практике «формалистов», Обэриутов, Серапионовых братьев. Краткая история организаций и групп.

Постановления ЦК ВКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925) и «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Первый съезд советских писателей (1934). Новая периодизация истории русской литературы, место литературы социалистического реализма, оценка литературы серебряного века, эстетика революционного гуманизма и русская классика, дискуссии о современной литературе. Формы партийного руководства литературой в 30-е годы: организация писательских коллективов и поездок на стройки социализма, партийный контроль над изданиями, выступления деятелей партии по вопросам искусства на первом съезде писателей, создание Комитета по делам искусств. Вопросы развития советской литературы на страницах партийной печати («Правда», «Большевик»). Открытие новых журналов: «Наши достижения», «Литературная учеба», «Знамя», «Интернациональная литература».

Основные дискуссии 30-х годов: «Какой нам нужен писатель» (1931), о герое и жизни, «соревновании с действительностью» (1933), о языке (1934), о формализме и народности (1936), о журнале «Литературный критик» (1939-1940), о трагическом в советской литературе (1940, выход последней книги «Тихого Дона») и др.

Историко-литературная ситуация конца 1930-х годов как результат культурного развития двух десятилетий. Формирование «авторитетного» («авторитарного») стиля как результат внутренних (имманентных) и экстралитературных (культурно-политических) процессов. Взаимодействие «нового» реализма и нормативизма в литературном процессе.

 

Поэзия

 

 О поэтической ситуации 1917-20-х гг.

 Статьи А.Блока «Интеллигенция и революция», «Катилина», «Крушение гуманизма», «О назначение поэта». «Двенадцать» в истории русской литературы после 1917 года. Полемики вокруг поэмы Блока в ХХ веке. Смысл финала поэмы. Образ Христа. Поэтическое будетлянство В.Хлебникова и В.Маяковского первых лет революции («Ночь в окопах», «Ладомир», «150.000000», «Мистерия-Буфф»). «Цех поэтов» в годы революции: сб. «Костер», «Огненный столп» Н.Гумилева; «Прославим, братья, сумраки свободы» и «Ритм и революция» О.Мандельштама, лирика Ахматовой и Г.Иванова. Поэма «Главная улица» Д.Бедного. «Машинный рай» в поэзии пролеткультовцев. Критики русского зарубежья о советской поэзии.

Героико-романтическое направление в поэзии, ее формирование, основные этапы развития. Сб. «Орда», «Брага» Н.Тихонова. Сб. «Юго-Запад» Э.Багрицкого. «Синие гусары» Н.Асеева. «Большевикам пустыни и весны» В.Луговского. Генерация комсомольских поэтов (М.Светлов, А.Жаров, А.Безыменский). Романтическая поэма 30-х годов как образец классики социалистического реализма: «Социализм», «Пятилетка» Безыменского, «Смерть пионерки» Багрицкого, «Мать» Н.Дементьева, «Триполье» Б.Корнилова.

Поэтический авангард 20-х годов. Творческий путь В.Маяковского. Эстетическая программа («Как делать стихи»), диалог времени и поэзии («Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Послание пролетарским поэтам», «Во весь голос». Пушкинская традиция в лирике Маяковского. Лирический герой и «социальный заказ» в поэме («Люблю», «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо» и лирике (окна РОСТА, «Рассказ о Кузнецкстрое»). Сатира Маяковского. Маяковского в оценке его современников (Б.Пастернак, А.Ахматова, Г.Иванов, М.Цветаева и др.).

Теория и практика Объединения реального искусства (ОБЭРИУ). Эстетика новой поэзии в манифестах А.Введенского, Д.Хармса, Н.Заболоцкого. Лирико-драматическая поэма («Факт, теория и Бог», «Кругом возможно Бог», «Куприянов и Наташа» А.Введенского; «Торжество земледелия», «Безумный волк», «Лодейников» Н.Заболоцкого; «Гвидон» Д.Хармса и др.). «Случаи» Хармса. Детские стихи обэриутов. Н. Олейников. Сб. «Пучина страстей». Творчество и судьба. Основные этапы творческого пути Заболоцкого («Столбцы», поэмы, натурфилософская поэзия). Судьбы обэриутов.

Пути традиционализма в поэзии. Пушкинская тема-традиция в творчестве Блока, Есенина, Волошина, Гумилева, Г.Адамовича, Пастернака, Мандельштама, Ахматовой, Цветаевой, В.Ходасевича, Г.Иванова.

Творчество и судьба новокрестьянских поэтов. Путь Н.Клюева (1884-1937). Мифология революции («Медный кит», «Львиный хлеб», «Четвертый Рим»). Изба как центр космогонии в лирике Клюева (сб. «Изба и поле», цикл «Разруха»). Творческая позиция Клюева в год великого перелома. Историософия русской жизни и искусства в поэмах Клюева «Заозерье», «Деревня», «Погорельщина», «Песнь о Великой матери». Судьбы текстов Н.Клюева.

Путь С.Есенина (1895-1925). Идея «узловой завязи» человека с природой в теоретических работах Есенина («Ключи Марии», «Быт и искусство») и в его поэтической судьбе, поэтические вехи воплощения идеи (библейские поэмы, «Сорокоуст», «Кобыльи корабли», циклы «Москва кабацкая», «Русь уходящая», «Русь советская», «Персидские мотивы»). Современность и история в поэмах Есенина («Пугачев», «Страна негодяев», «Черный человек», «Анна Снегина», «Песнь о великом походе», «Баллада о двадцати шести»). «Злые заметки» Бухарина и борьба с «есенинщиной» в советской России.

Крестьянско-колхозная тема в советской поэзии 30-х годов; история ВОКП (Всесоюзного объединения крестьянских писателей). Творческий путь П.Васильева. Поэтический сказ А.Твардовского и поэма «Страна Муравия». Путь к массовой народной песне М.Исаковского.

Творчество Б.Пастернака. Судьба классического слова в эпоху массовой жизни. Книга «Сестра моя - жизнь» в поэзии 20-х годов. Лирический герой и история в поэмах «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», «Высокая болезнь», «Спекторский» и цикле «Второе рождение». Проза Пастернака («Детство Люверс», «Повесть», «Охранная грамота». Выступление Пастернака на I съезде писателей. Переводы З0-х годов.

Творчество О. Мандельштама. «Голос мировой культуры», революция и русская жизнь в творчестве после 1917 г. Поэтические сб. 20-х годов («Тristia», «Вторая книга», «Стихотворения»). Апокалиптика и история в лирике Мандельштама З0-х г. («Стихи об Армении», «Воронежские тетради», московский и петербургский циклы, «Стансы», «Стихи о неизвестном солдате»). Контекст, время и биография в прозе 20-30-х годов («Египетская марка», «Шум времени», «Путешествие в Армению», «Четвертая проза», «Разговор о Данте»). «Стихи о русской поэзии».

Творчество А.Ахматовой. Тема России. Любовная лирика. Поэтические книги «Подорожник», «Из шести книг». Поэмы Ахматовой в контексте советской поэзии 30-х годов («Реквием», «Путем всея земли»).

Творчество М.Цветаевой. Многоликость образов и богатство поэтических интонаций в ранней лирике. Драматическое восприятие гражданской войны. Цикл «Лебединый стан». «Стихи к Блоку» – Цветаевское восприятие поэта как носителя высшей правды, теурга. Трагическое звучание любовной темы. «Поэма Горы». «Поэма Конца».

Массовая советская поэзия 30-х годов. Песенная поэзия. Историческое прошлое и современность в стихах нового поколения 30-х г. (П.Васильев, Я.Смеляков, Д.Кедрин, О.Бергольц, Б.Ручьев).

 

ПРОЗА

 

Публицистическая проза революции и гражданской войны («Несвоевременные мысли» М.Горького, «Окаянные дни» И.Бунина, «Из дневников» З.Гиппиус, дневниковая проза М.Цветаевой, «Дневники» М.Пришвина и К.Чуковского).

Общая проблематика литературы 1920-х годов. Народная жизнь в ситуации революции и гражданской войны (М. Шолохов, А. Малышкин, И. Бабель, С. Клычков, С. Есенин, Н. Клюев, Б. Зайцев, И. Шмелев). Судьба творческой личности в культурно-историческом контексте первой трети XX века (М. Булгаков, О. Мандельштам, М. Шолохов, Б. Пастернак, Е. Замятин, И. Бунин). Соотношение родового и индивидуального, соборного и личностного (К. Федин, Б. Лавренев, А. Малышкин). Историософская тема (Б. Пильняк, А. Толстой, О. Форш). Вопрос о миссии художника и назначении литературы (М. Горький, В. Набоков). Утопический и «органический» тип сознания в литературном процессе 20-30-х годов: социалистическая утопия и антиутопические концепции будущего (Е. Замятин, А. Платонов).

Становление социально-психологического направления в прозе. Очерки и рассказы о революции Неверова, Сейфуллиной, Вс.Иванова, Серафимовича, Фурманова, Н.Огнева, А.Малышкина, А.Яковлева, А.Аросева, Н.Никитина и др.). Документально-художественная проза; выработка понятия нового гуманизма и нового героя в романах: «Чапаев» Фурманова, «Железный поток» Серафимовича, «Цемент» Гладкова, «Разгром» Фадеева, «Россия, кровью умытая» А.Веселого.

Формирование канона романа социалистического реализма; первые тупики на этом пути. Дискуссия об изображении «живого человека» 1927 г., спор «рационалистов» и «интуитивистов». Концепция создания «второй природы» в романе 30-х годов: роман о производстве («День второй» Эренбурга, «Время, вперед» Катаева, «Гидроцентраль» Шагинян); роман воспитания («Педагогическая поэма» Макаренко, «Как закалялась сталь» Островского). Нормативность социально-психологического романа 30-х годов.

Тема интеллигенции и революции в романе 20-х годов. («В тупике» В. Вересаева, «Сентиментальное путешествие» В. Шкловского, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Города и годы», «Братья» К.Федина, «Кащеева цепь» М.Пришвина, «Сестры» А. Толстого», «Зависть» Ю. Олеши). Горьковское решение темы интеллигенции в романе «Жизнь Клима Самгина». Образ Клима Самгина в контексте русской и мировой литературы ХХ века.

Стилевые тенденции в литературе 1920-х годов: сказ, орнаментальная
проза, классическое слово или «нейтральный стиль». Стилевая ориентация как
одно из проявлений общелитературной проблематики. Поиски «авторитетного
слова». Роман Ю. Олеши «Зависть»: орнаментальные принципы организации
повествования как форма художественного воплощения проблематики.
Концепция личности: проблема «нового» человека.

Сказовые формы повествования. Фольклорный сказ (А. Неверов), комический сказ (М. Зощенко).

  Модернистские эстетические системы в литературном процессе 1920-х годов. Импрессионистические и экспрессионистические стилевые тенденции. Творчество Е. Замятина, Б. Пильняка, Ю. Олеши. Место модернизма в общем контексте проблематики литературы 20-х годов.

Деформации литературного процесса в условиях политического давления 1920-х – 1930-х годов. Постепенный переход от полифонического к монологическому пути развития. Эволюция государственной политики в области литературы и формы ее воплощения. Письмо ЦК РКП(6) о Пролеткультах (1920г.); Резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925); литературная ситуация 1929 года (конец «Русского Берлина», травля Е. Замятина, Б. Пильняка, Л Платонова, М. Булгакова);    Постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932); Первый съезд советских писателей (1934); дискуссия о языке (1934); дискуссия о формализме (1936); дискуссия о мировоззрении и творчестве (1933-

1940).

Русская проза, рожденная годом великого перелома. Повесть «Красное дерево» и роман «Волга впадает в Каспийское море» Б.Пильняка. «Котлован» и «Впрок» А.Платонова. Первая книга романа «Поднятая целина» М.Шолохова. «Соть» Л.Леонова. Мифология социума в русской прозе конца 20-х- начала 30-х гг. («Возвращенная молодость» М.Зощенко, «Мусорный ветер» А.Платонова, «Жень-шень» М.Пришвина).

Жанровая система литературы 1920-1930-х годов.

Циклы рассказов 20-х годов («Рассказы 1922-1924 гг.» Горького, «Шутейные рассказы» В.Шишкова, «Конармия», «Одесские рассказы» И.Бабеля, «Донские рассказы» М.Шолохова», «Рассказы Синебрюхова» М.Зощенко, «Русские сказки» Е.Замятина и др.).

Русский роман 20-30-х гг. («Хождение по мукам» А.Толстого, «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Тихий Дон» М.Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова); завершение многолетних романов в новой социокультурной ситуации. Жанровые разновидности романа 30-х годов. Философский роман (Л. Леонов), историософский (А. Платонов, Б. Пильняк), исторический (А. Толстой, О. Форш), автобиографический (И. Бунин), антиутопический (Е. Замятин), роман о судьбе художника (М. Булгаков, Б. Пастернак, Б. Лавренев, В. Каверин), мемуаристика (А. Белый, О. Мандельштам).

Антиутопические стратегии в русской прозе 20-30-х годов («Мы» Е.Замятина, «Барсуки», «Вор» Л.Леонова, «Чевенгур» А.Платонова, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова).

«Смеховой мир» русской прозы 20-30-х годов. Трагический гротеск, дьяволиада, гофманиана (Булгаков, Каверин, Лунц, Олеша, ранний Эренбург, Добычин). Комическое и трагическое в прозе Зощенко, Шолохова, Платонова. Феномен романов Ильфа и Петрова. Драматические судьбы писателей. Сатирические повести «Ленинград», «Пятое путешествие Гулливера» М. Козырева. «Возвращение Мюнхгаузена» С. Кржижановского. Реальное и фантастическое. Романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Споры об Остапе Бендере. Трагикомический характер главного героя. Контуры административно-командной системы в «Золотом теленке». Современное прочтение романа.

Творчество М. Горького в литературном процессе 1920-30-х годов. «Дело Артамоновых». Эпопея «Жизнь Клима Самгина», проблема личности и истории. «Жизнь Клима Самгина» М. Горького и роман «Доктор Живаго» Б. Пастернака: спор длиной в век.

Творчество А. Платонова в литературном процессе 1920-30-х годов. Проблема творческой эволюции. Проблема утопического сознания. Утопия Федорова и коммунистическая утопия в романах «Чевенгур» и «Котлован».

Творчество М. Булгакова в литературном процессе 1920-30-х годов.
Проблема религиозного и безрелигиозного сознания в историко-культурной
ситуации эпохи. Роман «Мастер и Маргарита», его этическая и философская проблематика.

«Тихий Дон» М.Шолохова. История создания романа. Судьба и идея пути Григория Мелехова в интерпретации советской критики 20-80-х годов. Проблемы авторства «Тихого Дона» в критике 70-90-х годов.

 

 

Драматургия

 

Возникновение массового революционного театра («Мистерия освобожденного труда», «Взятие Зимнего дворца»). Первые авторские пьесы для массового театра («Стенька Разин» В.Каменского, «Мистерия-Буфф» Маяковского). Исторические драмы А.Луначарского («Оливер Кромвель», Фома Кампанелла »). Революционный театр Мейерхольда.

Основные тенденции развития русской драмы 20-х гг.: плакат, гротеск, фантастика и традиционный психологизм.

Основные этапы в создании советской героической драмы: «Разлом» Лавренева, «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова, «Оптимистическая трагедия» Вс.Иванова, «Любовь Яровая» Тренева, «Рельсы гудят», «Хлеб» В.Киршона, «Темп», «Человек с ружьем» Н.Погодина и др. Дискуссия 1930 г. о пространстве советской драмы. «Потолочная драма» А.Афиногенова («Страх», «Машенька»).

Комедия 20-х годов («Мандат», «Самоубийца» Н.Эрдмана, «Зойкина квартира» М.Булгакова, «Шарманка» А.Платонова). Драма-сказка Е.Шварца («Голый король», «Снежная королева, «Тень»).

«Дни Турбиных» Булгакова в истории русской драмы и советского театра. На путях к трагедии («Бег» Булгакова, «14 Красных избушек» Платонова, «Метель» Леонова).

Драма 20-30-х гг. и кинематограф этого времени. Жанр киносценария в творчестве писателей.

 








УЧЕБНАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Список текстов к курсу «Литература 1920– 1930 годов»

 

 

Н. Асеев Н. Лирика. Маяковский начинается.

А. Ахматова. Лирика. Реквием. Поэма без героя.

И. Бабель. Конармия.

Э. Багрицкий. Дума про Опанаса.

А. Блок. Двенадцать. Скифы. Интеллигенция и Революция.                  Крушение гуманизма. Владимир Соловьев и наши дни.

М.Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Дни Турбиных. Бег.

                   Мастер и Маргарита.

А. Веселый. Россия, кровью умытая.

Вс.Вишневский. Оптимистическая трагедия.

Ф.Гладков. Цемент.

М. Горький. Несвоевременные мысли. Жизнь Клима Самгина. На дне.

С. Есенин. Лирика 1917 – 1925 гг. Анна Снегина. Черный человек.

Е. Замятин. Мы. Пещера. Рассказ о самом главном.

М.Зощенко. Рассказы.

Вс. Иванов. Бронепоезд 14 – 69.

И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

В. Кириллов. Мы. Матросы. Железный мессия.

Н. Клюев. Сосен перезвон, Мирские думы, Плач о Есенине, Погорельщина.

А. Малышкин. Падение Даира. Люди из захолустья.

О. Мандельштам. Камень, Tristia, Шум времени, Египетская марка.

В. Маяковский. Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня. Лирика.

Н. Олейников. Сб. Пучина страстей

Ю Олеша. Зависть. Вишневая косточка. Ни дня без строчки.

Б.Пастернак. Охранная грамота, Люди и положения. «Сестра моя – жизнь», Лирика 20-30-х гг.

Б. Пильняк. Голый год. Повесть непогашенной луны.

А. Платонов. Усомнившийся Макар. Котлован. Чевенгур. Ювенильное море. В прекрасном и яростном мире. Река Потудань. Фро. Джан. Возвращение.

М. Светлов. Гренада.

А. Серафимович. Железный поток.

А.Толстой. Хождение по мукам. Петр Первый.

А. Фадеев. Разгром.

Д. Фурманов. Чапаев.

Д. Хармс. Стихотворения.

В. Хлебников. Творения. Ладомир. Зангези.

М. Цветаева. Волшебный фонарь, Версты, Лебединый стан, Поэма горы. Поэма конца.

Е. Шварц. Тень. Дракон. Обыкновенное чудо.

М. Шолохов. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина.

Н. Эрдман. Мандат. Самоубийца.

                                  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: