Научный стиль речи предполагает использование следующих методов логическойорганизации научного текста: дедукции, индукции, аналогии и проблемного изложения.
Логическая схема текста с использованием дедукции: тезис, гипотеза → развитие тезиса,
аргументация → выводы.
Логическая схема текста с использованием индукции: цель исследования → накопление
фактов, анализ, обобщение → выводы.
Дедукция (лат.выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общихзаконов к частным.
При слове дедукция вспоминаются слова знаменитого Шерлока Холмса: «Не так ужтрудно построить серию выводов, в которой каждый последующий вытекает изпредыдущего. Если после этого удалить все средние звенья и сообщить слушателю только
первое звено и последнее, они произведут ошеломляющее, хотя и ложное впечатление».
Метод дедукции состоит из трех этапов:
1 этап – выдвигается тезис (греч.положение, истинность которой должна быть доказана)
или гипотеза (греч.основание, предположение).
2 этап – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство или опровержение.
Здесь применяются различные типы аргументов (лат.доводов), служащих основаниемдоказательства, факты и примеры, сравнения.
3 этап – выводы и предложения.
Этот метод часто применяется на семинарах в вузах.
Индуктивный метод (лат.наведение) – движение мысли от частного к общему, отзнания одного факта к общему правилу, к обобщению. Композиция следующая: вовступительной части определяется цель исследования. В основной части излагаютсяимеющиеся факты, рассказывается о технологии их получения, проводятся анализ, синтез,сравнения. На основе этого делается вывод, устанавливаются закономерности. Так, например,строится отчет студентов о научно-исследовательской работе в вузе.
Проблемное изложение – это постановка в определенной последовательностипроблемных вопросов. Метод берет начало от сократовского метода. В ходе его исследуетсяпоставленная проблема и формулируются закономерности. Например, в ходе лекции или
доклада формулируется та или иная проблема. Лектор предлагает пути ее решения, он делаетвсех слушателей участниками мыслительного процесса.
Итак, к особенностям научного стиля относятся точность, логичность,аргументированность, использование терминов. Кроме того, необходимо помнить о способахпостроения научного текста и о методах логического изложения материала в нем.