Подробное применение: упражнения

Готовящийся к преподаванию мог бы понять весь смысл и значение аперцепции в обучении (т. е. законов ассоциации и аналогии или ассимиляции), изучая динамическую психологию. Полное осознание аперцепции как принципа преподавания, и привычка оценивать значение каждого стимула не по собственному его достоинству, а по тому, как воспринимает его ученик или целый класс, составляют цель следующих упражнений.

1. Как пояснил бы десятилетний мальчик, выросший в городе, фразу: "Он дал ему два рубля?"

2. Как повлиял бы ваш собственный прежний опыт или так называемые "аперцептивные массы" на ваш ответ?

3. Иллюстрируйте примером из школьной жизни ошибку, происшедшую вследствие отсутствия прежнего соответствующего личного опыта.

4. Дайте другой пример, где ошибка произошла бы вследствие отсутствия неподходящего содержания.

5. Учитель в Нью-Йорке отправился вместе со своим классом в парк, расположенный на берегу реки Гудзона. Он показал ученикам реку, обратил их внимание на ее величину и сказал: "Ну, теперь скажите мне название этой большой реки". "Река Амазонка", — последовал немедленный ответ. Какое дали бы вы на это объяснение?

О чем было бы разумно позаботиться учителю при следующей подобной экскурсии?

6. Трудно представить себе, до чего доходит невежество учеников. Может ли, например, поверить читатель, что способная девочка, ученица городской школы, была чрезвычайно удивлена, увидав, что яблоки растут на деревьях; или что умненький восьмилетний мальчик из города с населением в двадцать тысяч человек не мог решить, какого рода монеты он получил, медные или никелевые. Подберите два или три аналогичных примера.

Опыт 2. Напишите без посторонней помощи ответы на следующие вопросы:

Сколько стоит одна тонна (1000 кило) хорошего сена? Сколько членов имеет палата общин? Что такое слизистая оболочка? Какой величины рыба карась? Какую форму имеет лист томата? В какую сторону направлены острые кончики яблочных зерен? Что такое столик для посуды? Какое слово будет противоположное слову "если"? Что означает фраза: "Он пошел взять „ " („ — обозначение, принятое для одного фунта стерлингов).

Что продается в гастрономическом магазине?

Сравните свои ответы с правильными. Будут ли для вас эти вопросы много труднее, чем следующие для шестилетнего ребенка, поступившего в школу?

Какова длина двух футов? Сколько ног у поросенка? Где помещается твое сердце? Какой величины бывает корова? Какую форму имеет елка? Где встает солнце? Что делает пекарь? Что означает слово "богатый"? Что растет на ферме?

Опыт 3. Поручите кому-нибудь в сельской школе и кому-либо из товарищей в городской школе произвести следующий опыт: возьмите восемь или десять человек из младших классов, задавайте им, каждому по очереди, следующие вопросы и отметьте их ответы. Потом сравните обе группы.

Какой величины коврига хлеба? Какой величины лошадь? Какой величины корова? Что делает учитель? Что делает полицейский? Что делает фермер?

Опыт 4. Пусть два ваших приятеля прочтут восьми или десяти ученикам второго класса (лучше бы их взять каждого отдельно, но это не необходимо) отрывок А без комментариев и предложат им передать содержание рассказа в рисунках. Пусть прочтут рассказ два раза. Сравните рисунки обеих групп. Определите кратко, насколько эти рисунки обнаруживают наличность аперцепции. Произведите тот же опыт с отрывком Б.

А

Однажды лисица прибежала из леса к нашему дому и пыталась утащить курицу из курятника.

Но куры заметили ее и подняли страшный шум. "Герой" был во дворе; он побежал к курятнику и отогнал лисицу. "Герой" не ловил ее, но лаял так громко, что лисица, опасаясь за свою жизнь, убежала обратно в лес, ни одна из наших кур не попала к ней на обед в этот день. Что за славная собака "Герой", не правда ли?

Б

Карл был маленький хромой мальчик. Он жил со своей матерью в мансарде и любил смотреть из окна, как на улице играют мальчики. Он мог видеть также проходящих мимо людей, лошадей и экипажи. Однажды маленькая девочка играла среди улииы, когда из-за угла неожиданно показался трамвай. Дитя сидело как раз на его пути. Карл вскрикнул, уверенный в том, что ребенок будет раздавлен. Но как раз в эту минуту большой пес подбежал к девочке, схватил ее зубами за платье и оттащил в ту сторону, где находилась ее старшая сестра.

7. Как можно применить закон аперцепции к правописанию сложных слов?

8. Представьте рассуждение, приблизительно, в сотню слов, доказывающее на основании закона аперцепции, что изучение географии следует начинать с географии местной.

9. В каком отношении оправдывает этот закон обычай начинать историю Соединенных Штатов со времени открытия Америки Колумбом и изучать ее в хронологическом порядке?

10. В каком отношении оправдывал бы он противоположный способ изучать историю страны, начиная ее с описания современных условий, изображая затем картину национальной жизни в то время, "когда ваши отцы и матери были маленькими мальчиками и девочками", сообщая вкратце о жизни страны сто лет назад, о ней же в 1700 году и лишь после этого переходя к эпохе первых исследователей и колонистов и рисуя события и перемены жизненных условий страны в хронологическом порядке.

11. Каковы предварительные опыты, необходимые для того, чтобы можно было правильно научить определять местоимения?

12. Какие доказательства необходимости ясно устанавливать Цель урока можно вывести из закона аперцепции?

13. Чем доказать полезность повторения пройденного?

14. Если рассматривать урок повторения пройденного исключительно с точки зрения аперцепции, какие факты должны быть повторены?

15. Каким образом факт аперцепции объясняет понижение результатов преподавания в случае замены одного преподавателя другим?

16. Каковы опыт или аперцептивная база, необходимые для понимания смысла слов, указывающих на взаимное соотношение предметов, вроде "этот", "который", "тем не менее" и "его"?

17. Который из двух факторов, обуславливающих ответ ученика, имеет на него больше влияния: а) опыт прежде пережитого подобного же стимула и схожих с ним стимулов или б) его душевное состояние в настоящее время?

18. На котором из этих двух факторов отражается установление цели урока?

19. Почему заданный всему классу вопрос, на который может ответить каждый из учеников, нельзя считать иногда потерей времени?

20. Приведите два или больше примера небрежного отношения к содержанию мыслей ученика вроде следующего: "Будьте добры сказать мне, для чего я приставляю одну цифру для каждого следующего десятка?", — спросила маленькая Лара у своей наставницы. "Да, дорогая, — ответила та, — это потому, что числа увеличиваются слева направо в десятикратном отношении".

Когда преподавание касается предметов физического мира, как, например, в физической географии, физике, химии, ботаники, зоологии, физиологии человека и т. д., предварительное наблюдение за самыми предметами представляет необходимое условие для приобретения познаний о строении, свойствах, отношениях и действиях. При отсутствии такой аперцептивной базы полученные знания, весьма вероятно, не будут соответствовать действительности, не будут изменять реакции на данное положение в жизни и могут оказаться чисто механическими.

21. Примените то же правило к вопросам об "источниках" в истории.

22. Как вы поясните на основании этого факт перенесения почвы водой?

23. Примените правила § 20 к изучению таблиц мер, веса и иностранных монет.

24. Какие уроки могли бы служить подготовлением к изучению по книге состава воды? Чем заменили бы вы книжные уроки, если бы вы не были связаны практическими ограничениями?

25. С чего начали бы вы, желая объяснить классу функции семени боба?

26. То же при изучении строения и функции человеческого сердца.

27. Назовите пять случаев, когда предварительное ознакомление с самими предметами оказывается невозможным.

28. Назовите пять случаев, когда (как, например, при изучении бактерий в средней школе) практические затруднения, встречаемые при непосредственном ознакомлении с изучаемыми предметами, перевешивают преимущества такого ознакомления.

29. Иллюстрируйте примером пользу школьного музея, школьных экскурсий, пользования опытами при элементарном изучении наук, пользу школьного сада.

Подчеркивая, насколько важно обращать внимание на прошлый опыт и на личные способности ученика, некоторые забывают, что мы делаем это исключительно для того, чтобы увеличить этот опыт и усилить эти способности. Хороший учитель в своем преподавании будет приноравливаться к знаниям ученика, но лишь для того, чтобы расширить их. Хороший учитель будет < работать в привычном для него направлении, но лишь для того, чтобы проверить его. Обычный совет — "подвигаться к неизвестному" так же важен, как совет "начинать с известного". Постоянно повторять уже известное, прорабатывать снова то, что давно знакомо ученику, есть такое же вредное нарушение закона аперцепции, как перегрузить ученика фактами, которых он не в состоянии усвоить. Непонимание менее вредно, чем однообразное повторение одного и того же. Расстройство пищеварения менее опасно, нежели полный голод.

30. Что скажете вы об упражнении, подобном примеру А, но занимающем четырнадцать страниц учебника в предназначенном для первого урока по арифметике?

31. Найдите в учебнике четыре или больше примера нарушения закона аперцепции, подобных тому, который приведен в параграфе, предшествующем вопросу 30-му. Определите, чем каждый из них нарушает этот закон.

ГЛАВА V

ИНТЕРЕСЫ

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ

Когда какое-нибудь положение привлекает внимание, т. е. когда оно заставляет ум заняться предметом, мыслью или чувством, оно может быть названо интересным. Стремление посватать свои мысли и действия какому-нибудь явлению называется интересом к этому явлению. Чувство подъема, умственного возбуждения, притяжения к предмету называется интересом.

Воспитание в двух отношениях связано с чувством интереса. Во-первых, целью воспитания должно быть поощрение и создание желательных интересов, а также искоренение нежелательных. Во-вторых, на интересе заждется всякое побуждение к приобретению знаний и к образованию правильных навыков мышления и деятельности. С этой второй точки зрения интересы являются средством. Так, интерес к природе, к окружающей нас среде, к животным и растениям, интерес к физическому здоровью, к силе, интерес к истине — это цели, к которым стремится воспитание. Так, интерес к физическому движению, интерес к приобретению — это средства, которые приводят детей к приобретению ловкости и к продуктивности в творческой работе, в рисовании, домоводстве и т. д.

Это различие очень существенно, ибо большинство ошибок в преподавании по отношению к интересам зависит от того, что смешиваются средства и цели.

Интересы могут быть прирожденные или приобретенные. Многие человеческие инстинкты ничто иное, как бессознательное стремление не к какому-либо действию, но к настроению интереса или отвращения. Другими словами, существуют инстинктивные интересы или инстинкт интересов. Привычки людей часто бывают не привычками к завершенной мысли или законченности действия, но привычками настроения — интереса или отвращения. Поэтому вообще принципы воспитания, основанные на психологии инстинктов и привычек, применимы также и к интересам.

ИНТЕРЕСЫ КАК ЦЕЛЬ

Контроль над интересами. Но все прирожденные интересы желательны. Искоренить интерес к грубым возбуждениям так же важно, как развить интерес к хорошему чтению. Как по отношению ко всем инстинктам и привычкам, так и по отношению к интересам нельзя считать природу надежным проводником к идеалам воспитания. Можно искоренить нежелательные интересы так же, как и инстинкты, не давая им повода развиваться, создавая привычку иначе реагировать на данное положение, т. е. заменяя или изменяя направление интереса или же подавляя его, т. е. создавая в связи с ним неприятное ощущение. Желательные инстинкты поощряют созданием стимулов, возбуждающих их и сопровождающих чувством удовлетворения. Капитал, с которым человек вступает в жизнь, — это его прирожденные интересы, инстинкт интереса к движению, ко всему новому, к краскам, действию, живым животным, возбуждению, ритму, другому полу и т. д. Задача состоит в том, чтобы выбрать хорошие интересы, направить интерес, который должен быть приобретен, к тому, который уже существует, или, лучше сказать, исходя из интереса, уже существующего, развить тот интерес, который нужен. Так, из интереса к постройке лодки можно развить интерес к точным измерениям; из интереса к движению и возбуждению разумная школьная система вырабатывает постепенно интерес к истории и литературе.

Три источника интереса. Три фактора помогают учителю в этом процессе уточнения и правильного направления интересов. Первый есть общий закон ассоциации, заключающийся в том, что наклонность, доставляющая удовлетворение, сохраняется и возрастает, Интерес, представляющий выгоду для ученика, поддерживается. Свяжите какую бы то ни было реакцию с первоначальным или приобретенным чувством удовлетворения, и она также доставит удовлетворение. Самый тяжелый вид физического труда становится интересным для юноши, если труд создает для него положение среди его товарищей по игре в футбол, или если он связан с возбуждением, доставляемым охотой за крупной дичью.

Второй фактор — это сила подражания. То, что интересует всю общину, будет интересовать каждого члена; учитель, интересующийся своим предметом, заинтересует весь свой класс.

Третий фактор состоит в том, что знание приводит к интересу, что, за немногими исключениями, тот, кто владеет предметом, в конечном итоге, заинтересуется им, хотя бы и не интересовался вначале. Как только ученик средней школы выучивается читать на немецком языке, он начинает интересоваться этим языком.

Ошибки в воспитании. При поощрении интересов особенно опасно принять один за другой и поддержать тот интерес, которого не следует поддерживать. Может казаться, что мальчик интересуется игрой в футбол из интереса к физическому совершенствованию и атлетическому спорту, между тем как его истинные мотивы — интерес к тому, чтобы видеть свое имя, написанным в газетах, чтобы получить аплодисменты со стороны многочисленной публики, чтобы им любовались и ему завидовали его товарищи. Может казаться, что ученица имеет настоящий интерес к знанию, в то время как все ее желания направлены на то, чтобы опередить Мэри, которая не выдержала экзамена.

Главный недостаток школьного обучения по отношению к приобретению интересов состоит в том, что интересы, которые оно вызывает, непрочны: они поддерживаются под влиянием стимулов школьной жизни и глохнут вскоре после окончания школы. Детьми мы учимся, а взрослыми слишком часто теряем свою любовь к учению; более высокие интересы поощряются особенно благопристойной средой высшей школы, но они недолго выдерживают в грубой обстановке внешнего мира, в конкуренции с интересами к наживе, к власти и положению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: