Точка: закончена мысль – понижение голоса;
запятая: мысль развивается, но высказана не до конца – движение голоса вверх;
точка с запятой: знак средний между точкой и запятой - понижение голоса меньше и пауза более короткая, чем на точке,
многоточие: интонация незавершённости высказывания, понижение голоса;
восклицательный знак: логическое ударение на ключевом слове с помощью повышения голоса;
вопросительный знак: логическое ударение на вопросительном слове; к концу предложения голос понижается;
тире: перед тире голос повышается, после тире – понижается. Обозначает пропуск мысли, поэтому читать надо так, чтобы голос как бы заполнял пропуск при обязательном соблюдении паузы на этом знаке;
двоеточие: перед ним голос повышается и звучит так, чтобы слушатель ждал продолжения;
скобки: взятое в скобки предложение или словосочетание произносится тоном ниже, а после скобок голос повышается;
кавычки (при цитате): цитата произносится с замедлением темпа речи, чтобы выделить цитируемые слова.
|
|
Образец работы с партитурными знаками
Экзаменационное задание:
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова ФИО о ФИО.
Время на подготовку – 1 минута
Советы для подготовки пересказа
ü еще раз прочитайте текст и устно сформулируйте его основную мысль;
ü пронумеруйте количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем!);
ü пользуйтесь записями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению,
ü перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание;
ü заучивать или записывать цитату, которую нужно вставить в текст, не надо;
ü нельзя просто «прилепить» цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.