МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Минсельхозпрода
Агрохимия.
Система применения удобрений
Методические рекомендации
По выполнению курсовой работы студентами высших,
Учащимися средних специальных учреждений
Образования по специальностям 74 02 01 «Агрономия»,
Плодоовощеводство», 74 02 03 «Защита растений
И карантин» и 74 02 05 «Агрохимия и почвоведение»
Минск 2006
УДК 631.8 (07)
ББК 40. 40 я 7
А 26
Авторы: Ф.Н.Леонов заведующий кафедрой агрохимии, почвоведения и сельскохозяйственной экологии Учреждения образования «Гродненский государственный аграрный университет», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;
В.Н.Емельянова, И.В.Шибанова, А.В.Линкевич, П.В.Бо-родин, В.В.Кислый, А.К.Золотарь, доценты кафедры агрохимии, почвоведения и сельскохозяйственной экологии Учреждения образования «Гродненский государственный аграрный университет», кандидаты сельскохозяйственных наук;
М.С.Брилев, старший преподаватель кафедры агрохимии, почвоведения и сельскохозяйственной экологии Учреждения образования «Гродненский государственный аграрный университет», кандидат сельскохозяйственных наук;
|
|
Г.А.Зезюлина, декан факультета защиты растений Учреждения образования «Гродненский государственный аграрный университет», кандидат биологических наук, доцент
Рецензенты: В.В.Лапа, заместитель директора НИРУП «Институт почвоведения и агрохимии НАН Беларуси», доктор сельскохозяйственных наук, профессор
В.Т.Чепиков, заведующий кафедрой педагогики Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», доктор педагогических наук, профессор;
Г.Ф.Тарасевич, заведующий сектором науки Главного управления образования, науки и кадров Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, кандидат сельскохозяйственных наук;
В.П.Валько, главный специалистГлавного управления образования, науки и кадров Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, кандидат сельскохозяйственных наук;
В.Е.Овсяников, заместитель директора по производственному обучению Учреждения образования «Краснобережский государственный аграрный колледж»
Ó Учебно-методический центр Минсельхозпрода, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
Введение………………………………………………………. | 4 |
1. Общие сведения о хозяйстве………………………………… | 5 |
2. Потребность и накопление органических удобрений в хозяйстве……………………………………………………… | 11 |
2.1. Определение потребности в органических удобрениях.. | 11 |
2.2. Определение накопления органических удобрений…… | 13 |
3. Общая потребность хозяйства в минеральных удобрениях.. | 18 |
4. Многолетний план известкования почв в севообороте……. | 24 |
5. Система удобрения в севообороте…………………………... | 32 |
5.1. Удобрение сельскохозяйственных культур…………….. | 32 |
5.2. Дозы удобрений…………………………………………... | 52 |
5.2.1. Определение доз органических удобрений………. | 52 |
5.2.2. Определение доз минеральных удобрений………. | 54 |
5.3. Применение микроудобрений…………………………… | 86 |
5.4. План размещения удобрений……………………………. | 93 |
5.5. Насыщенность севооборота удобрениями……………… | 100 |
5.6. Баланс гумуса…………………………………………….. | 101 |
5.7. Баланс элементов питания……………………………….. | 114 |
5.8. Эффективность применения удобрений………………... | 131 |
5.8.1. Агрономическая эффективность………………….. | 131 |
5.8.2. Энергетическая эффективность…………………... | 134 |
6. Техника безопасности при работе с удобрениями…………. | 144 |
7. Охрана окружающей среды………………………………….. | 146 |
Литература…………………………………………………... | 153 |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
Применение удобрений – один из мощных факторов интенсификации земледелия. Во всех странах мира с высокоразвитым сельским хозяйством около половины прироста урожая получают благодаря рациональному научно обоснованному применению удобрений. Поэтому специалист сельского хозяйства должен хорошо знать основы проектирования системы удобрения в хозяйстве. В учебном процессе эти навыки приобретаются студентами при подготовке курсовой работы по системе удобрений, которая способствует закреплению и углублению знаний по агрохимии.
Выполнение курсовой работы предполагает использование различной научной и учебной литературы. Вместе с тем для рационального и целенаправленного выполнения работы студент должен располагать и методической литературой.
В методических рекомендациях содержатся рекомендации по проектированию системы удобрения в хозяйстве, основными элементами которой являются:
- определение потребности в органических удобрениях и разработка плана накопления и размещения;
- определение потребности в минеральных удобрениях;
- составление плана известкования кислых почв;
- разработка многолетнего плана применения удобрений (системы удобрения) в севообороте, а также в других угодьях, в котором отражены приемы, сроки и способы внесения, формы удобрения;
- определение баланса элементов питания и гумуса в севообороте;
- оценка агрономической и энергетической эффективности разрабатываемых систем удобрения.
Кроме того, в методические указания включены нормативные справочные материалы по вопросам проектирования системы удобрения, полученные на основе многочисленных исследований научных учреждений и опыта передовых хозяйств Республики Беларусь.
Курсовая работа выполняется в специально разработанном типовом бланке, материал излагается согласно настоящим методическим указаниям. Курсовая работа должна быть выполнена и оформлена грамотно и аккуратно. Правильно подготовленная работа рекомендуется к защите (до экзамена по агрохимии). Оценка за курсовую работу выставляется по результатам ее защиты.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ХОЗЯЙСТВЕ
Для проектирования системы удобрения студенты используют необходимые сведения о хозяйстве, в котором проживают, или получают задание от преподавателя с указанием хозяйства и сведений о нем. Во втором случае часть данных о хозяйстве студенты используют из курсовой работы по земледелию:
- характеристика сельскохозяйственных угодий (табл. 1);
-распределение пахотных почв хозяйства по гранулометрическому составу (табл. 2);
- принятые в хозяйстве севообороты (табл. 3);
- структура поголовья животных (табл. 6);
|
|
- план посева и урожайность сельскохозяйственных культур (табл.7);
Сведения об агрохимических показателях почв севооборотов (табл. 4), почв пашни хозяйства (табл. 5), а также характеристику известкового материала (табл. 8) студенты получают из задания к курсовой работы по системе удобрения. Данные по агрохимической характеристике почв в задании проставлены в виде групп кислотности, содержания гумуса и подвижных форм фосфора и калия. Для перевода этих данных в абсолютные величины необходимо пользоваться информацией, представленной в таблицах 9 и 10. При этом в интервале указанных групп необходимо выбрать одну величину.
Например, указана 2-ая группа кислотности дерново-подзолистой почвы, что соответствует интервалу 4,51-5,00, выбираем любое значение в этом интервале (например, 4,93) и записываем в таблицу 4.
Последовательность и методику проектирования системы удобрения в курсовой работе рассмотрим на примере одного их хозяйств Гродненской области, сведения о котором представлены в таблицах 1-8.
Таблица 1
Характеристика сельскохозяйственных угодий
Наименование угодий | Площадь, га |
1. Пашня, всего | 3220 |
в т.ч. в севооборотах | 3220 |
2. Кукуруза вне севооборота | - |
3. Люцерна вне севооборота | - |
4. Сады и ягодники | 60 |
5. Улучшенные кормовые угодья, всего | 680 |
в т.ч. сенокосы | 470 |
пастбища | 210 |
6. Естественные кормовые угодья, всего | 130 |
в т.ч. сенокосы | 100 |
пастбища | 30 |
Всего сельхозугодий | 4090 |
Слабоэродированных почв пашни - 4 % Среднеэродированных почв пашни - 1 % Сильноэродированных почв пашни - 0,5 % Балл пашни - 38 Балл сельхозугодий - 35 |
Таблица 2
Распределение пахотных почв хозяйства по
гранулометрическому составу
Тип и разновидность почвы | Площадь, га |
1. Дерново-подзолистые | 2940 |
а) суглинистые | 965 |
б) супесчаные, подстилаемые суглинком, мореной | 1600 |
в) супесчаные, подстилаемые песком | 375 |
г) песчаные | - |
2. Торфяные | 280 |
Таблица 3
Принятые в хозяйстве севообороты
№ по-ля
| Размещение культур в текущем году | Чередование культур | Пло-щадь поля, га | Урожайность, ц/га | |||
факти-ческая | плани-руемая | ||||||
___ 6 ___польный _ полевой _ севооборот | |||||||
1. | Озимая пшеница | Горох (зерно) | 80 | 30 | 33 | ||
2. | Сахарная свекла | Оз. пшеница (зерно) | 79 | 40 | 45 | ||
3. | Горох | Сахарная свекла (корн.) | 80 | 350 | 380 | ||
4. | Клевер | Ячмень + клевер (зерно) | 82 | 35 | 38 | ||
5. | Яровое тритикале | Клевер (сено) | 80 | 70 | 80 | ||
6. | Ячмень + клевер | Яровое тритикале (зерно) | 81 | 40 | 45 | ||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. | |||||||
10. |
___________________Балл____ 39 ____
____ 6 __польный _ кормовой _ севооборот | |||||
1. | Оз.рожь (зерно) | Оз.рожь (з.м.) + мн. травы | 46 | 190 | 200 |
2. | Оз.рожь (з.м.) + мн. травы | Мн.травы (злаково-бо-бовые) 1 г.п. сено | 47 | 80 | 90 |
3. | Мн.травы (злаково- бобовые) 1 г.п. | Мн. травы (-"-) 2 г.п. сено | 47 | 70 | 80 |
4. | Мн. травы (-"-) 2 г.п. | Мн. травы (-"-) 3 г.п. сено | 46 | 65 | 70 |
5. | Мн. травы (-"-) 3 г.п. | Мн. травы (-"-) 4 г.п. сено | 47 | 65 | 70 |
6. | Мн. травы (-"-) 4 г.п. | Оз.рожь (зерно) | 47 | 35 | 38 |
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. |
___________________Балл__ 37 ____
Таблица 4
Почвы севооборотов и их агрохимические показатели
№ по-ля | Севооборот | Тип и разно-видность почвы | Гу-мус, % | Груп-па кис-лот-ности | рНKCI | Содержание подвижных веществ, мг/кг почвы | ||||
Р2О5 | К2О | Сu | Zn | В | ||||||
1. | Горох | дерново-подзолистая связносупесчаная, подстилаемая мореной | 1,98 | III | 5,50 | 158 | 170 | II | III | II |
2. | Озимая пшеница | 1,65 | II | 4,93 | 144 | 155 | II | III | II | |
3. | Сахарная свекла | 1,84 | III | 5,35 | 175 | 169 | II | III | II | |
4. | Ячмень + клевер | 2,00 | IV | 5,80 | 194 | 200 | II | III | II | |
5. | Клевер | 2,04 | III | 5,38 | 210 | 195 | II | III | II | |
6. | Яровое тритикале | 1,88 | III | 5,48 | 155 | 172 | II | III | II | |
7. | ||||||||||
Средневзвешенные показатели | 1,90 | 5,41 | 173 | 177 | II | III | II | |||
1. | Оз.рожь + мн. травы | торфяная | - | II | 4.45 | 330 | 310 | II | III | II |
2. | Мн. травы 1 г.п. | - | III | 4.80 | 550 | 420 | II | III | II | |
3. | Мн. травы 2 г.п. | - | III | 4.58 | 490 | 470 | II | III | II | |
4. | Мн. травы 3 г.п. | - | II | 4.38 | 485 | 448 | II | III | II | |
5. | Мн. травы 4 г.п. | - | III | 4.60 | 580 | 500 | II | III | II | |
6. | Оз. рожь | - | III | 4.70 | 550 | 495 | II | III | II | |
7. | ||||||||||
Средневзвешенные показатели | - | - | 4,59 | 4,98 | 4,41 | II | III | II |
Примечание. Для микроэлементов указана группа обеспеченности почв.
Таблица 5
Cредневзвешенные агрохимические показатели
пахотных почв хозяйства
Тип почвы | Гумус, % | рНKCI | Содержание подвижных веществ, мг/кг | ||||
Р2О5 | К2О | Сu | Zn | В | |||
Дерново-подзолистая | 1,88 | 5,52 | 170 | 174 | II | III | II |
Таблица 6
Структура поголовья животных
Вид и группы скота | На 20____год |
Всего крупного рогатого скота | 4100 |
том числе: взрослых | 2200 |
молодняка | 1900 |
Лошадей – всего | 65 |
Свиней – всего | 380 |
Овец – всего | - |
Птицы – всего | - |
Таблица 7
План посева и урожайность сельскохозяйственных культур
Культуры и угодья | Площадь посева | Урожайность, ц/га | ||
га | % от площади пашни | факти-ческая | плани-руемая | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Зерновые и зернобобовые | 1965 | 61,0 | ||
в т.ч. озимые зерновые | 870 | 27,0 | ||
из них пшеница | 322 | 10,0 | 40 | 45 |
рожь | 160 | 5,0 | 35 | 38 |
тритикале | 388 | 12,0 | 42 | 46 |
яровые зерновые | 837 | 26,0 | ||
из них ячмень | 480 | 14,9 | 35 | 38 |
тритикале | 130 | 4,0 | 40 | 45 |
овес | 127 | 3,9 | 33 | 35 |
гречиха | 100 | 3,1 | 17 | 20 |
зернобобовые | 258 | 8,0 | ||
из них люпин | - | - | ||
вика | 160 | 5,0 | 18 | 20 |
горох | 98 | 3,0 | 30 | 33 |
2. Технические культуры | 355 | 11,0 | ||
в т.ч. лен | - | - | ||
сахарная свекла | 195 | 6,1 | 350 | 380 |
рапс (зерно) | 160 | 5,0 | 24 | 27 |
3. Картофель | 160 | 5,0 | 200 | 230 |
4. Кормовые культуры | 450 | 14,0 | ||
в т.ч. корнеплоды | 65 | 2,0 | 450 | 500 |
кукуруза (з.м.) | 160 | 5,0 | 350 | 400 |
силосные (без кукурузы), з.м. | - | - | ||
Продолжение таблицы 7 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
однолетние травы, з. м. | 128 | 4,0 | 190 | 200 |
многолетние травы, з. м. | 97 | 3,0 | 300 | 340 |
5. Многолетние травы, сено | 290 | 9,0 | 70 | 80 |
однолетние травы, сено | - | - | ||
6. Промежуточные культуры | 322 | 10,0 | ||
в т.ч. озимые на зеленый корм | - | - | ||
пожнивные | 258 | 8,0 | 140 | 150 |
подсевные | - | - | ||
поукосные | 64 | 2,0 | 160 | 180 |
7. Улучшенные кормовые угодья | 680 | - | - | - |
в т.ч. сенокосы, сено | 470 | - | 35 | 40 |
пастбища, зеленая масса | 210 | - | 150 | 170 |
Таблица 8
Характеристика применяемого известкового материала
Известковый материал | Содержание, % | ||
д.в. СаСО3 | влаги | недеятельных частиц (›1 мм) | |
Доломитовая мука | 97 | 2,5 | 1,8 |
Таблица 9
Градация почв по степени кислотности (рНКСI)
Группа | Степень кислотности | Дерново-подзолистые | Торфяно-болотные |
1 | сильнокислые | < 4,50 | < 4,00 |
2 | среднекислые | 4,51-5,00 | 4,01-4,50 |
3 | кислые | 5,01-5,50 | 4,51-5,00 |
4 | слабокислые | 5,51-6,00 | 5,01-5,50 |
5 | близкие к нейтральной | 6,01-6,50 | 5,51-6,00 |
6 | нейтральные | 6,51-7,00 | 6,01-6,50 |
7 | слабощелочные | > 7,00 | > 6,50 |
Таблица 10
Градация почв по содержанию гумуса, подвижных Р2О5 и К2О
Груп-па | Содержание | Гумус, % | Р2О5, мг/кг | К2О, мг/кг | ||
дерн.-подз. | дерн.-подз. | торф.-бол. | дерн.-подз. | торф.-бол. | ||
1 | очень низкое | < 1,00 | < 60 | < 200 | < 80 | < 300 |
2 | низкое | 1,01-1,50 | 61-100 | 201-300 | 81-140 | 301-400 |
3 | среднее | 1,51-2,00 | 101-150 | 301-500 | 141-200 | 401-700 |
4 | повышенное | 2,01-2,50 | 151-250 | 501-800 | 201-300 | 701-1000 |
5 | высокое | 2,51-3,00 | 251-400 | 801-1200 | 301-400 | 1001-1300 |
6 | избыточное | > 3,00 | > 400 | > 1200 | > 400 | > 1300 |