Теории культуры XVIII века

В новое время появляются различные философские теории культуры, в которых переосмысливается античное и средневековое понимание культуры. Латинским словом «культура» стали пользоваться для обозначения таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Первоначально культура понималась как духовная сторона общества. Просветители осознали противоречие между природой и культурой. Первая точка зрения, характеризующаяся в целом пессимистическим взглядом на культуру, берет свое начало в работах Жан Жака Руссо (1712-1778), который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. В концепции Ж. Ж. Руссо культура осмысливается как разделяющая человека и природу. Ущербность буржуазной культуры и цивилизации Руссо видит как в существовании частной собственности, которая делает людей неравными, так и в государственной власти, всегда антинародной по своей сути. Не меньшим злом, по мысли Руссо, являются наука и искусство, которые способствуют сохранению неравенства, не обеспечивая ни улучшения нравов, ни более счастливой и богатой жизни народа. Руссо считает, что дети, как природные существа, свободны от пороков взрослых людей, но лучшие задатки ребенка подавляются обществом, где господствуют деспотизм, произвол и неравенство. Именно поэтому Руссо считал, что ребенка необходимо воспитывать вдали от городов, на лоне природы. Ребенка надо учить простым ремеслам, естественному образу жизни, далекому от жестокой и искусственной жизни городов, этих язв на теле человечества.

Общественно-историческая школа культурологии.

Едина ли история мировой культуры или представляет собой совокупность самостоятельных изолированных культур? В литературе выделяются два типа ответов на этот вопрос. В концепциях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби утверждается, что не существует единой истории человечества; история осуществляется на принципе смены культур, каждая из которых живет своей собственной, самодостаточной, обособленной жизнью. Схема истории, таким образом, представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а линии развития культур расходятся. В концепциях Вольтера, Монтескье, Канта, Гердера, К. Ясперса доказывается идея универсальности и всемирности истории. В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры.

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885)

Концепция локальных «культурно-исторических типов»:

- каждый культурно-исторический тип проходит в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели;

- не существует единого направления прогресса мировой культуры, каждая культура развивается обособленно;

- культурные типы классифицируются в зависимости от преобладающих направлений - разрядов человеческой деятельности.

Всю социально-культурную человеческую деятельность он подразделяет на четыре несводимых один к другому разряда:

- деятельность религиозная, выражающая отношение человека к Богу;

- деятельность культурная, в узком смысле этого слова, выражающая отношение человека к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-художественная и, в-третьих, технически-промышленная деятельность;

- деятельность политическая, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику;

- деятельность общественно-экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.

Данилевский выделял следующие культурные типы:

- культуры первичные, или подготовительные (не проявились ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности) (к первичным культурам относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская, иракская культуры);

- культуры одноосновные (проявляются ярко в одном из разрядов): еврейская культура (религиозный разряд); греческая культура (культурный разряд: искусство, философия); римская культура (политический разряд);

- культуры двухосновная: европейская культура имеет 2 разряда - политико-культурный тип;

- культура четырехосновная (гипотетический тип, где все 4 разряда развиты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: