Пример СМО с многоканальным устройством

Необходимо решить, какое число мест на стоянке следует отвести для ав­томобилей, ожидающих мойки. Поток автомобилей является пуассоновским со значением среднего интервала, равным 5 мин. Время мойки автомобиля рас­пределено экспоненциально со значением среднего, равным 4 мин. Если клиен­ты подъезжают и не застают свободного места для ожидания, они уезжают. Мойка работает в течение восьмичасового рабочего дня.

При определении оптимального числа мест на стоянке необходимо учи­тывать, сколько автомобилей уехало не обслуженными в каждом случае и какие от этого убытки (могла быть прибыль); а также - каковы убытки от простоя

В простейшем случае, когда убытков от простоя мест на стоянке нет, не­обходимо подобрать характеристики СМО таким образом, чтобы ни один ав­томобиль не уехал не обслуженным. Определим элементы модели (табл. 3. 2).

                                                                                                                   Таблица 3.2

Таблица элементов модели

Элементы Интерпретация
Транзакты: 1-й сегмент модели 2-й сегмент модели Приборы: WASHR Многоканальные устройства: SPECE Функции: EXP   Клиенты Таймер   Мойка     Число мест на стоянке автомобилей   Функция для генерации случайных чисел в соответствии с экспоненциальным распределением, со значением среднего, равным 1

 

 

Модель СМО

 

SIMULATE

EXP       FUNCTION RN1,C6

0,0/.l,.1/.2,.2/.5,.69/.8,l.6/1.0,8.0

SPACE STORAGE 2

GENERATE 5,FN$EXP

IF SPACE=NF,STR1

TRANSFER,BYE

STR1 ENTER SPACE

SEIZE   WASHR

LEAVE  SPACE

ADVANCE 4,FN$EXP

RELEASE WASHR

BYE TERMINATE

GENERATE 480

TERMINATE 1

START 1

END

 

Моделирование СМО с разнотипными заявками

Если на вход СМО поступают разнотипные заявки, они могут иметь раз­личный приоритет (рис. 3.4). В этом случае заявки с более высоким приорите­том встают в очередь впереди заявок с более низким приоритетом. Заявки с одинаковым приоритетом выстраиваются в очереди по принципу ''первым при­шел - первым обслужен".

Рис. 3.4. Структура СМО с разнотипными заявками

 

Пример СМО с разнотипными заявками

На автозаправку прибывают машины двух типов. Время прибытия авто­мобилей первого типа распределено в интервале 10±5 мин, автомобилей второ­го типа - 5±2 мин. Время, затрачиваемое на заправку автомобилей, равно, соответственно, 8±3 мин и 5±1 мин. Автомобили первого типа обслуживаются вне очереди.

Смоделировать работу автозаправки в течение 10-часового рабочего дня.

Необходимо найти наиболее эффективный режим работы автозаправки, если известно, что клиенты остаются на автозаправке, если у каждой колонки в ожидании стоит не более одной машины; потеря каждого клиента приносит убыток в 5 руб., каждая колонка обходится в 50 руб в день.

При поиске эффективного режима работы автозаправки учитываются приоритеты заявок (что изменится, если поменять приоритеты у автомобилей?), количество автозаправочных колонок, режим обслуживания (общая очередь к многоканальному устройству обслуживания либо каждому типу автомобиля - свою колонку). Общие затраты СМО в день определяются как

S = K • q + r • р

где К - количество клиентов, не получивших обслуживания;

q - убыток от потери одного клиента;

r - количество колонок;

р - стоимость одной колонки в день.

Наиболее эффективный режим работы СМО определяется по минималь­ным затратам СМО за день. Определим элементы модели (табл. 3.3).

                                                                                                                                             Таблица 3.3

 

Таблица элементов модели

 

Элементы Интерпритация
Транзакты: 1-й сегмент модели 2-й сегмент модели 3-й сегмент модели Приборы: KOL Очередь: LIN   Автомобили первого типа Автомобили второго типа Таймер   Автозаправочные колонки   Общий максимальный объем очереди определяется количеством колонок (по одному автомобилю к каждой колонке)

 

Модель СМО

SIMULATE

KOL STORAGE 2

GENERATE 10,5,„1

IF Q$LIN=S$KOL,BYE1

QUEUE  LIN

ENTER  KOL

DEPART LIN

ADVANCE 8,3

LEAVE KOL

BYE1 TERMINATE

GENERATE 5,2

IF QSLIN=S$KOL, BYE2

QUEUE LIN

ENTER KOL

DEPART LIN

ADVANCE 5,1

LEAVE KOL

BYE TERMINATE

GENERATE 600

TERMINATE 1

START 1

END


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: